Лекция 6. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ




1. Осмыслённость ценностей и группы ценностей.

2. Социально-психологические методы управления.

3. Социальные методы управления.

 

Реализация рассмотренных ранее законов и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных цел ей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Метод – это регулятивная норма или правило управленческого поведения (есть проблемы – есть способы, приемы, пути их решения). Методы управления служат рационализации управления и выбору точных алгоритмов получении оптимального результата. Они могут быть традиционными, рутинными и инновационными, творческими. Разработка современных методов управления с помощью социальных технологий – одна из самых актуальных задач современного управления.

Любой метод основан на познании объективных закономерностей и реализации их требований, но в нем отражены не только требования объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, позволяющей оптимизировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур.

Возможности применения современных методов управления безграничны. Они способны исключать деструктивные процессы из общественной жизни, но используются крайне плохо, нерационально. Сложилось реальное противоречие между тем огромным интеллектуальным и нравственным опытом, который накоплен человечеством на пути познания, и уровнем применения наукоемких технологий в различных сферах управления.

Парадокс: цивилизация из века в век вбирает в себя творческий дух, но приближается не к божественности, а к коварству и жестокости...». Это одно из самых противоречий современного мира. Можно сказать, что хватает современного мышления, созидательного, творческого, моделирующего и способного обустроить мировое сообщество на основе современных ценностей: добра, справедливости и гармонии. Об этом мечтали умы человечества. Например, К.Э. Циолковский писал: «Богатства людей беспредельны. Нужно только умение взять их. Гораздо разумнее их искать и брать у природы, чем отнимать друг у друга. Ведь сумма богатств человечества от этого не увеличится. От этой борьбы увеличиваются хищные свойства людей».

Сегодня вопросы познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту. Многие ученые считают, что мы находимся в первой стадии социального выздоровления, которое сопровождается отходом от примата материальных ценностей и готовимся к господству социальных и духовных, потому что это единственный способ выживания человечества. Англия и США проповедующие сугубо материальные ценности и насильно навязывающие их другим народам, находятся на пороге грядущих социальных потрясений и катастроф. В этой ситуации Украина должна наконец занять достойное место в геополитическом пространстве и найти разумный путь в будущее.

Для этого украинскому обществу необходимо современное мышление, в том числе и управленческое, которое является ключом к правдивому осознанию прошлого, правильной оценке настоящего и пониманию будущего. Преодоление кризиса мышления, воспитание ума, овладение методологией познания и изменения мира в сторону социального прогресса – важнейшая задача формирования современной управленческой культуры. Этот процесс начинается с обучения и воспитания в семье, детских учреждениях, в школе.

Именно здесь должна найти воплощение дерзновенная цель раджи-йоги – «поднять человека от безумного рутинного существования к снеговым вершинам психического и умственного совершенства, когда драгоценные свойства личности получат свободное и беспредельное развитие: достигается невероятная, почти магическая сила воли, обеспечивающая духовную стойкость и упорство в достижении цели; проницательный ум, придающий мыслям остроту парадокса и мудрую гармонию здравого смысла, чистая нравственная атмосфера, властвующая над грубыми инстинктами и разрушительными процессами». Всем ли эти доступно? Разумеется, хотя и в разной мере. Л.Н. Толстой отмечал неисчерпаемость человеческих сил. Они только заперты внутри и освобождаются любовью, безумием, отчаянием или острой необходимостью.

Сегодня трудно, болезненно, но происходит осознание фундаментальных истин человеческого бытия, богатство общества – это богатство его индивидуальных сил – личностей.

Деформация природной среды, угрожающая жизни всем, – это лишь следствие разрушения ее второй природы – социальной, ее духовных основ. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что многие современные государства, российское в особенности, давят на личность, не позволяют ей подняться и реализовать свой творческий потенциал, который неисчерпаем и равен, как считают ученые, запасу атомного ядра. Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой, и не больше. Однако все силы, скрытые на личностном уровне, должны быть приведены в действие. Если они подавляются, приобретают отрицательный заряд, общество, скрепляемое государством, будет разрушено. Об этом свидетельствуют многочисленные исторические факты. Очень важно понять, как отмечают генетики, что человечество в своем развитии лимитируется вовсе не нехваткой талантов, а невозможностью создать для них условия достаточно рано, оптимальные не только для развития и проявления таланта, но и для того, чтобы привить любовь именно к тому делу, к которому обладатель данного таланта наиболее пригоден.

Психологи обнаружили у подростков и юношей некую «одержимость», которая позволяет им достичь высокого уровня творческой активности в различных видах деятельности. Одержимость выражается в чрезвычайно интенсивных занятиях по одним предметам при «прохладном» отношении к неинтересным. Сегодня немало написано о раннем развитии творческих способностей: о восьмилетних художниках, поэтах, музыкантах, тринадцатилетних студентах, семнадцатилетних аспирантах, двадцатилетних докторах наук. Их способности не поддаются меркам, не укладываются в привычные рамки средней и высшей школы.

Человек может и должен сделать свою жизнь осмысленной: во- первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей): и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно этому выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит ценностям творчества.

Остановимся на ценностях творчества. Философия творчества имеет большую историю, ее основы, например, представлены в трудах русского философа Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии развития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например, в управлении. Именно в этой сфере, произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публикаций. Проводятся исследования духовного потенциала человека, цель которых – разбудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла: человеческого существования. Предлагаются психологические технологии самооценки своих способностей интеллектуальных сил и пути самосовершенствования.

Религия не решает всех проблем в этой области, прежде всего, интеллектуальных. Конечно, гению, яркой, одаренной личности нужны не столько технологии, тренинги, мозговые коллективные «штурмы», сколько благоприятные экономические, социально-политические и культурные условия для мотивации к творческой деятельности. Человек использует имеющиеся методики и технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существование.

Для познания самого себя психологическая наука сделала сегодня неоценимо много. Каждый человек может трезво оценить свои способности, возможности интеллекта, памяти, внимания и воли, используя современные методики, успешно работать по формированию своей личности, активно взаимодействовать с окружающим миром.

Этому служат психологические и социально-психологические методы управления, которые направлены, прежде всего, на изменение мотивационной сферы. Среди способов мотивации выделяют следующие: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др. Целями их применения является обеспечение растущих сильных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллектива. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации труда относится использование психологичекого воздействия музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессионально ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим
характеристикам наиболее соответствуют требованиям работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Экономические методы управления подставляют собой способы и средства достижения экономических целей управления на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики

Среди многообразия экономических методов управлении можно выделить методы экономического стимулировании Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника я получении возможно высокой прибыли.

Организационно-административные методы базируются на власти, дисциплине и ответственности. Организационно административное воздействие осуществляется в следующих видах:

■ прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, характеризуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

■ установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное Регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;

■ разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых административному воздействию;

■ контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс в целях координации усилий его участников для выполнении поставленных перед ними.

В целом объективной основой использования организационно- административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через них реализуется одна из функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в действиях подчиненных. Следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы, определить разумное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных, экономических и социально-психологических методов.

Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точек зрения. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущие организации дисциплину и ответственность. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, то есть администрированием.

Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления.

При изучении проблемы самоуправления возникает ряд вопросов: как понимать самоуправление и каковы внешние и формы его проявления? Каков уровень развития самоуправления в современных условиях? Как зависят система планирования, организационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие подсистемы управления от степени развития самоуправления?

Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально экономических отношений между равноправными субъектами и процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Такие отношения условно можно назвать подходом «снизу». Именно на этом уровне самоуправления вырабатываются те направления и способы его дальнейшего развития, которые могут быть распространены и на более «высокие» ступени управления.

Преобразование хозяйственного механизма организации объективно предполагает демократизацию управления (самоуправления). Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творческой деятельности всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. Новый хозяйственный механизм предусматривает высокую степень децентрализации управления, является гарантом становления и развития самоуправления на разных уровнях социальной организации. При этом самоуправлении рассматривается не как антипод управления, а как реальное средство вовлечения в управленческую деятельность не только большого числа работников, но и всех уровней управления.

В сложившихся условиях необходимо отойти от рассуждений о том, насколько следует ослабить или усилить централизм. Нужен подход к централизации и децентрализации в управлении, которому централизация обеспечит гармоничное, системное, развитие в целом, а децентрализация принятие и реализацию «свободных решений» каждым субъектом управления, работающими на принципах самоуправления. Другими словами, речь идет о признании прав субъекта управления не только за государств винными органами и общественными организациями, но и за социальными группами, трудовыми коллективами и каждой личностью. Следует учитывать и то, что демократические принципы имеют свои пределы эффективности и не могут влиять на решение всех без исключения управленческих вопросов. В итоге выявляются функции и их распределение по уровням управления, при самоуправлении могут быть наиболее эффективными. Такой подход отражает тактику и стратегию руководства, где родились и получили распространение различные формы организации труда и всей общественной жизни. В этих условиях принцип демократического централизма превращается в принцип демократического управления, что в идеале соответствует самоуправлению. Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъектов собственности. В условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения собственности. Так как экономической формой их реализации является корпоративизм, то более благоприятные условия для развития самоуправления складываются на нижнем уровне, В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все и большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления.

Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы возможно:

а) с помощью совокупности методов (экономических административно-организационных, политических, духовно культурных);

б) с наполнением их научным содержанием, прежде всего при помощи социального проектирования.

Подчеркнем в этой связи особую роль социальных и научных методов управления, с помощью которых сегодня достигается целостность управленческого воздействия.

Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно-административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, управленцев в первую очередь. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всем другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т. п. Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, стимулирования, это позволяет упорядочить цельные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм.

Важно подчеркнуть, что социальные методы управления становятся системообразующими потому, что целью системного анализа является определение приоритета целей и получения максимального управленческого результата, приоритетом сегодня стал человеческий ресурс, реализация которого, как свидетельствует мировой опыт, определяет эффективность экономики (надежность и качество продукции), действенность политики (демократичность и справедливость), развитость духовно-культурной сферы.

Стало очевидным, что социальная система может укрепить свою целостность в противоположность хаосу за счет постоянного улучшения качества жизни людей с помощью различных методов управления, преимущественно социальных. Поэтому социальные методы становятся решающими при оценке и анализе ситуации, с чего и начинается управление, при оценке его эффективности. Не случайно современная методика подготовки специалистов в области управления большое внимание уделяет методам социального проектирования, построения социальных организаций и раскрытия творческих потенциалов людей. Социальные методы управления сегодня невозможны без научных методов.

Сила научных методов состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объекте анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают необходимые средства воздействия, обеспечивающие желанное его изменение. Они могут рационализировать процесс принятия решений в социальной сфере.

Такие научные методы, как моделирование, прогнозирование, экспертные оценки, имеют многовековую историю. И все же имеются достаточные основания органически связывать современный инструментарий управления с научно-технической революцией, с ее эпохальными достижениями.

Она не только обновляет и повышает эффективность традиционных, веками используемых методов и средств, но и провоцирует революцию в методах и средствах убавления. И все же самую большую опасность для Украины предъявляет духовный кризис, кризис образа жизни и государственной идеологии. Поэтому наполнение содержанием всех методов управления во многом зависит от таких понятий духовности, как патриотизм, честь совесть, мировоззрение и т.п. Страна без науки, культуры образования, словом, без духовности и нравственности – это страна без будущего.

Во всем мире наблюдается тенденция возрастания роли духовного начала в регулировании всех явлений жизни, именио духовные регуляторы обычно выступают там, где все остальное оказывается бессильным.

Среди научных средств познания особая роль принадлежит методам диагностики, которые направлены на комплексную оценку ситуации, выявление проблем, «болевых точек». Они опираются на наличие норм, нормативов, ориентиров, которые выступают основой социального измерения. Социальная диагностика имеет ряд циклов: диагноз, прогноз, проект, внедрение. Они опираются на методы сбора и анализа информации (социологической и статистической). Сами методы диагностики имеют свои процедуры и операции:

■ первый этап включает общее ознакомление с объектом, постановкой задач, выявление состава диагностируемой ситуации, выбор показателей и методик;

■ второй этап обычно связан с измерением и анализом процессов;

■ третий этап – построение выводов, заключение по диагнозу и предложения по изменению положения дел к лучшему.

Методы диагностики невозможны без других научных методов. К методам глобального регулирования относятся, прежде всего, биосферные. Сохранение биосферы сегодня является главной целью всех живущих на планете Земля. Для этого наука предлагает ноосферный способ производства, в основе которого лежит рост ценности всех народов.

В целях перехода человечества на ноосферный путь развития должны быть пущены в ход:

а) учение о биосфере-ноосфере – научный стержень такого духовного явления, которое получило на Западе название «славянского космизма»;

б) все мировые достижения, Украины в том числе, в области культуры, в области освоения космоса, высоких технологий, инженерии, формирования Солнечной системы, солнечно-земных связей, основ космических ритмов и других открытий науки, наконец должны быть поставлены на службу человечеству – не целям его выживания, а достойному развитию и процветанию, самореализации всех на планете Земля – общем доме всех ее народов;

в) все достижения образования, литературы, искусства, в том числе достижения театра (школ К. Станиславского, М. Чехова, В.Мейерхольда), украинской исполнительской музыкальной школы, музыкального творчества, шахматной школы, художественного творчества и т. п.

д) ноосферное развитие должно базироваться на понимании того, что человек является частью природы и подчиняться её законам.

Итак, все методы управления, которые используются целостно, основаны на закономерностях движения человеческого мышления, в качестве субъективного отражения объективных закономерностей, которые как бы переводят человеческое сознание и используются как изменения окружающей действительности.

 

Выводы

1. Методы управления являются средствами реализации законов и принципов управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологически административные и др.) является эффективными тогда, когда субъект управления на основе анализа использует ту их совокупность, которая необходима конкретной управленческой ситуации, представляющей комплекс сложных явлений (экономических, политических и духовно-культурных).

2. Одна из задач управления – создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы.

3. Для достижения этих целей необходимо более активное применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.)

 

Вопросы для повторения и размышления

1. Что понимается под методами управления, какие из них вы знаете?

2. Почему необходима совокупность методов для достижения эффективного конечного результата?

3. Методы самоуправления и саморазвития социальной системы: их состояние, использования и возможности более широкого применения.

4. Научные методы управления, повышение их роли в современном управлении.

5. Глобальные методы управления, их природа и значимости в современных условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: