Методы знакомства и разработки групповых норм и правил, «энерджайзеры»




Методы знакомства позволяют участникам лучше узнать друг друга, заявить о себе, создать раскрепощенную, благоприятную для интеграции группы обстановку. В этом данный метод имеет общие черты с другими методами своей группы, такими как: «Ледокол», «Принятие норм», «Выяснение опасений и ожиданий участников», «Энерджайзер».

Специфическими задачами методов знакомств являются:

а) возможность узнать друг друга по имени;

б) обеспечить первые шаги по интеграции группы;

в) в определенных случаях затронуть содержание предмета либо получить новый опыт, необходимый для дальнейшей работы с содержанием.

Во время проведения данных методов уже действуют основные закономерности и принципы применения активных и интерактивных методов, и важнейшим условием является участие всех, в том числе и организатора, преподавателя.

«Лапки»

Преподаватель обращается к группе с вопросом: «Что означает протянутая рука с открытой ладошкой?». Дождавшись ответов «Приветствие», «Знак открытости и доброжелательности», «Я без оружия», «В моей руке нет камня» и т.д., студентам предлагается познакомиться с помощью открытой ладони, вырезанной из цветной бумаги. Все получают наборы листов бумаги формата А4 различного цвета, ножницы, маркеры, цветные карандаши.

При инструктировании дается задание вырезать из бумаги по контурам свою ладонь, на одной стороне написать свое имя, на другой нарисовать или написать то, чем вы готовы поделиться с другими (вариант – то, что хотите пожелать участникам).

На выполнение этой работы дается до 5 – 7 минут.

Когда все готовы, преподаватель, взяв большой клубок толстых цветных ниток, предлагает студентам взять свои «ладони» и прикрепить к ним кусочек скотча. Группа начинает знакомиться. Первым начинает преподаватель, он показывает свою «ладонь», говорит, как его зовут и что он может предложить студентам. Далее он отматывает от клубка небольшую нитку, клеит на нее свою «ладонь» и передает клубок по кругу.

По окончании знакомства нитку с «ладонями» участников можно повесить на стену помещения, аудитории, где проходит работа, и сохранить на протяжении всего учебного курса.

Для проведения данной методики для группы из 15 человек необходимо от 12 до 15 минут.

Оборудование – маркеры, клубок ниток, ножницы (одна пара на 2 – 3 человека), цветная бумага формата А4, скотч.

«Сад»

Основной целью данного упражнения является развитие умения позитивно воспринимать себя и других. При объяснении правил преподаватель обращается с вопросом: «Что есть у дерева? Из каких частей оно состоит? Мы можем попытаться представить человека в виде дерева, где корни являются его прошлым, наследием, истоками. Ствол мы можем представить в виде жизненного пути с определенными этапами, где, как на коре дерева, появились зарубки и отметины. Крона становится достижениями и планами. Сейчас каждый из Вас получит лист с эскизом, образом и с помощью фломастеров постарайтесь выразить себя в образе дерева. На выполнение этого задания Вам дается 10 минут. Вы можете выбрать наиболее удобное для Вас место, где никто никому не будет мешать».

При необходимости преподаватель может повторить правила и условия. Во время выполнения задания преподаватель старается занять место, где ему видны все студенты и в то же время он сам не мешает выполнять упражнение другим. После того как все уже готовы, при количестве участников более 15, преподаватель обращается к группе: «Как правило, деревья, как люди, растут и собираются вместе, например, в группу. Только у деревьев эти группы называются садом, рощей и т.д. Мы имеем возможность с помощью наших деревьев объединиться, например, в яблоневый сад, березовую рощу и кленовую аллею. Для этого образуем 3 группы и в них каждый представит свое дерево, а затем Вы постарайтесь найти, что у Вас общего, чем Вы отличаетесь?». На это задание дается 7 – 10 минут. Каждая группа сама решает, кто будет представлять их сад (рощу, аллею). Будет хорошо, если студент расскажет о том, что их объединяет, а затем каждый добавит о своем дереве. Данное упражнение не предполагает группового анализа.

Условия проведения:

· количество участников – минимум 6 – 7, максимум – 25 – 30, оптимум – 12 – 16;

· возраст – от 10 лет;

· место проведения – помещение из расчета 1,5 м на человека;

· оборудование – стулья, 4 – 5 столов, по стенам флип-чарт или доска, бумага формата А1, образцы, трафареты деревьев, маркеры, фломастеры;

· время проведения – в зависимости от количества участников, но не более 35 минут.

Методы разработки групповых норм и правил обеспечивают осознание участником семинара, тренинга, урока, лекции понятия групповых норм и дают возможность в рамках какой-либо интерактивной формы совместно их обсудить и принять. Важным аспектом данного раздела метода является понимание участниками групповых норм и правил как поведения одобряемого или осуждаемого другими, существование формальных и неформальных (писаных и неписаных норм), а также запретительных, предписывающих и рекомендательных (например, «не опаздывать» – запретительная норма, «улыбаться» – рекомендательная, предлагать добровольцем только себя – предписывающая). При всем многообразии форм проведения методов разработки и принятия норм существует ряд общих принципов и условий, о которых необходимо помнить специалисту.

Принцип консенсуса – ни одна норма не должна быть принята, если кто-либо из участников выступает против нее. Можно ее объяснить, привести пример, но нельзя «продавливать» ее принятие, уговаривать несогласного, предложить голосовать.

Принцип доступности – при обсуждении норм и правил необходим пример, доступный пониманию участников, с учетом их возраста, опыта, профессиональной направленности.

Принцип добровольности. Эффективным и оптимальным является участие в обсуждении и принятии норм каждого участника. Но прямое требование обязательного участия, предполагающее конкретные предложения, могут создать сложную обстановку для человека и группы в целом.

К условиям, объединяющим раздел методов принятия норм, как правило, относятся те, которые позволяют и обеспечивают наиболее точное и полное выполнение вышеназванных принципов.

К ним относятся следующие условия:

1. Добровольное участие всей группы при понятном и доступном изложении правил проведения метода, смысла и сути самих норм со стороны организатора.

2. Обеспечение равенства среди участников, между участниками и ведущим, а также ведущим и отдельным участником.

3. Условия добровольной анонимности. Организатор создает условия добровольной анонимности, позволяющие участникам не афишировать себя.

4. Условия ограничения времени. Время, уделяемое принятию норм, при всей их важности, не должно преобладать над временем, выделяемым для других методов.

В качестве примера метода принятия групповых норм авторы предлагают рассмотреть методики «Нормы – мозговым штурмом», «В нашей группе желательно, обязательно, нельзя», «Плохие правила – хорошие правила», «Групповая картина».

Каждая из предлагаемых методик имеет свою специфику, основанную на учете возрастных, профессиональных, образовательных и социальных особенностей участников. Кроме того, выбор метода, безусловно, зависит также от содержания интерактивного процесса, его цели и задач, организационных рамок и условий проведения.

При ограниченности временного ресурса, как правило, выбирается метод наиболее быстрый и эффективный. В условиях дефицита материального обеспечения (нет бумаги, маркеров и др.) возможен способ, не требующий каких-либо подручных средств.

«Нормы – мозговым штурмом»

В начале работы преподаватель задает вопросы: «Какие нормы и правила поведения и взаимоотношений Вы знаете?», «Чем они отличаются?», «Есть ли нормы разрешительные и запретительные?» и т.д.

В результате беседы у группы должно появиться понимание того, что нормы в группе – это то поведение, которое одобряется или осуждается, что есть нормы формальные и неформальные.

Далее преподаватель предлагает участникам написать по 2 – 3 нормы маркерами на листах заранее приготовленной бумаги. Важным условием является то, что на одном листе пишется только одна норма. Все листы с нормами собираются в одном месте и развешиваются на листе бумаги формата А1. На данном этапе нормы не обсуждаются, возможно, только пояснение – что автор имел в виду (но только при желании автора). Роль ведущего состоит в развешивании норм и организации коммуникации в группе.

На втором этапе начинается обсуждение и принятие норм с помощью консенсуса. Если кто-либо выступает против нормы – она снимается. Руководитель может предложить пояснить еще раз значение нормы и оградить от давления других участников человека, выступающего против нее. Причем аргумента «Она мне не нравится» достаточно.

Вместе с тем, у преподавателя есть задача обеспечить принятие тех норм, без которых проведение групповой работы было бы затруднено. Это следующие нормы:

· слушать и слышать;

· не перебивать;

· предлагать добровольцем только себя;

· не опаздывать;

· говорить в круг.

Практика показывает, что предложенные преподавателем нормы могут вызывать резкие возражения со стороны группы.

После того, как все возражения высказаны и остались только нормы поддержанные всеми, тренер еще раз их зачитывает и предлагает всем участникам следить за их выполнением. Можно оговорить возможность возвращения к теме норм по ходу работы.

«В нашей группе желательно, обязательно, нельзя»

Как и во всех методиках, посвященных групповым нормам и правилам, работа начинается с вопроса «Что такое нормы в группе?» Далее преподаватель делит участников на две – три равные части и формулирует задание. Каждая из малых групп создает по две – три нормы под девизами: «В нашей группе нельзя…», «В нашей группе желательно», «В нашей группе обязательно». На выполнение задания дается 5 – 7 минут и объявляется, что условием принятия норм может быть только консенсус.

«Хорошие правила, плохие правила»

Целью данной методики является выявление сущностных характеристик, правил и норм в группе и понимание того, что делает норму хорошей или плохой. Это упражнение может использоваться как при введении групповых норм, так и при обсуждении темы «Групповая динамика».

Предложите участникам обсудить, что характеризует хорошее правило? Для этого образуйте подгруппы по 4 – 5 человек. Дайте задание в течение 10 минут разработать список характеристик, хороших правил. После обсуждения в подгруппах материалы вывешиваются на доске, и происходит презентация. Ведущий может уточнить содержание некоторых характеристик, если это необходимо. Далее студенты переходят к принятию норм для работы их группы, руководствуясь итогами предыдущей работы по любому варианту принятия норм. В качестве отдельного этапа, соответственно требованиям содержания, возможно обсуждение плохих правил и их особенностей.

«Энерджайзеры»

Главное свойство данной группы методов следующий: за короткий срок привести группу в работоспособное состояние и хорошее настроение. Методически энерджайзеры представляют собой короткие, как правило, подвижные или требующие движения игры. По своим целям и задачам они полностью соответствуют описываемой нами группе методов создания атмосферы. Энерджайзеры, действительно, обеспечивают открытость и активизируют участников. Специфическими свойствами данного, выделяемого авторами, раздела группы методов являются краткость, легкость, подвижность и веселость. Почему краткость? В силу своего обслуживающего характера им нельзя уделять много времени в ущерб основным методам работы с содержанием интерактивного процесса. Почему легкость? Любая по составу группа должна быть в состоянии освоить и принять участие без всяких ограничений. Почему подвижность? Особенности физиологии человека предполагают, что восстановление, мобилизация происходит наиболее успешно в свободном, двигательном режиме. Почему веселость? Известно, что наиболее простым и действенным релаксирующим эффектом обладает смех. Многие специалисты не видят особых отличий между «ледоколами» и «энерджайзерами», ведь, по сути, с помощью энерджайзера можно «расколоть лед», создать благоприятную атмосферу. Однако авторам видится более специфичная функция «маленьких игрушек», передающаяся в названии «энерджайзер» от слова «энергия» (наконец название батарейки, дающей возможность работать дольше, чем какая-либо другая). Время проведения данного раздела методов – перед началом нового этапа, после перерывов, перемен, в течение особо продолжительной и напряженной работы. Практика применения показывает, что при постоянном их использовании возможно делегировать полномочия по проведению самим участникам, что позитивно отражается на развитии групповых процессов.

«Солнце светит на …»

Участникам предлагается расположиться по кругу, сидя на стульях. Преподаватель находится в центре, для него стула в круге нет. При объяснении условий говорится о том, что при фразе «Солнце светит на … того, кто в черном», все, отвечающие этому признаку (например, черные брюки или юбка), должны быстро пересесть на другое освободившееся место. Руководство игрой переходит к тому, кто не успел сесть. Преподаватель участвует вместе со всеми и при достижении цели упражнения, т.е. разрядки и оживления участников, останавливает игру. Этого легко достигнуть, когда руководство опять перейдет в руки организатора.

Важно объяснить группе, что приметы («на что светит солнце») должны быть видимыми и осознаваемыми всеми. Количество участников – от 10 до 25 человек. Время проведения – не более 5 минут.

«Зик, зак, бум»

Преподаватель предлагает группе образовать круг и рассказывает историю: «Мой приятель, тренер из Южной Африки, познакомил меня с языком племени Бака, а заодно и с энерджайзером «Зик, зак, бум». Племя Зулу отличалось очень лаконичным языком, наверное, это характерно для всех охотников. Основу их речи составляли три слова: «Зик», «зак» и «бум». Причем каждому слову соответствовал определенный жест. Слово «зик» говорят человеку, стоящему рядом, слева или справа, сложив ладони перед грудью и повернувшись к нему. Слово «зак» произносят через круг стоящему напротив и сопровождают сложенными вместе и вытянутыми вперед руками. Человек, получивший слово и жест, должен и может ответить любым способом. Есть в словаре племени Зулу еще одно слово и соответствующий ему жест. Это слово «бум» и поднятые перед собой руки, означающие нежелание общаться. После этого ход возвращается к тому, кто его произнес. Сейчас у нас будет возможность освоить язык племени Зулу».

Далее преподаватель еще раз объясняет правила, отметив, что совершивший ошибку выбывает из круга. Благодаря этому можно узнать, кто лучше всех усвоил новый «язык». Ведущий играет вместе со всеми.

Игра продолжается не более 5 – 7 минут (не обязательно доводить до самого конца). Количество участников – от 9 до 23 человек.

Глава 5. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫРАБОТЫ
С СОДЕРЖАНИЕМ ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: