Психо-социальные аспекты системы «болезнь-личность-лечение».
Концепция болезни.
В отечественной медицине болезнь традиционно понимается как эволюционно сложившаяся форма приспособления целостного организма в изменившихся неблагоприятных условиях жизнедеятельности (И.В.Давыдовский, 1964).
Этот сложившийся процесс обусловлен как внешними причинами, так и внутренними, в т.ч. субъективными факторами.
Всестороннее и целостное изучение проблемы «личность-болезнь-лечение» наиболее продуктивно при системном, целостном подходе, который предполагает понимание болезни как внутренне-динамической системы. Функционирование этой системы определяется широким диапазоном факторов – от генетических до социальных.
Физиологические системы организма имеют 2 тенденции – к сохранению гомеостаза и к приспособительным изменениям. Важно изучение этих свойств организма в условиях болезни и лечения.
Патологические системы имеют тенденцию к ригидности, повторению, так называемому патологическому гомеостазу, поэтому важен поиск средств, устраняющих это явление (важность неспецифической стрессовой терапии).
К стереотипам, поддерживающим патологический гомеостаз, относятся и психологические стереотипы.
Развитие и углубление психологического аспекта медицины позволило воспринимать больного, пациента не как объект диагностики и терапии, а как субъекта со сложным психологическим миром, индивидуально реагирующего на болезнь и условия среды.
При наличии «субъектно-объектных» отношений врача и больного, когда больной – объект диагностических и терапевтических действий, врач воспринимает пациента как носителя определённого симптома, вне его индивидуальных психологических реакций, в т.ч. влияющих на течение болезни (страх, тревога).
|
«Субъектно-субъектные» отношения предполагают понимание врачом как индивидуального психологического мира пациента, так и особенностей его актуальной ситуации. Устанавливаются отношения «партнёрства», пациент активно участвует в процессе лечения. Это – так называемый личностный подход в медицине.
Больной как субъект лечения.
Актуальной проблемой современной медицинской психологии является проблема взаимоотношения личности и болезни, личности и лечения.
Хотя личность каждого человека является уникальной, существуют общие закономерности её функционирования, позволяющие врачу применять определённую систему психологического воздействия.
Психологический мир конкретного больного, его поведение существенным образом связаны с иерархией в системе его отношений, ценностей и мотивов, взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых механизмов психологической защиты.
При анализе психологии больного и лечебного процесса используются следующие следующие психологические характеристики личности:
- отношения;
- самооценка;
- мотивация.
а) Личность как система отношений (А.Ф.Лазурский, 1923; В.Н.Мясищев, 1960): определяющей структурой личности является система её отношений с действительностью.
Личность, с одной стороны, является результатом общественных отношений, а с другой – выражает себя через взаимосвязь с другими людьми.
Эта система (отношений) формируется в процессе жизни человека (его история) и внутренне определяет его переживания, действия, в т.ч. и реакцию на болезнь.
|
Это отношение, действие может быть осознанным и неосознанным (незрелые формы).
Т.о., важно выяснить как историю больного, так и его актуальную ситуацию, это ведёт к пониманию внутреннего мира пациента.
b) Самооценка.
Самосознание – одна из сторон сознания, в т.ч. и в ситуации пациента:
- переживание болезни;
- самооценка как отношение к себе в ситуации болезни и лечения.
Повышение самооценки у больных (в процессе психокоррекции, психотерапии) приводит к укреплению личности, повышению активности и ответственности пациента.
C) Мотивация к лечению.
Болезнь может изменять структуру и динамику мотивационной сферы личности.
Начинает доминировать потребность в безопасности, возможны противоречия, конфликты или ослабление других мотивов.
Это влияет и на мотивацию к лечению. Может быть искажённая мотивация к лечению:
- лечение – самоцель (появление патологического мотива);
- лечение нежелательно (скрывание болзни);
- лечение на словах желательно, а по действиям – безразлично.
Задача врача – выявить мотивацию к лечению, способствовать выработке сознательной мотивации на активное преодоление болезни (важно найти то, что значимо для пациента).
Возрастной аспект.
Важно учитывать особенности личности, определяемые возрастом.
Дети à преимущественно эмоциональный тип реагирования à воздействие преимущественно на эмоциональную сферу Подростки à пик акцентуаций à учитывание особенностей акцентуаций характера
|
Пожилой возраст à особые формы реагирования à учитывание их.
H.Lewicka – Wysocka (1975) – типы реакций пожилых людей в неблагоприятных жизненных обстоятельствах:
- установка на изоляцию (в т.ч. не вытекающая из потребности в одиночестве);
- гиперкомпенсация – подчёркивание своих возможностей, активности, стремление сохранить прежний статус в обществе;
- реакция отрицания старения (навёрстывание упущенного);
- реакция протеста против молодого поколения (критика, нетерпимость);
- извлечения выгоды из факта старости (бегство от ответственности);
- депрессивная реакция.
Т.о. важен подход с учётом возрастных особенностей личности больного.
Психологическая картина болезни.
Начало личностного подхода в медицине связано с именами великих отечественных клиницистов – М.Я.Мудрова, С.П.Боткина, Г.А.Захарьина, Н.И.Пирогова. В последующем этот подход развивался на основе положений теории нервизма (И.М.Сеченов, И.П.Павлов).
Большему пониманию роли и взаимосвязи биологических, психологических и социальных факторов в происхождении и развитии болезни способствовали работы С.С.Корсакова, В.М.Бехтерева, Т.Ф.Ланга.
Наконец, появились концептуальные схемы, раскрывающие внутренний мир больного человека (А.Р.Лурия «Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания»).
Внутренняя картина болезни – это интегральная характеристика, это весь комплекс переживаний и ощущений больного, его эмоциональных и интеллектуальных реакций на болезнь и лечение.
Это не просто представление о жалобах больного, а соотношение болезни с представлением о личности, включая культурный уровень, социальную среду, условия воспитания.
Сознание болезни объединяет:
- восприятие болезни,
- отношение к ней,
- суждения по поводу болезни,
- комплекс вызванных ею чувств.