Спрос. Факторы спроса. Закон спроса. Эластичность спроса




Спрос (Demand) – платежеспособная потребность покупателя в данном товаре при данной цене (спрос как явление).

Объем спроса (Qd) — это количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период (спрос как величина).

Кривая спроса - зависимость между ценой (Р) и количеством товаров (Q), на которые будет предъявляться спрос при каждом уровне цен.

Кривая имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене

Рис.1. Кривая (линия) спроса

 

Закон спроса - при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены, т.е. между уровнем цены (Р) на товар и величиной спроса на него (Qd) существует обратная зависимость.

Qd=f(1/Р)

Закон не действует в следующих случаях:

- при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

- если покупатели ожидают дальнейшего снижения цен;

- для редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, дома), являющихся средством помещения денег;

- при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

В экономической литературе выделяю, три эффекта, объясняющих обратную зависимость между изменением цены товара и спросом на него:

«Эффект роста выгоды». Снижение цены уменьшает расходы потребителя, но полезность не изменяется. Поэтому, сохраняя прежний объем расходов, покупатель получит больше полезности.

«Эффект дохода». Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму дохода приобрести товар в большем количестве. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя.

«Эффект замещения». Подешевевший товар относительно удорожает другие. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Функция спроса – функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них являются цена на единицу блага в данный момент:

Qd=Q(F1, F2, F3…Fn)

Кроме цен на спрос влияют факторы(F):

1) изменение доходов потребителя. Увеличение денежных доходов покупателей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т.е. сдвиг линии спроса вправо, уменьшение доходов – сдвиг линии спроса влево. По мере роста доходов потребители увеличивают спрос на мясные продукты, фрукты, технику, модную одежду и т.д. При снижении дохода спрос на такие продукты падает.

2) изменение вкусов и предпочтений. Увеличение спроса на продукт, вошедший в моду, сдвигает линию спроса вправо. Сокращение спроса на продукт, в связи с выходом его из моды, сдвигает линию спроса влево.

3) ценовые и дефицитные ожидания. Если ожидается рост цен, то потребители начнут увеличивать объемы покупок. Тоже самое, наблюдается и при ожидании роста доходов;

4) изменение цен товаров-субститутов (например, рис и гречка). При увеличении цены на гречку и неизменной цене риса, потребители увеличивают спрос на рис. Следовательно, линия спроса на рис сместится вправо. Если цена на гречку упадёт, тогда линия спроса на рис сместится влево.

5) комплементарных товаров. (например, зеленый салат и свежие помидоры). Снижение цены на помидоры ведёт к увеличению спроса на зелёный салат, следовательно, линия спроса сместится вправо. Повышение цены на помидоры приведёт к сокращению спроса на салат, линия спроса сместится влево.

6) изменение количества покупателей. Рост населения или любое другое увеличение покупателей на рынке приведёт к повышению спроса и сдвинет линию спроса вправо. Сокращение населения приведёт к уменьшению спроса и сдвинет линию спроса влево.

7) прочие факторы, например, государственное регулирование. Если растут налоги на доходы, спрос уменьшается.

Таким образом, сдвиг линии спроса в результате влияния какого-либо неценового фактора показывает изменение спроса. Смещение линии спроса вправо и вверх – увеличение спроса (рис. 2); влево и вниз – уменьшение спроса (рис 3).

Рис. 2 Увеличение спроса (объёма продаж и цены) с ростом: доходов потребителей; числа покупателей; ожиданий в будущем и т.п.

Рис. 3 Сокращение спроса (объёма продаж и цены) с уменьшением: доходов потребителей; количества покупателей и т.п.

 

Степень реакции одной экономической величины на изменение другой называется эластичностью.

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность спроса) показывает, насколько изменилась в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на 1%.

 

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

1. Спрос эластичен тогда, когда при изменении цены на 1% спрос изменяется больше чем на 1%. Цена растет (падает) меньше, чем спрос: Кэс>1.

2. Спрос имеет единичную эластичность, когда при изменении цены на 1% спрос меняется на 1%. Спрос и цена изменяются в равной степени: Кэс=1.

3. Спрос неэластичен (имеет низкую эластичность), когда при изменении цены на 1% спрос меняется меньше, чем на 1%. Цена растет (падает) больше, чем спрос: Кэс<1.

4. Спрос совершенно неэластичен, когда потребители приобретают фиксированное количество товаров независимо от цены. Цена растет (падает), спрос постоянен: Кэс=0.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Фактор времени: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: