Выявление уровня развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста




 

На первом этапе исследования воспитателю необходимо диагностировать достигнутый детьми шести лет уровень развития в образной памяти.

Отсюда цель: диагностировать достигнутый старшими дошкольниками уровень сформированости их образной памяти.

Исходя из этого, решались следующие задачи:

1. Подбор критериев для оценки уровня сформированности образной памяти;

2. Подбор диагностической методики для определения уровня сформированости образной памяти;

. Выявление уровня сформированности образной памяти.

Чтобы выявить уровень сформированности образной (слуховой и зрительной) памяти мы использовали методику "запомни картинки" Г.А.Урунтаевой и методику "10 слов" А.Р. Лурия.

На первом этапе исследования детей 6 лет применяется методика "запомни картинки" Г.А.Урунтаевой.

Цель: изучение произвольности и не произвольности образной зрительной памяти у детей шести лет.

Материал для проведения эксперимента: 20 цветных картинок размером 6,5 х 10 см.. Первый набор: ромашка, стол, кровать, морковка, лук свекла, слон, лилии, заяц, еж. Второй набор: коза, собака, лошадь, груша, яблоко, апельсин, сушки, мороженое, зонт, ель.

Проведение: проводится две серии эксперимента.

Первая серия эксперимента: ребенку показывают по очереди картинки набор из 10 штук. Они должны быть знакомы ребенку. При этом экспериментатор не ставит перед ребенком задачу запоминание. Картинки экспонируются последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. Учитывается, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитываются, так же как и названые предметы, которых на картинке не было.

Инструкция: "сейчас я покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них". После демонстрации 10 картинок ребенка просят: "назови картинки, которые ты запомнил".

Вторая серия эксперимента: ребенку показывают второй набор картинок и предлагают запомнить как можно больше картинок для того, чтобы затем их припомнить. Средства и приемы запоминания не указываются. Каждая картинка экспонируется в течении 3 секунд. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. После показа всех картинок дети воспроизводят предметы изображенные на них.

Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком после предварительного получасового знакомства ребенка с экспериментом. Выясняется возможность описания ребенком свойств и назначений каждого из предметов, изображенного на всех картинках. После пятнадцатиминутного перерыва, во время которого ребенок занят рисованием, приступают к первой серии опытов. В каждой серии используется новый набор картинок из 10 штук, участвуют одни и те же дети.

Оценка результатов: после проведения эксперимента определяется уровень развития произвольной и не произвольной образной памяти по следующим критериям: если ребенок назвал 8-10 картинок - это высоки уровень - 3 балла, 6-7 картинок - это средний уровень - 2 балла, а 5 и меньше - низкий уровень развития памяти - 1 балл.

На втором этапе исследования старших дошкольников применяется методика "10 слов" А.Р. Лурия.

Цель: оценка кратковременности и длительности образной слуховой памяти у детей 6 лет.

Материал для проведения эксперимента: 10 слов: огонь, мед, игла, хлеб, стул, лес, брат, вода, конь, гриб.

Проведение: перед тем как зачитывать ребенку слова, ему дается инструкция 1. Следует соблюдать временной интервал во время зачитывания слов в 1 секунду. После предъявления материала ребенка просят повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке. Это показатель кратковременной образной памяти. После воспроизведения зачитывается инструкция 2. Ребенок вновь воспроизводит - и так следует сделать еще три раза.

Далее делается перерыв в один час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова - это показатель долговременной образной памяти на основе образов, сформированных со слуха.

Инструкция: 1. "Я назову тебе 10 слов, а ты постараешься их запомнить". 2. "ты запомнил не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайся запомнить больше слов".

Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком. Зачитывать материал необходимо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельные элементы.

Оценка результатов: после проведения эксперимента определяется уровень развития кратковременной и долговременной образной памяти по следующим критериям: если ребенок назвал 8-10 слов - высокий уровень - 3 балла, 6-7 слов - средний уровень - 2 балла, а 5 и менее - низкий уровень развития памяти - 1 балл.

Между экспериментами делается не большой (5-6 минут) перерыв. После проведения эксперимента мы сопоставили средние показатели, по результатам которых и определили уровень развития памяти.

Средний балл составляет:

от 3-2 - высокий уровень;

от 2-1,5 - средний уровень

от 1,5-1 - низкий уровень.

Результаты диагностики представлены в таблице 1.

 


Таблица 1. Уровень развития образной памяти детей шести лет на конетатируещем этапе экспериментальной работы

Имя ребенка Оценка в баллах Средний балл Уровень
  Методика "запомни картинки" Методика "10 слов"    
  Образная зрительная Образная слуховая    
  Непроизв. Произв. Кратковрем. Долговрем.    
Коля О.         1,25 низкий
Таня Р.         2,5 высокий
Вера Ш.         1,25 низкий
Лера К.         1,5 средний
Никита М.           низкий
Оля И.           низкий
Владик Х.         2,25 высокий
Юра Д.         1,5 средний
Маша С.         2,25 высокий
Дима П.         1,25 низкий

 

Вывод: результаты проведенного исследования показали, что 10 детей, принимающих участие в исследовании, лишь трое набрали 3 - 2 баллов - это свидетельствует о высоком уровне развития их образной памяти. Двое 2-1,5 балла - средний уровень (Юра Д. вспомнил и назвал не все слова, Лера К. не точно назвала картинки, испытывает затруднения в припоминании). Пятеро детей набрали в среднем по 1-1,5 балла, что говорит о низком уровне. Таким образом, данные констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию образной памяти шести лет жизни, поскольку проведенное исследование показало, что у 50% детей не достаточно сформированы свойства образной памяти, такие как точность восприятия, объем, длительность сохранения информации. Дети испытывают затруднения в припоминании и воспроизведении материала, предложенного для заполнения.

Поэтому последующею работу следует повторить так, чтобы формирования свойств образной памяти осуществилось в практической деятельности детей, развивая способность к целенаправленному запоминанию и использованию мнемических средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: