По предложенным критериям оцените данный уровень от 1 до 5 баллов.
Фамилия, имя ребенка
Возраст
Дата обследования «» года
1. Эмоциональный настрой ребенка во время прихода в детский сад. ____________________________________________________________ ______________
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
негативноенастроение позитивноенастроение
2. Отношение к расставанию с родителями. _____________________________________________________________________________
-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5
Возбужденное спокойное
3. Изменение показателей физического развития ребенка.
1) Снижение веса _____________________________________________________________________________ больше 3 мес. 2 мес. меньше мес. длительное функциональное незначительное
2) Вегетативные реакции (потливость, дрожание рук и т. д.) _____________________________________________________________________________больше 3 мес. 2 мес. меньше мес. длительные функциональные незначительные
3) Двигательная расторможенность _____________________________________________________________________________больше 3 мес. 2 мес. меньше мес. длительная функциональная незначительная
*Общая сумма баллов:
от 0 до 17 — тяжелая адаптация,
от 13 до 34 — адаптация средней тяжести,
от 35 до 52 — легкая.
Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ» методика А.Остроуховой.
Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3).
Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог-психолог и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.
Определение поведенческой реакции ребенка:
Эмоциональное состояние ребенка.
+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 улыбается, настроение хорошее, весел.
+1 иногда задумчив, замкнут.
|
-1 легкая плаксивость, хныканье.
-2 плачет за компанию, плач приступообразный.
-3 сильный плач, подавленное настроение.
Социальные контакты ребенка.
+3 много друзей, охотно играет с детьми.
+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.
+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.
-1 невесел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.
Сон ребенка.
+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 сон спокойный.
+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
-3 отсутствие сна, плач.
Аппетит ребенка.
+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.
+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.
-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.
-3 отвращение к еде, кормление мучительно.
Оценка ответов проводиться следующим образом:
Легкий уровень адаптации – до 5 дней – 1 недели
(поведенческие реакции +12… +8).
Средний уровень адаптации – до 15 дней – 3 недель
(поведенческие реакции +7… 0).
Усложненный уровень адаптации – до 25 дней – 5 недель
(поведенческие реакции -1… -7).
Уровень дезадаптации – более 5 недель
(поведенческие реакции -8… -12).
7. Тест для родителей «Я и мой ребенок».
Тест дополняет ваше представление о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
|
Вопросы | Ответы | ||
Можете ли вы | Могу и всегда так поступаю | Могу, не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | А | Б | В |
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? | А | Б | В |
3. Признаться ребенку в ошибке,совершенной по отношению к нему? | А | Б | В |
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? | А | Б | В |
5.Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? | А | Б | В |
6. Поставить себя на место ребенка? | А | Б | В |
7.Поверить хотя бы на минуту,что Вы добрая фея (прекрасный принц)? | А | Б | В |
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? | А | Б | В |
9. Всегда удерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | А | Б | В |
10.Пообещать ребенку,исполнить его желание за хорошее поведение? | А | Б | В |
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как захочет и не во что не вмешиваться? | А | Б | В |
12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | А | Б | В |
13.Устоять против детских слез и просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? | А | Б | В |
ИТОГО: |
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Результаты теста «Я и мой ребенок».
От 30 до 39 очков.
Ребенок самая большая ценность в Вашей жизни.Вы стремитесь не только понять, но и
узнать его,относитесь к нему с уважением,придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.Другими словами,Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
|
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности.Вы обладаете способностями воспитателя,но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно.Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект.Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.
Менее 16 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.