Из сочинения историка
«С началом царствования новый император отстранил от власти всех министров своего отца во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. На первый план выдвинулись другие, близкие новому государю люди. Ярым проводником идей "народного, самобытного, тёплого самодержавия", связанного с народом "живым звеном" дворянства, стал издатель "Московских ведомостей" М.Н. Катков. Он же написал проект манифеста 29 апреля 1881 г., известный как "ананасовый" из-за высокопарных слов в нём: "А на нас возложить долг самодержавного правления…"
С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм. Были смещены либеральные министры; введён реакционный университетский устав, который упразднил автономию университетов, стеснил условия учёбы и жизни студентов. Консерватор Катков вместе с К.П. Победоносцевым и министром внутренних дел Д.А. Толстым составили фактически правящую в стране группировку.
Неудивительно, что и экономическая политика правительства состояла в ревизии реформ 1860-х гг. и выработке экономической доктрины, основанной на усилении власти государства во всех сферах, на контроле за земствами и другими выборными органами».
31. Назовите российского императора, политика которого описывается в отрывке. Укажите название этой политики.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) император – Александр III; 2) политика – контрреформы |
32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух подтверждений этого вывода.
|
В ответе должно быть указано предложение: «С этого манифеста началось наступление на реформы предыдущего царствования, на всякий, даже умеренный, либерализм». Могут быть указаны следующие подтверждения: 1) смещены либеральные министры; 2) принят реакционный университетский устав; 3) усиление власти государства во всех сферах; 4) усилен контроль государства над земствами и другими выборными органами |
Из сочинения историка
«Процессы, подобные тем, что происходили в других сферах общественной жизни, коснулись и образования. Правительство решило взять под строгий контроль всю систему образования для воспитания нравственности, послушания и религиозности среди подрастающего поколения. Попечители гимназий, училищ и школ имели право налагать дисциплинарные взыскания и наказания вплоть до исключения провинившегося из учебного заведения без возможности обучаться где-либо ещё.
Министр просвещения И. Делянов видел источник "распущенности" и недисциплинированности молодёжи в том, что молодые люди читают "неправильные" книги. Чтобы изменить ситуацию, он предложил снабдить каждую народную и начальную школу небольшой библиотекой, содержащей только идеологически полезные книги. С точки зрения Делянова, эта мера способствовала воспитанию нравственности, а также отвлекала молодёжь от социалистических идей.
С этой же целью в 1887 г. приняли знаменитый циркуляр, ограничивавший доступ в учебные заведения выходцам из простого народа. Циркуляр шёл вразрез с существующим законом об образовании и гласил, что гимназии и прогимназии должны освободиться "от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию"».
|
31. Назовите императора, который правил в это время в России. Укажите название циркуляра, упоминаемого в тексте, под которым он вошёл в историю.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) император – Александр III; 2) название циркуляра – «О кухаркиных детях» |
32. Из первого абзаца выпишите предложение, где указана цель, средства достижения которой названы в последующем тексте. Используя отрывок, укажите не менее двух средств достижения этой цели.
В ответе должно быть указано предложение: «Правительство решило взять под строгий контроль всю систему образования для воспитания нравственности, послушания и религиозности среди подрастающего поколения». Могут быть указаны следующие средства: 1) право попечителей налагать дисциплинарные взыскания и наказания; 2) снабжение каждой народной и начальной школы небольшой библиотекой, содержащей идеологически полезные книги; 3) ограничение доступа в учебные заведения выходцам из простого народа |
Из сочинения историка
«Совет решил, что пришло время действовать, и назначил на 7 декабря начало всеобщей политической забастовки и восстания, которое должно было свергнуть царскую власть. Несмотря на поддержку значительного числа бастующих, Совету всё же не удалось, как в октябре, остановить работу жизненно важных отраслей, в частности железнодорожного транспорта. Восстание было обречено. За четыре дня (15–18 декабря) войска под командованием адмирала Дубасова сумели расправиться с очагами восстания, во главе которых стояли боевые отряды большевиков, сконцентрированными главным образом в районе Пресни.
|
Власти, ощутив свою силу в борьбе с социальной революцией, решились начать наступление на права и свободы населения. Первая из обещанных Манифестом 17 октября свобод – неприкосновенность личности – была не более чем пустым звуком, ибо кругом шли аресты подозреваемых. За один только декабрь в столице было арестовано около
2 тыс. человек. Весной общее число заключённых в тюрьмы и высланных превысило 50 тыс. человек. Такого количества репрессированных при царской власти ещё никогда не было.
Право на забастовку фактически сводилось на нет законом от 2 декабря, запрещающим бастовать государственным служащим, служащим общественных учреждений и рабочим предприятий, жизненно важных для экономики страны.
О свободе слова и говорить было нечего. Как могла она сочетаться
с законом от 13 февраля, согласно которому можно было подвергнуть преследованиям любое лицо, виновное в "антиправительственной пропаганде"».
31. Укажите год, когда происходили описываемые события. Назовите императора, подписавшего манифест, упоминаемый в отрывке.
32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. Укажите не менее двух признаков данной ситуации.
1. При вступлении на престол российский император Александр I обещал править: «по законам и по сердцу своей премудрой бабки», что означало фактический отказ от политики, проводившейся во время правления его отца, Павла I. Однако между политикой Павла I и Александра I были общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
Могут быть приведены положения: 1) принимались законодательные акты в отношении крестьян и направленные на ограничение крепостного права: Указ о трехдневной барщине Павла I и Указ о вольных хлебопашцах Александр I; 2) участие России в антифранцузских коалициях, войны с Францией; Могут быть приведены другие факты, положения |
2. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия, внутренняя политика Александра I в периоды до Отечественной войны и после неё имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.
Могут быть приведены положения: 1) предпринимались попытки решения крестьянского вопроса: Указ о вольных хлебопашцах Александр I (1803 г.), отмена крепостной зависимости в Прибалтике (Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях в 1816-1819 гг.).; 2) разработка конституционных проектов: «План государственных преобразований» М. Сперанского (1809 г.) и «Уставная грамота Российской империи» Н. Новосильцева (1818 г.), предоставление Конституции Польше (1815 г.); 3) разрабатывались проекты реформы государственного устройства; 4) вводилось представительное правление на присоединённых к России территориях (Финляндия 1809, Польша 1815); 5) открывались средние учебные заведения (лицеи). |
3. Существует точка зрения, что, несмотря на новые черты в организации образования и просвещения в начале XIX в., в годы правления Александра I сохраняется общность тенденций в развитии образования и просвещения с периодом царствования Екатерины II. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность.
Могут быть приведены положения: 1) развитие образования и просвещения являлось государственной задачей; 2) происходило формирование системы общеобразовательной школы; 3) образование имело преимущественно сословный характер. Могут быть приведены другие факты, положения |
4. Социальная политика Николая I сохранила многие черты политики Александра I, но при этом имела и серьёзные различия. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти различия.
Могут быть приведены факты, положения: 1) для ограничения доступа в ряды дворянства было учреждено новое привилегированное сословие почётных граждан; 2) был повышен порог приобретения дворянства по Табели о рангах; 3) было сокращено участие малоимущих дворян в дворянских собраниях; 4) был принят закон о майоратах, который препятствовал дроблению помещичьих имений и позволял передавать их в наследство одному старшему сыну; 5) была проведена реформа государственной деревни, вследствие которой изменилось положение государственных крестьян и система управления ими |
5. Реформа 1861 г. принципиально изменила положение крестьян в сравнении с первой половиной XIX в. Но тем не менее сохранились схожие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих это сходство.
Могут быть приведены факты: 1) сохранилась сословная неполноправность крестьян; 2) сохранилась зависимость крестьян от общины; 3) крестьянство по-прежнему страдало от малоземелья; 4) временнообязанные крестьяне платили оброк и работали на барщине, как крепостные. Могут быть приведены другие факты |
6. Существует точка зрения, что, несмотря на существование серьёзных различий, в социально-экономическом развитии России в первой и во второй половине XIX в. было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
Могут быть приведены факты: 1) осуществление промышленного переворота; 2) развитие железнодорожного транспорта; 3) Россия оставалась сельскохозяйственной страной 4) сохранение сословного деления общества. 5) крестьянство по-прежнему страдало от малоземелья; Могут быть приведены другие факты |
7. Эпоха Александра II обычно противопоставляется эпохе Александра III. Однако внутренняя политика правительства в эти две эпохи имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Могут быть приведены факты: 1) проводившиеся преобразования не затрагивали основ самодержавия; 2) в ходе «Контрреформ» Александра III сохранились, пусть и в измененном виде, нововведения, созданные реформами Александра II (земства, городское самоуправление, суд присяжных, призывная система комплектования армии); 3) в период «Контрреформ» была продолжена по некоторым направлениям крестьянская реформа Александра II. Так, завершилось временнообязанное состояние крестьян; 4) важным направлением внутренней политики являлась борьба с революционным движением. |
8. Земские учреждения, созданные в эпоху Великих реформ, сохраняли свои основные функции и принципы формирования вплоть до 1917 г. Но положение земств к концу XIX в. отличалось от их положения в 1860-е гг. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти отличия.
9. Существует точка зрения, что, несмотря на многочисленные изменения, произошедшие в судебной системе России в результате реформы, проведённой в период правления Александра II, некоторые черты старой судебной системы сохранились. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих, что черты сходства старой и новой судебных систем существовали
Могут быть приведены следующие факты, положения: 1) после реформы сохранился духовный суд по делам духовным; 2) после реформы сохранились военные суды для военных; 3) высшие царские сановники – члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы – за совершённые ими преступления подлежали Верховному уголовному суду, так как на них не распространялась юрисдикция судебных округов и палат; 4) телесные наказания окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста в смирительном или рабочем доме) и для крестьян по приговорам волостных судов. Могут быть приведены другие факты, положения |
Общественное движение
1. Существует точка зрения, что, несмотря на значительные различия во взглядах руководителей Северного и Южного обществ декабристов, их программные документы содержали много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту общность
Могут быть приведены положения: 1) отмена крепостного права; 2) создание представительного органа власти; 3) ликвидация сословного неравенства; 4) сохранение частной собственности; 5) ликвидация самодержавия; 6) ликвидация военных поселений |
2. Бунтарское и пропагандистское направления в народничестве 70-х гг. XIX в. принципиально отличались в вопросах тактики революционной борьбы. Но при этом теоретические взгляды лидеров этих направлений имели много общего. Приведите не менее двух положений, подтверждающих это сходство.
Могут быть приведены черты сходства: 1) критика капитализма в Западной Европе; капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху» (государством); 2) необходимость революционного свержения самодержавия; 3) ликвидация помещичьего землевладения; 4) наделение крестьян землёй; 5) уничтожение социального неравноправия; 6) Россия может перейти к социализму, минуя капитализм; крестьянская община как основа построения нового общества. 7) руководящая сила крестьянства – партия революционеров - профессионалов; Могут быть приведены другие верные черты сходства. |
3. В 30-е гг. XIX в. в философско-литературных кружках западники и славянофилы спорили о будущем России, искали решение практических вопросов русской жизни. Будучи либералами по убеждениям, они считали перемены в России необходимыми. Но направления преобразований они понимали по-разному. Приведите не менее двух различий во взглядах западников и славянофилов о направлениях преобразований.
Могут быть приведены различия: 1) западники считали, что Россия и Европа не имеют принципиальных различий, поэтому преобразования в России должны идти по западному образцу, а славянофилы отстаивали идею о самобытности России; 2) западники видели Россию конституционной монархией, а славянофилы образцом государственного устройства видели сословно-представительную монархию с Земскими соборами; 3) особую роль в судьбе России славянофилы отводили православию и крестьянской общине как духовным основам жизни русского народа, определяющим выбор собственного пути развития. Могут быть приведены другие различия |
4. Либеральный лагерь, сложившийся в России в ходе революции 1905–1907 гг., представляли две политические партии: Партия конституционных демократов и «Союз 17 октября». Несмотря на принадлежность к одному общественно-политическому течению, программные установки этих партий имели различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.
Могут быть приведены положения: 1) представители кадетов в отличие от октябристов были сторонниками установления в России парламентской монархии по образцу «английской» 2) представители кадетов в отличие от октябристов выступали за предоставление 8-часового рабочего дня 3) представители кадетов в отличие от октябристов выступали за представление автономии Финляндии, право на культурно-национальную автономию |
5. Существуют точки зрения, что, несмотря на принадлежность к партиям социалистического направления, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) и Партия социалистов-революционеров (эсеры) имели много различий в программных установках и (или) методах борьбы. Приведите не менее двух положений, подтверждающих существование серьёзных различий в программных установках и методах борьбы этих партий.
Могут быть приведены положения: 1) одним из методов борьбы эсеров был индивидуальный террор, социал-демократы его отвергали; 2) аграрная программа эсеров предполагала социализацию земли, а социал-демократы выступали за национализацию (муниципализацию) земли; 3) программа социал-демократов предусматривала установление диктатуры пролетариата, а в программе эсеров декларировалось гражданское равноправие. Могут быть приведены другие положения. |
6. Раскол Российской социал-демократической рабочей партии на две фракции – большевиков и меньшевиков – в дальнейшем привёл к образованию самостоятельных политических партий с существенными различиями в программных установках, формах и методах борьбы. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих существование этих различий.
Могут быть приведены факты, положения: 1) аграрная программа меньшевиков предполагала муниципализацию земли, а большевиков – национализацию; 2) меньшевики допускали политические блоки со всеми демократическими силами, включая кадетов, большевики отказывались от сотрудничества с либерально-буржуазным лагерем; 3) большевики видели партию строгой централизованной организацией с жёсткой дисциплиной, а меньшевики рассматривали партию как свободный союз единомышленников (по образцу европейских социал-демократических партий); 4) меньшевики выступали против преждевременного захвата власти пролетарской партией на демократическом этапе революции. |
Внешняя политика
1. Внешняя политика императора Николая I сохранила многие черты внешней политики императора Александра I. Однако внешнеполитические действия этих императоров имели и серьёзные различия. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти различия.
Могут быть приведены факты: 1) при Александре I главным направлением является европейское, при Николае I много внимания уделяется восточному вопросу (взаимоотношениям с Османской империей); 2) происходит обострение в российско-английских отношениях: при Николае I усилению разногласий способствовало столкновение интересов держав на среднеазиатском и дальневосточном направлениях; 3) при Николае I русские войска подавляют революционные выступления в Венгрии, за что Россия получает прозвище «жандарм Европы». 4) Россия – активная участница Священного Союза |
2. Существует точка зрения, что внешняя политика Российской империи при Николае I отличалась от внешней политики Александра I. Однако внешнеполитические действия этих императоров имели и много общего. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Могут быть приведены факты, положения: 1) при обоих императорах Россия является активной участницей Священного союза; 2) при обоих императорах Россия стремится укрепиться в Закавказье, что приводит к войнам с Ираном; 3) при обоих императорах продолжается расширение территории Российской империи; 4) важной составляющей внешней политики обоих императоров является восточный вопрос |
3. Русско-турецкие войны 1853–1856 гг. и 1877–1878 гг. разделяет чуть более двух десятилетий. Тем не менее эти две войны серьёзно отличаются друг от друга. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эти отличия.
Могут быть приведены факты: 1) в 1853–1856 гг. основные военные действия разворачиваются в Крыму и на Кавказе, в 1877–1878 гг. основные военные действия идут на Балканском полуострове; 2) в первой войне на стороне Турции воюют Англия и Франция; 3) первая война завершилась поражением России, вторая - победой. |
4. Несмотря на целый ряд отличительных особенностей, внешняя политика Николая I и Александра II имела общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
Могут быть приведены факты, положения: 1) при обоих императорах Россия оказывала поддержку балканским народам в борьбе за независимость; 2) при обоих императорах Россия участвовала в союзах с Австрией и Пруссией (Священный союз и «Союз трёх императоров»); 3) при обоих императорах продолжалось расширение территории Российской империи (Закавказье и Средняя Азия); 4) при обоих императорах Россия вела войны с Османской империей. Могут быть приведены другие факты, положения |
Конец формы
5. Несмотря на целый ряд отличительных особенностей, во внешней политике Николай II сохранял определённую преемственность с политикой своего отца – Александра III. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту преемственность.
Могут быть приведены факты, положения: 1) Николай II продолжал укрепление политического и военного союза России с республиканской Францией (визит Николая II во Францию и ответный визит французского президента); 2) в начале правления Николай II продолжал миротворческую политику отца (по инициативе Николая II созвана конференция в Гааге в 1898 г., на которой приняты международные конвенции о законах и обычаях войны); 3) Николай II продолжал блоковую политику своего отца (1907 г. – подписание договора с Великобританией, окончательное оформление Антанты). |
Культура
1. Русская архитектура успешно развивалась на протяжении всего XIX в. Однако во второй половине века по сравнению с его началом в русской архитектуре произошли значительные изменения. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эти изменения.
Могут быть приведены положения: 1) уменьшение значения традиций классицизма в архитектуре; 2) появление неорусского (псевдорусского) стиля (заимствование элементов древнерусского, византийского зодчества); 3) на первый план выдвигается функциональность здания (строительство вокзалов, банков, магазинов, доходных домов); 4) использование новых материалов: железа, стекла, бетона; 5) отказ от идеи единого ансамблевого строительства. Могут быть приведены другие положения |
2. Русская живопись успешно развивалась на протяжении всего XIX в. Однако в пореформенную эпоху по сравнению с предшествующим периодом в русской живописи произошли значительные изменения. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти изменения.
Могут быть приведены факты, положения: 1) академизм утратил свои позиции в среде художников; 2) распространение демократических тенденций: тесная связь живописи с жизнью и бытом народа; 3) возникновение объединения художников-передвижников, которые стремились приблизить искусство к народу и с этой целью организовывали выставки в провинциальных городах; 4) большое внимание уделялось историческому прошлому России; 5) батальная живопись приобрела антивоенные черты (творчество В.В. Верещагина); 6) обращение к русскому народному эпосу (В.М. Васнецов). |
3. На протяжении всего XIX в. происходило поступательное развитие российских городов. Однако во второй половине века по сравнению с его началом в жизни российских городов произошли значительные изменения. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти изменения.
Могут быть приведены факты, положения: 1) развитие общественного транспорта (конки, трамваи); 2) строительство доходных домов в 5–6 этажей; 3) повсеместное появление в крупных городах водопровода, канализации; 4) появление электрического освещения; 5) появление телефонной сети. |