Продолжение обучения в профессиональных образовательных организациях




Контингент обучающихся

Контингент обучающихся делится по состоянию здоровья на две основные группы: обучающихся с лёгкой формой умственной отсталости и обучающиеся с умеренной и тяжёлой формами умственной отсталости. В соответствие с этим происходит комплектование классов. На основании СанПина 2.4.2.3286-15 формируются: отдельные классы для обучающихся с легкой умственной отсталостью с предельной наполняемостью не более 12 человек, классы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью с предельной наполняемостью не более 5 человек.

По социальным критериям обучающиеся делятся на категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (56 человек), дети из семей, проживающих в Оленегорске, обучающиеся в школе, но не проживающие в интернате (45 человек) и иногородние обучающиеся в школе и проживающие в интернате в течение учебного года (24 человека).

Образование

Установлены следующие уровни общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам:

- дошкольное образование (дети от 4 до 7лет);

- начальное общее образование (0-4 классы);

- основное общее образование (5-9 классы);

- среднее общее образование (углубленная трудовая подготовка (10-12 классы).

Обучение организовано по 4 учебным планам:

- для обучающихся с лёгкой формой умственной отсталости;

- для обучающихся с умеренной и тяжёлой формами умственной отсталости, сложной структурой дефекта;

- для обучающихся по ФГОС (вариант 1);

- для обучающихся по ФГОС (вариант 2).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 реализуется с 01 сентября 2016 года. В настоящее время по ФГОС обучаются 1, 2 и 3 классы.

Педагогический коллектив

Педагогический коллектив ГОБОУ Оленегорская КШИ составляют 49 человек. Это 25 учителей, 19 воспитателей и 5 специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования и социальный педагог.

95 % учителей имеет высшее образование, 30 % высшую квалификационную категорию, 5% первую квалификационную категорию, 50 % соответствие занимаемой должности, и 15% без категории (начинающие педагоги).

За долгие годы работы педагогическим коллективом создана методическая база и накоплен существенный опыт работы по обучению особо сложных категорий детей с умственной отсталостью: неговорящие дети, дети с синдромом Дауна, дети с РАС (расстройством аутистического спектра). Педагоги готовы делиться своим опытом с коллегами.

Ресурсный учебно-методический центр

Ресурсный учебно-методический центр по реализации программ образования детей с различными формами умственной отсталости создан на базе ГОБОУ Оленегорская КШИ в сентябре 2017 года.

РУМЦ реализует три основные направления работы:

1) работа с детьми с различными формами умственной отсталости, интегрированными в массовые образовательные учреждения;

2) работа с родителями (законными представителями) детей с различными формами умственной отсталости, интегрированных в массовые образовательные учреждения;

3) работа с педагогами массовых образовательных учреждений, имеющих в составе обучающихся детей с различными формами умственной отсталости.

За то недолгое время, что Ресурсный центр взаимодействует с массовыми общеобразовательными организациями области выявился круг вопросов, задаваемых специалистам центра максимально часто. Сегодня, пользуясь возможностями широкой аудитории семинара, мы ответим на некоторые из них.

Итоговая аттестация

Обучающиеся с любой формой умственной отсталости учатся по адаптированным основным общеобразовательным программам и не проходят государственной итоговой аттестации по окончании школы. Для них школой организуется проведение итоговой аттестации, которая в соответствии со ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» «представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы», т.е. обучающиеся проходят аттестацию, установленную самой школой. В нашей школе это экзамены по трудовому обучению (кулинария, столярное дело, слесарное дело, швейное дело, элементы дизайна интерьера).

Документ об образовании

На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.10.2013г. № 1145 лицам с разными формами умственной отсталости, закончившим обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, то есть по окончанию школы, выдается свидетельство об обучении, имеющее единую форму на территории всей страны. Образец свидетельства также регламентируется данным приказом.

В статье 60 Федерального закона «Об образовании в РФ», даются разъяснения о том, в каких случаях обучающимся, независимо от состояния здоровья выдаются справки: «Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией».

Таким образом, обучающиеся с любой формой умственной отсталости по окончании школы получают свидетельство об обучении, а если они выбывают из общеобразовательной организации, например, по достижению 18-летнего возраста, не освоив в полном объеме АООП, то им выдается справка об обучении или о периоде обучения по форме, установленной школой самостоятельно.

Продолжение обучения в профессиональных образовательных организациях

В соответствие со ст.79 Федерального закона «Об образовании в РФ»: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования».

То есть обучающиеся с умственной отсталостью по окончанию школы могут продолжить обучение в образовательных организациях среднего профессионального образования (техникумах, колледжах и др.), в которых реализуются адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, если нет противопоказаний по состоянию здоровья. В настоящее время преобладающее большинство профессиональных программ, предназначенных для обучающихся с умственной отсталостью, направлено на подготовку квалифицированных рабочих (штукатуров-маляров, плиточников, поваров, сантехников).

Но самый распространенный запрос со стороны педагогов массовых школ, реализующих инклюзивное образование, это разработка адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью. Подробно об этом, а также о некоторых других аспектах организации обучения детей с различными формами умственной отсталости расскажет заместитель директора по УР Замотина Г.В., которой я передаю слово.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: