Активные и интерактивные методы обучения




Использование методов активного обучения в педагогической практике – решение проблемы активизации учебной деятельности в вузах так или иначе лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких проблем высшей школы, давно ставших привычными и трудноразрешимыми как необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей используют те или иные инструменты из числа обучения. В числе комплексных средств, в наибольшей степени реализующих указанные принципы организации учебного процесса, можно назвать модульно-рейтинговые системы. Частично принципы реализуются при увеличении числа практических занятий, реализации программ индивидуальной подготовки, введении модульных систем, элективных курсов и др.

В образовании используется весь спектр методов обучения, но особую роль играют активные и интерактивные методы. В педагогике, в том числе и педагогике высшей школы, существуют многочисленные классификации методов обучения. В некоторых классификациях все методы разделяются в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения на пассивные, активные и интерактивные.

1. Пассивные методы

Учащийся, студент выступает в роли «объекта» обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом - источником правильных знаний (иногда эти методы называют еще репродуктивными). Обычно это происходит при применении таких методов как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя). Обучающиеся, как правило, не общаются между собой и не выполняют каких-либо творческих заданий.

Взаимодействие педагога и учеников при использовании этих методов можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Пассивный метод Рис. 2. Активный метод

2. Активные методы

Обучающийся является «субъектом» обучения, выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто – домашние), вопросы от ученика к учителю и от учителя к ученику, развивающие творческое мышление (рис. 2).

3. Интерактивные методы

Интерактивные методы было бы более правильно представить как подвид активных методов. Однако они здесь сознательно выделены в отдельный вид, чтобы подчеркнуть их особую роль в гражданском образовании.

Термин «интерактивные методы», «интерактивное обучение» пришел к нам из английского языка («interactive »: «inter » означает «между», «меж»; «active » – от «act » – действовать, действие). Таким образом, термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» – обучение, построенное на взаимодействии, сотрудничестве. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии и сотрудничестве всех обучающихся, включая педагога. Эта традиция, конечно, не нова для российской педагогики.

Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем и студенты, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы студентов.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии студентов со своим опытом и опытом своих друзей, т.к. большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого студента, причем не только «учебному, школьному». Новое знание, умение, отношение формируется на основе и в связи с таким опытом. Часто творческие задания не предполагают одного правильного ответа и тогда важен процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте студента.

Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые игры. Тем самым интерактивные методы наиболее способствуют формированию навыков и умений, выработке ценностей, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия, позволяют стать преподавателю настоящим лидером, а не ментором-администратором. Такая атмосфера и есть настоящая ткань современного постиндустриального и информационного общества и присущего ему образования, которая впитывается студентами целостно не только через информацию, но и через чувства и действия.

Взаимодействие преподавателя и студентов при использовании интерактивных методов можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 3):

Рис. 3.

Важным вкладом в осмысление и развитие теории и практики активного обучения стали исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд). Их результаты показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения материала и повысить эффективность самого образовательного процесса в высшей школе. Результаты исследования Центра были выражены в таблице, получившей название «Пирамида обучения» (рис. 4).

ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ

Средний процент усвоения

ЛЕКЦИЯ 5%

ЧТЕНИЕ 10%

ВИДЕО/АУДИО МАТЕРИАЛЫ20%

ДЕМОНСТРАЦИЯ 30%

ДИСКУССИОННЫЕ ГРУППЫ50%

ПРАКТИКА ЧЕРЕЗ ДЕЙСТВИЕ 75%

ОБУЧЕНИЕ ДРУГИХ или НЕМЕДЛЕННОЕ ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ 90%

 
 

 

 


Из пирамиды видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция – 5%; чтение – 10%), а наибольший – интерактивные (дискуссионные группы – 50%, практика через действие – 75%, обучение других или немедленное применение – 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу, приведенную в качестве эпиграфа к этому материалу: «Скажи мне, я забываю; покажи мне, и, может быть, я буду помнить; позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».

Многие педагоги (не только в США, но и в других странах) критически (порой очень негативно) оценивают эту «Пирамиду». Действительно, трудно точно измерить «усвоение материала». К тому же мы знаем прекрасных лекторов, чьи лекции почти дословно остались в нашей памяти. Бывают также студенты, прекрасно усваивающие материал при чтении (развитая зрительная память). Но можно согласиться, что в среднем закономерность, выраженную «Пирамидой», могут проследить, наверное, многие люди, основываясь на своем опыте обучения, особенно опыте обучения профессиональным навыкам. Данные, приведенные в «Пирамиде», частично подтверждаются и другими исследованиями1.

С другой стороны, несмотря на свою спорность, «Пирамида» дает богатую пищу для размышлений о роли методов преподавания, обращает внимание на важность интерактивных методов. Очевидно, что тенденция, отраженная в «Пирамиде», верно подмечает высокий потенциал интерактивных методов, позволяющих вести обсуждение в группах, практиковать и отрабатывать умения и навыки на уроке и в реальной жизни. И это не случайно, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание студента, но и его чувства, а также волю (действие, практику), т.е. включают в процесс обучения «целостного человека».

Место пассивных, активных и интерактивных методов также хорошо иллюстрирует так называемая «таксономия Блума» – таблица уровней и целей обучения и развития познавательных навыков, разработанная группой американских психологов и педагогов под руководством профессора Чикагского университета Бенджамина Блума и опубликованная в 1956. Термин «таксономия» означает систематизацию объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии). Блум предложил иерархию учебных целей по их сложности. До сих пор таксономия Блума остается одной из самых популярных систематизаций учебных целей. Ниже приводится таксономия Блума в виде таблицы, которую используют учителя-практики. Из таблицы видно, что уровень знаний (информации) является лишь начальным этапом в обучении (хотя и обязательным, базовым), которое должно продолжаться дальше, и перед педагогом стоят и другие цели, необходимые ему для дальнейшей работы (табл. 1).

Если применить таксономию Блума к такому интерактивному методу как «Анализ казусов», то можно увидеть, что данный интерактивный метод задействует все уровни обучения (табл. 2). Пассивные же методы обучения ориентированы, как правило, лишь на уровни знания и понимания. Это также говорит о важности активных и интерактивных методов обучения.

Все вышесказанное, конечно, не означает, что нужно использовать только интерактивные методы. Для обучения важны все виды методов и все уровни познания. Сильные и слабые стороны применения пассивных и интерактивных методов можно представить в виде таблицы (табл. 3).

Эта таблица также помогает преподавателю выбрать методы обучения в зависимости от целей и условий работы. Как правило, традиционная отечественная система обучения, как в средней, так и высшей школе, требует от преподавателя охвата большого объема информации и ориентирована на уровни «знания» и «понимания». Это толкает педагога на использование в основном пассивных методик обучения. В средние века использование пассивных методов было оправдано. Учитель мог передать весь объем известной в то время информации по какому-либо предмету своему ученику. В современном мире ситуация кардинально изменилась. Невозможно одному человеку знать все даже в какой-нибудь узкой области знания. К тому же, как известно, многочисленные факты хорошо запоминают компьютеры. Учащиеся же должны обладать совершенно другими навыками и умениями: думать, понимать суть вещей, осмысливать идеи и концепции и уже на их основе уметь искать нужную информацию, трактовать ее и применять в конкретных условиях. Решению этой задачи и способствуют интерактивные методы.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: