Принципы и службы управления педагогическими системами.




 

Вопросы для изучения:

1. Общие принципы управления образовательными системами.

2. Службы внутришкольного управления.

3. Формирование относительно автономных систем управления.

4. Оптимальное сочетание госэкспертизы и внутришкольного контроля как важнейшее условие демократизации управления школой.

 

В Россию впервые привезли слона, животное ранее невиданное и …

заперли его в царских конюшнях. Дворовые ребятишки припали к целям стен,

чтобы разглядеть диковинку. Самый бойкий, увидев хвост,

авторитетно заявил: «Он похож на веревку!» «Нет, он похож на бревно» -

сказал другой, увидев в цель ногу. «Вот уж враки! - засмеялся третий,

увидев в щель хобот, - он похож на змею».

Долго спорили мальчишки, кто из них был прав.

(Из мифологии управленцев)

 

Применительно к управленческому процессу это означает, чтобы управлять объективно, надо уметь объективно оценивать и применять объективно существующие законы управления.

Принципы управления выступают конкретным выражением законов и закономерностей управления. Из закономерностей вытекают принципы управления, т.е. основные положения, которые ориентируют руководителей в практической работе. Принцип – это ведущая идея, которая лежит в основе организации деятельности.

К числу основных закономерностей внутришкольного управления специалисты относят:

– зависимость эффективности функционирования образовательной (учебно-воспитательной) системы от уровня организации структурно-функциональных связей между объектов и субъектом управления;

– обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса и др.

Ю.А. Конаржевский в числе ведущих называет следующие закономерности: аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность руководителей к различным видам управленческой деятельности (Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент.- М.1993. С.42-45).

В управлении избыток и недостаток информации одинаково затрудняют процесс принятия решений и оперативное выполнение регулирования. Для управленца важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Мониторинг – это система сбора, обработки и хранения информации. Методами сбора информации являются (наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с инструктивными и методическими материалами, анализ условий и уровней образования)

С внедрением технических средств и компьютеризации процесс обработки информации значительно облегчен, снижены сроки ее обработки. В управлении образовательными системами важна не любая информация, а, прежде всего, управленческая. Ее отличают следующие признаки:

– по времени (оперативная или ежедневная, ежемесячная, и т.д.);

– по функциям (аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная);

– по источникам поступления (внутришкольная, ведомственная, вневедомственная);

– по целевому назначению (директивная, ознакомительная, рекомендательная и т.д.). Формирование информационных банков данных, технологий оперативного использования информации повышает научную организацию управленческого труда.

2. Процесс управления выступает одновременно как цикличный и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением управленческих функций и завершением многих циклов управления. Все они также начинаются с постановки цели и задач, завершаются их решением и достижением заданного результата (цель – действие – результат – новая цель).

Субъекты управления изменяют состояние управляемого процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

Основные задачи управления:

– определить место каждого участника (субъекта управления), его функции, права, обязанности и ответственность;

– создать благоприятные условия для наилучшего выполнения поставленных задач.

В функционировании образовательного учреждения взаимодействуют два процесса (две подсистемы): учебно-воспитательный и управленческий. Управляющий орган (например, ректорат) определяет и делегирует отдельные функции через органы управления второго уровня (деканат и факультет) к управляемым субъектам третьего уровня (студенту и преподавателю). При этом по намеченной траектории поддерживается режим функционирования, несмотря на различные внешние и внутренние возмущения.

Рассмотрим распределение управленческого труда на выполнении одной из важных функцию внутри школьного контроля, которая выступает как подсистема управления и лежит в основе осмысленного и обоснованного принятия управленческого решения. Эта функция осуществляется субъектами самого образовательного учреждения.

Различают: административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей и самоконтроль. Необходимо, используя все виды контроля, получить информацию о деятельности субъектов и объектов управления во всех аспектах работы (анализа, целеполагания, прогнозирования, планирования, контроля и регулирования), о формах, средствах, методах, технологиях, оценить их целесообразность и эффективность. Результаты внутришкольного контроля рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, кафедр, творческих групп, учкомов, родительских комитетов. Эти субъекты в структуре управления принято называть службами управления. Службам управления школы делегируются определенные полномочия, сферы, компетенции и ответственность, функции управления. К службам внутришкольного управления относятся: медицинская, методическая, социально-педагогическая, психолого-педагогическая, профориентационная и другие. 3.Формирование относительно автономных систем управления. Оптимизация управления школой есть не что иное, как переход на управление через построение автономных подсистем и предельной конкретизации управленческой деятельности на всех уровнях. К таким организационным подсистемам можно отнести: подсистему управления качеством преподавания; подсистему управления качеством знаний, умений и навыков учащихся; подсистему управления внеклассной и внеурочной работой, подсистему управления методической и исследовательской работой; подсистему управления воспитательной работой; подсистему управления трудовой подготовкой и профориентационной работой; подсистему управления работой с родителями учащихся, подсистема обеспечения жизнедеятельности школы и др. Под каждую из формируемых подсистем разрабатываются программы на основе всех видов деятельности, связанных с ее осуществлением, за реализацией которой закрепляются конкретные исполнители.

- 63 -

 

Интенсификация и оптимизация функций организации управления содержит в себе огромный резерв повышения эффективности процесса управления школой.

4. Оптимальное сочетание госэкспертизы и внутришкольного контроля как важнейшее условие демократизации управления школой. Демократизация школьной жизни, расширение прав школы, учителей, учащихся и их родителей, повышение их ответственности за конечные результаты образования является актуальной проблемой для педагогической практики и науки. Оценка деятельности школы, формирование внутришкольного контроля требуют разработки определенных параметров, оценочных критериев и показателей. В условиях повышения самостоятельности школы внутришкольный контроль занимает особое место. Он должен быть системным, объективным и постоянным.

Школа на своем уровне выполняет функцию самоконтроля за обеспечением государственного базисного уровня ЗУНов, национально-регионального и школьного (платного – вариативная часть учебного плана) компонентов стандарта образования. Для проверки обеспечения качества необходима государственно-общественная экспертиза (инспектирование). Оптимальное сочетание того и другого вида контроля в различных формах является исходной позицией для проведения анализа деятельности общеобразовательной школы.

Поскольку школа становится субъектом самоуправления, то необходимо оценивать и саму систему внутришкольного управления. Цель такой проверки выявление качества педагогической и управленческой деятельности, организационных условий, психологического климата в коллективе, а так же роли, которую выполняет школа в социуме. На основании обобщенных данных контроля и экспертизы определяется уровень работы школы (высокий, средний, низкий, или соответствует или не соответствует). Государственнообщественная экспертиза с целью аттестации и аккредитации учебного заведения в соответствии с законом «Об образовании» проводится один раз в 5 лет.

Результаты оценки деятельности школы оформляются виде протокола, или справки. Как перспективную задачу исследования на современном этапе следует считать – создание единой системы оценивания на всех уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Для этого необходима разработка сквозных параметров и показателей с тем, чтобы можно было ориентировать весь контроль и анализ на выявление тенденций развития образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: