Методическая папка к занятию по стихам Анны Ахматовой
"Я научилась просто, мудро жить"
«Визитная карточка» музея:
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится в центре Петербурга, во флигеле Шереметевского дворца, одного из красивейших особняков XVIII века. Здесь, в квартире известного искусствоведа, теоретика авангарда Николая Пунина Анна Ахматова прожила почти 30 лет, с середины 1920-х до начала 1950-х годов.
Музей открылся в 1989 году к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем в нашем городе, рассказывающем о советском периоде русской истории, когда представители интеллигенции – поэты, художники, люди эпохи Серебряного века, жизнь которых пришлась именно на годы репрессий в социалистическом Ленинграде – должны были сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Анна Ахматова принадлежала к поколению рубежа двух столетий, и исторические судьбы XX века, отразившиеся в ее судьбе, последовательно раскрываются в многообразии экспонатов музея. В 2003 году Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме открылся в новом облике.
Новая экспозиция делится на мемориальную часть, возвращающую квартире Пуниных – Ахматовой архитектурный облик 1920-1930 годов XX века, и литературно-историческую, размещающуюся по соседству с пространством квартиры. В то же время литературно-историческая экспозиция, построенная на новейших мультимедийных технологиях, видится как законченная и самостоятельная часть музея, прежде всего потому, что она подчиняется принципиально иной экспозиционной логике изложения – subspecieaeternitis (под углом зрения вечности), или ахматовскому: «я помню все в одно и то же время…».
|
Контактная информация
Вход в музей с Литейного пр., под арку дома 53
Музей открыт с 10.30 до 18.30. По средам с 12.00 до 20.00. Касса закрывается на час раньше. Выходной день — понедельник.
Телефоны: 272-22-11 (касса), 579-72-39 (научно-просветительский отдел), akhmatova-museum@mail.ru,
Запись на занятие по телефону (812) 579-72-39
Музейный куратор – Марина Александровна Елпашева
e-mail: marina-elpasheva@yandex.ru
Интерактивное занятие: 500 рублей с участника (сопровождающий бесплатно).
Минимальное число участников – 4-5 человек
Максимальное число участников программы - 15 человек.
Можно делить класс из 25-30 человек на две группы: проектная группа идет на занятие (оно начинается в саду), остальные учащиеся слушают экскурсию.
Экскурсия для школьников:
Группа до 20 человек – 6 000 рублей,
Группа до 10 человек – 4 000 рублей
Группа до 5 человек – 2 000 рублей
Анонс музейного занятия
"Я научилась просто, мудро жить"
Мастерская медленного чтения. 13+
Как так случилось, что застенчивая, хрупкая красавица с горькой судьбой «стала всех сильней на свете»? Как «научилась просто, мудро жить»? В чем находила она утешение, что её радовало, что давало силы снова обретать смысл жизни в дни суровых испытаний?
Шереметевский сад, Фонтанный Дом, музейные предметы хранят память и о радостных, и о трагических событиях ее горькой жизни. А стихи, написанные здесь, расскажут о том, как Ахматова умела обиды и беды переплавлять в торжество жизни и поэзии.
Приглашаем подростков в Дом Поэта, чтобы читать стихи вместе, читать медленно, говорить о стихах свободно, чтобы почувствовать и свою жизнь в поэтическом измерении.
|
Описаниемузейного занятия
"Я научилась просто, мудро жить"
Этапы музейного занятия.
1. Подростки отправляются в самостоятельное 5-минутное путешествие по мемориальной квартире, ищут «знаки» судьбы Ахматовой, т.е. экспонаты, по которым можно угадать, что выпало на ее долю (тюремная фотография Н. Гумилева; письмо Сталину с просьбой о спасении сына; фотография с Пуниным в саду Фонтанного Дома, где они выглядят счастливой парой; пропуск, по которому она проходила к себе домой, с фотографией «с выпученными от ужаса глазами»; фотографии молодой, красивой, грациозной Ахматовой, «насмешницы и любимицы всех друзей»; Постановление 1946 года и т.д.) Возможно, задания будут более конкретными: перед путешествием ребята вытягивают карточку со стихотворением или документом, и ищут экспонаты, подтверждающие выпавшие им стихи или документы. 5 минут
2. Краткая (интерактивная) экскурсия-диалог по следам этих находок. 15 минут
3. Чтение стихов за общим столом под абажуром: Для занятия выбраны стихи, которые расскажут о том, как Ахматова умела беды, обиды переплавлять в торжество, «праздник золотой», что ее радовало, в чем находила она утешение, и что давало ей силы снова обретать смысл жизни в трудные минуты. Стихи, вдохновляющие читателя на то, чтобы «подняться над собственным уделом», следуя за мудростью поэзии, учиться прощать, стойко переносить испытания.
Посмотреть на свою жизнь в поэтическом измерении – это уметь «молиться оконному лучу», ощущать себя «наследницей», чувствовать «ветер северных морей», прощать обидчиков, «оказывать первую помощь» (АА - про себя, когда она выслушивала чужие жалобы, боли) – «Если б все, кто помощи душевной /У меня просил на этом свете…» Использование сочетания разговорной лексики, иронических или саркастических реплик Ахматовой со стихотворными строками тоже будет работать на задачу «посмотреть на свою жизнь в поэтическом измерении», так же как сочетание документов, стихов и музейных предметов в 1 и 2 частях. Кроме того по ходу занятия мы неоднократно обращаемся к личному опыту подростка, просим записать или нарисовать то, что его утешает, радует, изобразить символ его нестыковок с миром (эти задания идут или как индуктор перед стихотворением, или как рефлексия - после). Штрихом к размышлению о поэтическом измерении, возможно, станет и обращение к стихотворному размеру. 1 час.
|
4. В процессе занятия мы будем «собирать» ключевые слова, образы для будущего арт-объекта, составлять список экспонатов, рассказывающих об испытаниях, выпавших на долю Ахматовой, и перечень экспонатов, говорящих о том, что она любила, что помогало ей «просто, мудро жить», а также метафоры, цитаты из стихотворений.
В конце занятия участники просматривают накопленные слова и рисунки и выбирают одно, два слова. Это станет темой текста, который нужно будет написать, употребив как можно больше выписанных слов, или коллективного коллажа.
Экспонаты
Письмо Ахматовой Сталину. Бусы «Зубы врагов».
А. Пушкин. Сочинения. Редакция Б. Томашевского.
Подписные листы с вечера памяти А. С. Пушкина.
Гравюра Мате с портрета Пушкина, написанного О. Кипренским
в Фонтанном Доме. Фотография Анны Ахматовой в саду Фонтанного Дома
в позе сфинкса и др.
Музейные предложения о коллекции:
- Сборник стихотворений «Я научилась просто, мудро жить», дневник, библиотеку.
- Родословное древо интеллигента (по словам Мандельштама, «у интеллигента нет родословной, а есть список прочитанных книг»).
- «Стройная башня» из стихов, в основе которой образы одного из стихотворений, входящих в занятие, это «Уединение». В основе «башни» – «знаки судьбы» (фотографии, макеты или символы предметов, хранящих память об испытаниях, стихи и документы, раскрывающие метафору «так много камней брошено в меня». Сама же башня может заключать «знаки» той внутренней силы, которая помогала Ахматовой «просто, мудро жить» и переносить испытания (фотографии или другие обозначения предметов, строки стихов).
- Шляпа поэтического мышления с цитатами, метафорами, книжками-окошками.
Занятию может предшествовать интерактивное занятие «Сундук Шереметевского чердака»
Рекомендуемая литература:
Аманда Хейт. Анна Ахматова. Поэтическое странствие.
Л. К. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. М.: Время, 2013
Анна Ахматова. Первый бег времени. Реконструкция замысла. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», 2013, Комментарии Н. Крайневой.
Н. И. Попова, О. Е. Рубинчик. Анна Ахматова и Фонтанный Дом. – СПб. Невский диалект, 2012