Требования к результатам освоения дисциплины.




Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ»

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ:

Для всех направлений подготовки

 

 

Квалификация выпускника:

Бакалавр

Форма обучении:

очная, очно-заочная, заочная

 

Утверждена:   Согласовано:
Решением кафедры    
Протокол № __ от __ _______ 2017 г.   Дата ____ _______________ 2017г.
     
Зав. кафедрой ___________________   Проректор ___________________
(подпись)   (подпись)
/________________________________/   /________________________________/
(фамилия, инициалы)   (фамилия, инициалы)

 

 

Москва - 2017

 

Автор-составитель:

Бычков Максим Алексеевич, кандидат исторических наук,

доцент кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по для всех направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 10.12.2014 года № 1567.

Директор института

____________________ /____________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

 

Цели освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «История» является сформирование у студентов представления об истории развития России, о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации.

Задачи изучения дисциплины:

- ознакомление студентов с совокупностью сведений о ключевых этапах истории России, с многообразием форм исторического бытия и деятельности людей̆ в прошлом;

- развитие у студентов навыков самостоятельного исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей̆ событий и явлений, целей̆ и результатов деятельности людей̆);

- приобретение студентами умений пользоваться историческими знаниями при оценке и анализе явлений современного мира; объективно оценивать социально-экономические и политические события современности, самостоятельно осмысливать делать выводы и обобщения; использовать полученные знания на практике.

 

Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «История» в учебном плане относится к вариативной части блока «Дисциплины».

Для изучения дисциплины необходимы знания курсов история и обществознание программы среднего общего образования: знание основных событий, прежде всего, отечественной̆ истории, понимание их взаимосвязи, знание основ работы с исторической̆ информацией̆, умение вырабатывать собственную позицию при ее осмыслении. Знания, полученные при освоении дисциплины «История» студенты могут использовать при дальнейшем изучении дисциплин «Политология», «Логика», «Социология».

 

Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, направленных на овладение:

- способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК –2);

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК – 6);

- способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК – 2).

-

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

- ключевые исторические события и явления социально-экономической и политической истории России;

- особенности исторического, историко-политологического, историко-культурологического анализа событий и явлений прошлой истории России;

- особенности современного экономического, политического и культурного развития России;

- общие положения и закономер­ности исторического процесса, исходя из требований объек­тивности, историзма, системности и научности;

 

Уметь:

- ориентироваться в историческом пространстве и времени;

- извлекать уроки из исторических событий, происходивших на почве российской действительности;

- экстраполировать полученные знания, понимать и критически оценивать факты, явления и процессы общественного развития;

- систематизировать сложный исторический материал; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

Владеть:

- способностью к постановке цели, выбору путей её достижения, восприятию информации и её обобщению;

- навыками анализа и систематизации исторических источников;

- навыками научно-исследовательской и педагогической деятельности в области изучения истории России.

- навыками научного по­ знания истории, социального опыта, передающегося от по­коления к поколению.

4. Формы контроля освоения студентами дисциплины:

Для контрольного измерения результатов изучения дисциплины применяются три вида контроля:

  • входной;
  • текущий;
  • промежуточный.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация) – зачет по дисциплине, который включает:

итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу,осуществляется дистанционно;

творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

Методы контроля:

- устный;

- письменный;

- с помощью технических средств и информационных систем;

- самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

- Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

- комплекты тематик для практических занятий по темам;

- промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

- Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

зачет:

- в устной форме;

- в письменной форме.

Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов, решение задач ситуационных задач по дисциплине, устный опрос.

Аттестация по дисциплине – экзамен.


5. Структура и содержание дисциплины «История»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 4 ___ зачетные единицы__ 144 ___ часа.

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры 1+ 2 3 4
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР) -        
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа) -        
Расчетно-графические работы -        
Реферат, эссе          
И (или) другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен 36        

 

Очно-заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры 1+ 2 3 4
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат, эссе          
И (или) другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен 9        

 

Заочная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестры 1 + 2 3 4
Общая трудоемкость дисциплины          
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:          
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР) - -      
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:          
Курсовой проект (работа) - -      
Расчетно-графические работы - -      
Реферат, эссе          
И (или) другие виды самостоятельной работы          
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) Экзамен 9        

 

Тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Лекции Семинар Практич Самост. раб.
1. Древнерусское государство в IX – XIII вв.     0,5   Практические задания 1 Задания для самостоятельной работы 1 Вопросы к экзамену 1 - 5
2. Россия в XIII – XVI вв.     0,5   Практические задания 2 Задания для самостоятельной работы 2 Вопросы к экзамену 6 - 10
3. Россия в конце XVI - в первой половине XVII вв.         Практические задания 3 Задания для самостоятельной работы 3 Вопрос к экзамену 11
4. Россия во второй половине XVII в.         Практические задания 4 Задания для самостоятельной работы 4 Вопрос к экзамену 12
5. Россия в XVIII в.     0,5   Практические задания 5 Задания для самостоятельной работы 6 Вопросы к экзамену 13 - 18
6. России в XIX в.         Практические задания 6 Задания для самостоятельной работы 6 Вопросы к экзамену 19 - 23
7. Россия в 1901 – 1917 гг.     0,5   Практические задания 7 Задания для самостоятельной работы 7 Вопросы к экзамену 24 – 28
8. Революции 1917 г.         Практические задания 8 Задания для самостоятельной работы 8 Вопросы к экзамену 29 – 31
9. Советское государство в 1918 – 1940 гг.         Практические задания 9 Задания для самостоятельной работы 9 Вопросы к экзамену 32 - 40
10. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.         Практические задания 10 Задания для самостоятельной работы 10 Вопросы к экзамену 41 - 44
11. СССР 1945 – 1985 гг.         Практические задания 11 Задания для самостоятельной работы 11 Вопросы к экзамену 45 - 48
  Россия в конце XX – в начале XXI вв.         Практические задания 12 Задания для самостоятельной работы 12 Вопросы к экзамену 49 – 52
  ИТОГО: 144 час         Экзамен 36

 

Очно-заочная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Лекции Семинар Практич Самост. раб.
1. Древнерусское государство в IX – XIII вв. 0,5       Практические задания 1 Задания для самостоятельной работы 1 Вопросы к экзамену 1 - 5
2. Россия в XIII – XVI вв. 0,5       Практические задания 2 Задания для самостоятельной работы 2 Вопросы к экзамену 6 - 10
3. Россия в конце XVI - в первой половине XVII вв. 0,5       Практические задания 3 Задания для самостоятельной работы 3 Вопрос к экзамену 11
4. Россия во второй половине XVII в. 0,5       Практические задания 4 Задания для самостоятельной работы 4 Вопрос к экзамену 12
5. Россия в XVIII в. 0,5       Практические задания 5 Задания для самостоятельной работы 6 Вопросы к экзамену 13 - 18
6. России в XIX в. 0,5       Практические задания 6 Задания для самостоятельной работы 6 Вопросы к экзамену 19 – 23
7. Россия в 1901 – 1917 гг. 0,5       Практические задания 7 Задания для самостоятельной работы 7 Вопросы к экзамену 24 – 28
8. Революции 1917 г. 0,5       Практические задания 8 Задания для самостоятельной работы 8 Вопросы к экзамену 29 – 31
9. Советское государство в 1918 – 1940 гг. 0,5       Практические задания 9 Задания для самостоятельной работы 9 Вопросы к экзамену 32 – 40
10. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 0,5       Практические задания 10 Задания для самостоятельной работы 10 Вопросы к экзамену 41 – 44
11. СССР 1945 – 1985 гг. 0,5       Практические задания 11 Задания для самостоятельной работы 11 Вопросы к экзамену 45 – 48
  Россия в конце XX – в начале XXI вв. 0,5       Практические задания 12 Задания для самостоятельной работы 12 Вопросы к экзамену 49 – 52
  ИТОГО: 144 час         Экзамен 9

Заочная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Виды учебной работы Формы текущего контроля и промежуточной аттестации
Лекции Семинар Практич Самост. раб.
1. Древнерусское государство в IX – XIII вв. 0,5   0,5   Практические задания 1 Задания для самостоятельной работы 1 Вопросы к экзамену 1 - 5
2. Россия в XIII – XVI вв. 0,5   0,5   Практические задания 2 Задания для самостоятельной работы 2 Вопросы к экзамену 6 - 10
3. Россия в конце XVI - в первой половине XVII вв. 0,5   0,5   Практические задания 3 Задания для самостоятельной работы 3 Вопрос к экзамену 11
4. Россия во второй половине XVII в. 0,5   0,5   Практические задания 4 Задания для самостоятельной работы 4 Вопрос к экзамену 12
5. Россия в XVIII в. 0,5   0,5   Практические задания 5 Задания для самостоятельной работы 6 Вопросы к экзамену 13 - 18
6. России в XIX в. 0,5   0,5   Практические задания 6 Задания для самостоятельной работы 6 Вопросы к экзамену 19 – 23
7. Россия в 1901 – 1917 гг. 0,5   0,5   Практические задания 7 Задания для самостоятельной работы 7 Вопросы к экзамену 24 – 28
8. Революции 1917 г. 0,5   0,5   Практические задания 8 Задания для самостоятельной работы 8 Вопросы к экзамену 29 – 31
9. Советское государство в 1918 – 1940 гг. 0,5   0,5   Практические задания 9 Задания для самостоятельной работы 9 Вопросы к экзамену 32 – 40
10. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 0,5   0,5   Практические задания 10 Задания для самостоятельной работы 10 Вопросы к экзамену 41 – 44
11. СССР 1945 – 1985 гг. 0,5   0,5   Практические задания 11 Задания для самостоятельной работы 11 Вопросы к экзамену 45 – 48
  Россия в конце XX – в начале XXI вв. 0,5   0,5   Практические задания 12 Задания для самостоятельной работы 12 Вопросы к экзамену 49 – 52
  ИТОГО: 144 час         Экзамен 9

 

 

6. Содержание дисциплины:

 

Наименование раздела Содержание Формируемые компетенции
Древнерусское государство в IX – XIII вв. Особенность исторической науки. Методы изучения истории – генетический, сравнительный, историко-типологический, системный, моделирование. Смысл изучения истории. Теория и методология исторической науки. Формационный и цивилизационный подход. Происхождение и прародина славян. Дискуссионные вопросы их этногенеза. Формирование трех ветвей славянства. Свидетельства древних авторов о славянах. Археологические памятники. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Восточные славяне в IV – VI вв. н. э., их занятия, общественный строй, быт и верования. Славяне и Византия. Великое переселение народов. Проблема образования государства у восточных славян. «Повесть временных лет» и легенды о первых князьях. Призвание варягов в Новгород. Норманнская, антинорманнская возникновения Древнерусского государства. Политическое развитие Руси в IX-X вв. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве. Внешняя и внутренняя политика первых Рюриковичей. Княгиня Ольга. Князь Святослав. Русско-византийские отношения. Древняя Русь и Степь. Хазары, печенеги, половцы и русские земли. Государственный аппарат Древнерусского государства. Язычество славян. Христианство на Руси. Причины, ход и последствия христианизации. Владимир I. Развитие Русского государства в XI-XII вв. Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. От обычного права к «Русской правде». Княжеские междоусобицы. Любечский (1097) и другие княжеские съезды. Их решения. Отношения с Востоком и Западом. Династические браки. Дипломатия киевских князей. Развитие социально-экономических отношений Древней Руси. Свободное и зависимое население. Распад Древнерусского государства. Предпосылки и появление самостоятельных княжеств. Рост крупного землевладения. Новые политические центры и изменение роли Киева. Положительные черты и отрицательные последствия раздробленности. Владимиро-Суздальское княжество. Политика князей Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Начала самодержавной власти. Основание Москвы. Галицко-Волынское княжество. Политика князей Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича и Даниила Романовича. Особенности развития власти и управления в Новгородской республике. Вече. Функции князя, посадника, архиепископа, тысяцкого. Возникновение империи Чингисхана. Причины завоевательных походов монголов. Битва на Калке. Завоевание Руси монголами. Последствия нашествия. Русь и Орда. Проблемы взаимоотношений, дискуссия о роли ордынского ига на Руси. Нашествие немцев и шведов. Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г. Их значение. Александр Невский и его политика. (ОК –2)
Россия в XIII – XVI вв. Причины образования единого Российского государства. Развитие сельского хозяйства и ремесла. Рост городов. Усиление экономических связей между русскими землями. Возникновение Московского княжества. Даниил Александрович. Предпосылки усиления московского княжества. Возвышение Москвы. Борьба Москвы за великое княжение. Юрий Московский и Михаил Тверской. Политика Московских и Тверских князей. Этапы объединения земель вокруг Москвы. Иван Калита. Становление Москвы как религиозного центра Руси. Роль русской Православной церкви в борьбе против монголо-татарского ига и в формировании единого русского государства, становлении русского национального самосознания. Митрополиты Петр, Алексей. Сергий Радонежский. Куликовская битва 1380 г. и ее значение. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV века. Василий II Темный. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III и Василии III Стояние на реке Угре 1480 г. и ликвидация Ордынского ига. Аппарат власти и управления при Иване III. Иван III – Государь всея Руси. Центральное и местное управление. Боярская Дума, наместники и волостели, система кормлений и местничество. Судебник 1497 г. и начало юридического оформления крепостного права. Теория Москва – третий Рим и ее значение. Соперничество с Великим княжеством Литовским. Российское централизованное государство при Иване IV. Социально – экономическое развитие России в XVI в. Политическая борьба в 30-40-е гг. Регентство Елены Глинской. Попытки преобразований. Венчание на царство Ивана IV. Складывание сословно-представительной монархии. Земские Соборы. Избранная Рада: А.Ф. Адашев. Сильвестр. Митрополит Макарий. Реформы Ивана IV. Судебник 1550 г. Губная и земская реформы. Отмена кормлений. Упорядочение местничества. Централизация денежной системы. Стоглавый собор 1551 г. и его решения. Опричнина и ее оценка в историографии. Внешняя политика Ивана IV. Восточное, южное и западное направления. Присоединение Казанского, Астраханского ханства, походы Ермака в Сибирь и их итоги. Борьба с Крымским ханством и укрепление южных границ. Ливонская война: причины, этапы, итоги. (ОК –2)
Россия в конце XVI - в первой половине XVII вв. Социально-политическое развитие России на рубеже XVI-XVII вв. Правление Федора Иоанновича. Борьба за власть. Б.Ф. Годунов. Учреждение патриаршества. Дело царевича Дмитрия. Урочные лета. Внешняя политика. Земский собор 1598 г. и избрание Бориса Годунова на царство. Социально-политический кризис в стране, его причины. Смутное время – гражданская война в России в начале XVII в. Самозванчество в России. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Внешняя и внутренняя политика царя В.И. Шуйского. Движение И.И. Болотникова. Крестьянские и казацкие движения. И.М. Заруцкий. Польско-шведская интервенция. Семибоярщина. Освободительная борьба русского народа. Первое и второе ополчения. Патриарх Гермоген. П.П. Ляпунов. Д.Т. Трубецкой. К. Минин. Д. Пожарский. Освобождение Москвы. (ОК –2)
Россия во второй половине XVII в. Земский собор 1613 г. и избрание на царство М.Ф. Романова. Восстановление национальной государственности. Последствия Смуты. Альтернативы развития страны на рубеже XVI –XVII вв. Окончание интервенции. Столбовский и Деулинский договоры. Смоленская война. Земские соборы. Патриарх Филарет (Романов). Его церковная и государственная деятельность. Новые явления в экономике в XVII в. Ремесло и мануфактура. Ярмарки. Внешняя и внутренняя торговля. Торговые уставы. А.Л. Ордин-Нащокин. Ф. Ртищев. Начало формирования всероссийского рынка. Внутренняя и внешняя политика царя Алексея Михайловича. «Бунташный век». Городские восстания середины XVII века. «Соляной» и «Медный» бунты. Новый этап крепостничества. Соборное уложение 1649 г. и юридическое оформление общегосударственной системы крепостного права. Изменения в правовом положении крестьянства, горожан, купечества. Верховная светская власть и церковь. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Его последствия. Протопоп Аввакум Петров как идеолог старообрядчества. Походы В. Уса. Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина. Ход и итоги. Российско-польские отношения. Украинские и белорусские земли в составе Речи Посполитой. Освободительное движение на Украине под руководством Б. Хмельницкого. Его этапы. Воссоединение Украины с Россией. Решения Земского собора 1653 г. Переяславский договор. Русско-польская война 1654-1667 г. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 г. Кардисский договор 1661 г. Бахчисарайский договор с Турцией 1681 г. Крымские и Азовские походы. «Великое посольство». Дипломатические отношения с Китаем. Нерчинский договор. Итоги внешней политики XVII века. Основные задачи внешней политики России к началу XVIII века. (ОК – 6)
Россия в XVIII в. Петр I. Северная война 1700-1721 г. ее причины, этапы, итоги. Социально-политическое развитие России в эпоху Петра I. Реформы Петра I. Реорганизация государственного управления. Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула 1721 г. Создание Сената. Коллегии. Новое административно-территориальное деление страны: губернии, провинции, уезды. Сословные преобразования. Расширение дворянских привилегий. «Указ о единонаследии» 1714 г. и «Табель о рангах» 1722 г. Расширение крепостничества. Перепись податного населения и подушная подать. Военные реформы. Церковная реформа. Создание Синода. Огосударствление церкви. Европеизация культуры. Восстание К. Булавина. Значение реформ Петра I и их оценка в историографии. Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762 гг.). Предпосылки дворцовых переворотов. Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна. «Бироновщина» и ее оценки в современной историографии. Политика Елизаветы Петровны (1741-1761). Правление Екатерины II (1762-1796). Социально-политическое развитие России. Просвещенный абсолютизм. Реформы судебной системы и управления. Секуляризация церковных земель. Уложенная комиссия. Сословные преобразования. «Золотой век» дворянства. «Жалованные грамоты» дворянству и городам. Усиление крепостного права. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Оценка ее в современной историографии. Появление революционной идеологии в России. А.Н. Радищев. Внешняя политика России. Русско-турецкие войны. Их итоги. Участие России в разделах Польши. Антифранцузские коалиции и роль в них России. Превращение Российской империи в мировую державу. Социально-политическое развитие России при Павле I. Павел I. Причины переворота 11 марта 1801 г. Характерные черты экономического развития России в XVII-XVIII вв. Аграрный характер экономики. Формирование единого всероссийского рынка. Активизация внешней торговли. Мануфактуры. Крепостное право как фактор торможения экономического развития России. (ОК – 6), (ОПК – 2)
Россия в XIX в. Социально-экономическое и политическое развитие России при Александре I. Либерализм в государственной политике. Реформы государственного управления. Создание Негласного комитета, министерская реформа. Сенат – высшая судебная инстанция. Планы государственных преобразований. М.М. Сперанский и его проекты. Создание Государственного Совета. Опала М.М. Сперанского. Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги. Венский конгресс и «Священный союз». Политика в области просвещения. Проекты конституционного устройства России. Н.Н. Новосильцев и «Уставная грамота Российской империи». Конституция царства Польского. Крестьянский вопрос. «Указ о вольных хлебопашцах». Проекты отмены крепостного права. Поворот к реакции. Н.М. Карамзин и его «Записка о древней и новой России». А.А. Аракчеев и «аракчеевщина». Военные поселения. Декабристы. Причины движения декабристов. Первые декабристские организации. Северное и Южное общество. Лидеры. Программы. Восстание 14 декабря 1825 года и его оценки в отечественной историографии. Следствие и суд по делу декабристов. Россия при Николае I (1825-1855). Усиление самодержавия. Секретный комитет 1826 г. «Теория официальной народности». С.С. Уваров. Бюрократизация. Его Императорского Величества Канцелярия. Третье отделение. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законодательства. Просвещение и цензура. Крестьянский вопрос и попытки его решения. Реформы П.Д. Киселева в государственной деревне, указ 1842 г. об «обязанных крестьянах». Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина. Основные направления общественной мысли 20-50-х гг. Охранительное направление. М.П. Погодин. П.Я. Чаадаев и его «Философические письма». Западники и славянофилы. Петрашевцы. Кирилло-Мефодиевское общество. Теория «русского социализма» А.И. Герцена. Александр II и эпоха великих реформ. Предпосылки реформ. Подготовка отмены крепостного права. Секретный комитет. Рескрипт Н.И. Назимову. Главный комитет и редакционные комиссии. Положения и Манифест 19 февраля 1861 об отмене крепостного права и их противоречивость. Значение крестьянской реформы. Либеральные реформы 60-80-х гг. XIX в.: земская, городская, судебная, военная. Реформы просвещения. Финансовые реформы. Значение реформ. «Конституция» М.Т. Лорис-Меликова. Развитие капитализма в России в пореформенный период. Феодальные пережитки и аграрный вопрос в России. Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1828-29 гг. Адрианопольский и Ункяр-Искелессийский договоры. Русско-иранская война 1826-1828 гг. и ее итоги. Лондонские конвенции 1840-1841 гг. Крымская война 1853-1856 гг. причины, ход, итоги. Кавказская война 1817-1864 гг. и вхождение Кавказа в состав Российской империи. Общественное движение в России 60-70-е годы и в конце XIX в. (народничество, либеральное движение, консерваторы, русский марксизм). Идейная борьба и общественное движение в России в 70-90-е годы XIX в. Народничество. «Земля и воля» 60- х гг. С.Г. Нечаев и «нечаевщина». Революционное народничество 70-80-х гг. XIX в. Три течения в народничестве (бунтарско-анархическое, пропагандистское и заговорщическое) и его идеологи. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. «Земля и воля (1876-1879 гг.) и ее раскол. «Народная воля» и политика террора. С. Перовская. А. Желябов. Покушения на Александра II и его убийство 1 марта 1881 г. «Черный передел» и народническая пропаганда. Г.В. Плеханов. Эволюция к марксизму. Группа «Освобождение труда». Начала революционной деятельности В.И. Ульянова (Ленина). Положение рабочего класса в России. Первые рабочие организации. Фабричное законодательство. Правление Александра III. Политика контрреформ. Консерватизм. К.П. Победоносцев и М.Н. Катков. «Манифест о незыблемости самодержавия». Министерство Н.П. Игнатьева. «Священная дружина». Д.А. Толстой – министр внутренних дел. Контрреформы 80- х начала 90-х гг. XIX в. Цензура и просвещение. «Временные правила о печати» (1882 г.). Университетский устав (1884 г.), циркуляр о «кухаркиных детях» (1887 г.). Земская (1890 г.) и городская (1892 г.) контрреформы. Аграрно-крестьянский вопрос. Закон об общине (1893 г.) и «Положение о земских участковых начальниках» (1889 г). Итоги и значение контрреформ. Развитие России в конце XIX – начале XX века. (ОК – 6), (ОК – 2), (ОПК – 2)
Россия в 1901 – 1917 гг. Особенности экономического развития России на рубеже веков. Многоукладность и аграрный характер экономики. Специфика российского империализма. Проблема традиционализма и модернизации в начале XX в. Преобразования С.Ю. Витте: винная монополия, финансовая реформа (1897 г.). Иностранные инвестиции. Обострение социально-экономических и политических противоречий. Рабочее движение. С.В. Зубатов и «зубатовщина», Г. Гапон и его деятельность. Крестьянский вопрос. Русско-японская война 1904-1905 гг. Причины. Ход. Итоги. Первая русская революция и ее причины. Основные этапы революции. «Кровавое воскресенье». «Манифест 17 октября». Политические партии России: классификация, программы, тактика. Революционно-демократические партии: РСДРП и ее раскол на большевиков и меньшевиков. В.И. Ленин и Ю.О. Мартов. Партия социалистов-революционеров (эсеры) и ее программа. Либерально-оппозиционные партии: Партия конституционных демократов (кадеты). «Союз 17 октября» (октябристы). Консервативные партии и движения: «Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела». Становление российского парламентаризма. I и II Государственные Думы. Состав Дум. Государственный переворот 3 июня 1907 г. и «Третьеиюньская монархия». Завершение революции. Эволюция самодержавия. Деятельность III и IV Думы. Оценка развития политической системы в современной историографии. Аграрный вопрос в Государственных Думах. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее основные положения. Разрушение крестьянской общины. Хутора и отруба. Переселенческая политика. Крестьянский Банк и его помощь. Итоги реформ к 1917 г. П.А. Столыпин как государственный деятель. Анализ деятельности П.А. Столыпина в современной историографии. Внешняя политика России в 1907-1917 гг. Участие России в I Мировой войне. Причины, основные этапы, итоги к 1917 г. (ОК – 6), (ОК – 2), (ОПК – 2)
Революции 1917 г.   Февральская революция 1917 г. и ее последствия. События в Петрограде. Свержение самодержавия. Отречение Николая II и его судьба. Петроградский Совет и Временное правительство. Проблема двоевластия. Апрельские тезисы В.И. Ленина. Временное правительство и его кризисы. Июльские события и их трактовка в современной историографии. Корниловский мятеж. Большевизация Советов. А.Ф. Керенский. Провозглашение России республикой. Падение авторитета власти. Углубление общенационального кризиса в стране. Предпосылки и подготовка вооруженного восстания в Петрограде. Ход восстания. II Всероссийский съезд Советов и его решения. Формирование ВЦИКа и Совнаркома. Блок большевиков и левых эсеров. (25 октября 1917 – июль 1918 г.) Первые мероприятия советского правительства. Декрет о власти. Декрет о земле. Декрет о мире. Становление республики Советов. Создание системы советских судов и революционных трибуналов. ВЧК. Выборы и разгон Учредительного собрания в январе 1918 г. Дискуссии о закономерности событий Октября 1917 г. (ОК – 6), (ОК – 2), (ОПК – 2)
Советское госуд


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: