Восточнославянские племена Приднепровья и Подонья: лука-райковецкая, роменская и боршевская культуры.




 

-Лука-райковецкая культура (8-10 в.в.).

 

От белорусского полесья на севере до бассейна реки Прут на юге, от верховий Западного Буга на западе до Среднего Поднепровтя на востоке.

 

Хозяйство – земледельческое. Распространено пашенное земледелие (находки наральников и чересел). Для обработки почвы использовали железные мотыги. Возделываемые культуры: пшеница, просо, ячмень.

 

Продолжают развиваться домашние промыслы. Подсобную роль играет охота и рыболовство.

 

9 век – сосуды изготовлены на ручном гончарном круге, украшены линейным или волнистым орнаментом. Круговая посуда постепенно вытесняет лепную (в 9 в. круговые сосуды составляют до 20% среди найденных на памятниках лука-райковецкой культуры. Их число постоянно возрастает).

 

Памятники. Характерны открытые поселения – селища, расположенные по берегам рек. С 9 века отмечается увеличение размеров – площадь селища достигает 3 га; постройки распологаются рядами.

 

Хотомельское поселенье на реке Горынь состоит из небольшого городища (площадь 0,12 га). Сооружено носителями пражской культуры, но было сожжено. В отличие от большинства других поселений кроме керамики оказалось богато другими находками. Здесь найдены:

 

• Предметы быта (ножи, пряслица);

• Орудия труда (топоры, серпы, мотыги);

• Предметы вооружения и снаряжение всадника (наконечники стрел различных типов (железные втульчатые двухшипные, черешковые ромбовидные и листовидные, наконечники копий втульчатые, двусоставные удила, шпоры);

• Украшения (подковообразные фибулы, бронзовые поясные пряжки, перстни, браслеты. Интересно – височное кольцо – серебряное семилучевое, украшенное ложной​ зернью – это одна из самых ранних находок славянского височного кольца такой формы).

Погребальные памятники – грунтовые могильники и курганы.

 

Погребения совершались по обряду сожжения на стороне. Захоронения редко сопровождались вещами. Продолжая традиции пражского населения хоронили кремированные останки в глиняных урнах или без них в небольших ямах.

 

С 8-9 в.в. распространяется обычай сооружения курганов, который к 10 веку становится преобладающим. В курганах – индивидуальные погребения, среди которых преобладают безурновые. Остатки кремаций все чаще располагаются в основании насыпей на ритуальном кострище, на месте совершения сожжения, а иногда помещаются в верхней части насыпи.

 

Носители пражской и близкой ей культур, расселившиеся на Правобережье Днепра в 7-8 веках и смешавшиеся с незначительным местным населением, стали предками юго-западной группы восточнославянских племен, названных на этих территориях летописцем в начале 12 века – волынян, древлян, полян, дреговичей (частично).

 

Роменско-Боршевская культура (8-10в.в., на некоторых территориях до 11 в.).

 

Территория Левобережья Днепра от бассейна реки Десна до Верхнего и Среднего Дона. В конце 7 века часть славянского населения, обитавшего на пространстве от Дуная до Днепра, перемещается в районы Левобережья Днепра. Там складываются роменская и боршевская культуры (всеми безоговорочно признаются как славянские). Две культуры существовали одновременною.

 

Общее:

 

• пашенное земледелие в качестве основы хозяйства;

• преобладающий тип поселений – селище;

• развитое косторезное дело;

• обряд погребения (подкурганные сожжения на стороне).

Различия:

 

• Домостроительство;

• Разный набор украшений и предметов костюма;

• Детали погребального обряда.

Хозяйство – пашенное земледелие при котором использовались пахотные орудия с широким железным наральником и небольшим наральником. Выращивалось пшеница, просо, на позднем этапе появилась рожь. Урожай убирался железными серпами.

 

Местная металлообработка и местный железо-добывающий промысел.

 

Заметное количество салтовских украшений в ареале роменских памятников 8-9в.в.

 

Набор украшений для культуры 9-10 в.в. – лучевые височные кольца, металлические браслеты, шейные гривны с распущенными концами (с 11 века лучевые височные кольца – определяющий признак родимичей, но территориях их расселения не совпадает с ареалом роменских памятников).

 

Для роменской и боршевской культур характерны лепная керамика: горшки, миски, сковороды. Преобладают грубые горшки, украшенные отпечатками веревочного штампа в виде косых полосок или зигзагов, а также пальцевыми защипами по краю венчика.

 

Поселения. Некоторые из селищ достигают в площади 10 и более га. Располагаются в поймах рек. В 9-10 в.в. население начинает занимать плато высоких берегов рек. Появляются отдельные небольшие селища в один-два двора. Иногда селища вплотную прилегают к городищу (обычно площадь городища 0,5 га). Битицкое городище – Украина.

 

Типичные жилища – прямоугольные полуземлянки, стены столбовой конструкции, печи по северной стороне. в 10 веке распространяются срубные постройки. Площадь жилищ от 16 до 20 кв.метров.

 

Наиболее распространенный тип хозяйственных сооружений – зерновые ямы. Постепенное увеличение объема ям-хранилищ от нескольких десятков до почти 1000 литров, что отражает постепенный рост сельскохозяйственного производства.

 

Погребальные памятники роменской культуры. Небольшие округлые курганы. Трупосожжение на стороне. характерна безинвентарность погребения. В северных районах в курганах встречаются ритуальные кострища (в 11 веке становятся характерной особенностью родимичевских курганов).

 

Роменская культура соотносится с северянами. Фрагменты роменской лепной керамики найдены в поселениях, расположенных в бассейне реки Москвы.

 

Погребальный обряд боршевской культуры. Трупосожжение на стороне. Захоронение под курганной насыпью. В отличие от Р. Курганов более сложное устройство.

 

Пример – Большое Боршевское городище (Воронежская область). Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные погребальные камеры-домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах. Кроме глиняных сосудов-урн в этих же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако, большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремации расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребальной почвы.

 

Некоторые исследователи связывают боршевскую культуру с историей вятичей, но не все с этим соглашаются.

6-8 в. Длинные курганы (удлиненные валообразные погребальные памятники) - от Псковского озера до Верхней Волги. Выделяются Псковские длинные курганы и смоленско-полоцкие длинные курганы.

-Расположение ДК – неб.группами на склонах и в поймах рек. Представляют собой – сожжение на стороне и захоронение на разных уровнях внутри одной насыпи. Незн. кол-во инвентаря, пострадавшего в огне погреб. костра. Длинная форма – возвод. в несколько приемов, к старым последовательно добавлялись новые. Таким образом – постепенно коллективные усыпальницы (до 20 чел.) Смоленско-полоцкие курганы – урновые погребения.

-Керамика, найденная в ДК – сделана вручную, аналогична прибалтийско-финской культуре (баночная форма), пражсккой культуре (горшкооб.форма), раменской культуре (орнамент в виде оттисков веревочки) и тушемлинской культуре (тюльпановидные сосуды).

-Типы вещевого инвентаря в ДК:

1)повсеместные предметы – стекл. бусы, простые пряжки, накладки от поясов, бронзовые браслеты и перстни, фибулы, ножи и пряслица.

2)предметы в псковских курганах – (прибалты или финны) – подвески колпачковидной или полусферичесской формы.

3)предметы смоленско-полоцких курганов –детали женского головного убора балтских племен –части вайнаги(головного венчика),височные кольца и т.д.

-Орудия труда или вооружения встречаются крайне редко.

ДК расположены вместе с круглыми курганами позднего времени (происходят в единой славянской культуре). Круглые курганы (инд.сожжения) расп.по всему ареалу ДК с конца 9 века и по 10-11век. В круглых курганах –вещи – аналоги ДК, в т.ч. брслетообр.проволочные височные кольца (этнографический признак кривичей).

Самое изученное поселение культуры ДК – Изборское городище вблизи Пскова (возн.8 век). Высокий мыс, ров, вал из глины. Жилые срубные дома, дер.полы, глин.печи – разные типы конструкции, как балтские (на кам.основании), так и славянские – на деревянном каркасе. Есть срубные конструкции с глин.полами, как на Псковском городище и на Камно.

-Культура ДК – различные по этнич.происхожд.-ю элементы с общими чертами. Подтв. – проникновение славянского населения неоднократное и волнообразное.

-Ареал ДК – территория расселения кривичей (междуречье Зап.Двины и Днепра, Смоленскре поднепровье, Витебско----Полоцкое течение Зап.Двины и р-на Псковского озера, г.г. Полоцк и Смоленск).

-Вывод – кривичи получились из пришлого славянского населения +ассимиляция балтского и част.финского населения.

 

-Культура сопок 7-8 в.в.

Территория бассейна озера Ильмень. Но отдельные сопкообразные насыпи встречаются в бассейнах рек Западной Двины, Великой и Мологи.

-Сопки – высокие крутобокие погребальные насыпи. Обычно располагаются цепочкой вдоль берега реки или озера. --Захоронения в сопках располагаются ярусами (верхний, средний, нижний). Больше всего захоронений в верхней части насыпей. Одна сопка может содержать более 10 захоронений. 70% погребений – безинвентарные.

Характерны безурновые погребения, он встречаются глиняные и даже берестяные сосуды-урны. Кольцо в основании, сложенное из валунов – важная часть конструкции сопок (имеет ритуальный смысл).

Ночные каналы - 199 рублей в месяцСмотрите горячие фильмы и откровенные сериалы онлайн с НТВ-ПЛЮС. Подписаться?Смотрите горячие фильмы и откровенные сериалы онлайн с НТВ-ПЛЮС. Подписаться?ntvplus.tvПакет СуперспортПакет ПознавательныйПакет ДетскийПакет Ночной. 18+ПерейтиЯндекс.Директ18+

-Еще одна особенность – наличие кальцинированных или необожженных костей животных, чаще всего лошадей. -Обычай жертвоприношения животных – традиция финно-угорских племен.

Основной тип поселения – селище. Расположены вдоль рек с широкими долинами и пологими береговыми террасами, т.е. на землях, удобных для подсечно-огневого земледелия. Полдностью исследованы селища 9 в. В Поволховье – Золотое Колено и Новые Дубовики. Здесь раскопаны остатки наземных срубных жилищ с печами-каменками в углу.

-С культурой сопок связаны поселения: Старая Ладога в низовьях Волхва и Рюриково Городище у его истока под Новгородом.

-Наиболее ранние слои Старой Ладоги - середина 8в., Рюрикова Городища – сер. 9в.

В Ст.Ладоге наземные постройки 2-х типов:

• Обширные срубно-столбовые постройки площадью до 100кв.м с открытым очагом посередине;

• Небольшие срубы площадью до 20кв.м с печью в углу.

Первые постройки – скандинавский компонент, вторые – славянский компонент в населении поселка.

Лепная посуда сопок:

1. Приземистые слабо профилированные сосуды (близки финской керамике);

2. Широкогорлые сосуды с ребристым плечиком (близки славянской посуде);

3. Горшкообразные профилированные сосуды (аналогичные пражской керамике).

Сопки можно считать памятником смешанного славяно-финского населения.

2 точки зрения на путь проникновения славян в эти районы:

• Славяне постепенно проникали сюда с юга из Поднепровья;

• Славяне пришли из районов Нижней Вислы и Одра.

На смену сопкам в 10 веке приходят круглые курганы.

Территория распространения сопок соответствует в общих чертах территории обитания новгородских словен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: