Анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента по развитию образной памяти старших дошкольников.




 

На констатирующем этапе мы провели диагностику уровня развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста. На формирующем этапе велась коррекционно - развивающая работа. Мы преследовали цель: попытаться с помощью специальных дидактических игр добиться значительного улучшения показателей образной памяти детей с недостающем уровнем ее развития. По окончанию формирующего этапа опытно - экспериментальной работы был проведен контрольный эксперимент.

Его цель: выявление уровня развития слуховой и зрительной образной памяти детей старшего дошкольного возраста после проведения формирующей работы.

Задачи:

1. проверить эффективность проведенных на формирующем этапе дидактических игр;

2. сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов;

. выявить динамику развития образной памяти.

После окончания занятий по развитию памяти (у детей с низким уровнем развития) была проведена повторная диагностика со всеми детьми группы. Критерии оценки уровня развития памяти и методики остались прежними, но был изменен наглядный материал. Результаты представлены в таблице 2.


Таблица 2. Уровень развития образной памяти детей шести лет на контрольном этапе экспериментальной работы

Имя ребенка Оценка в баллах Средний балл Уровень
  Методика "запомни картинки" Методика "10 слов"    
  Образная зрительная Образная слуховая    
  Непроизв. Произв. Кратковрем. Долговрем.    
Коля О.           средний
Таня Р.         2,75 высокий
Вера Ш.         1,75 средний
Лера К.         1,75 средний
Никита М.           средний
Оля И.         1,75 средний
Владик Х.         2,5 высокий
Юра Д.         2,5 высокий
Маша С.           высокий
Дима П.           средний

 

Вывод: повторная диагностика участников эксперимента показала, что из десяти детей трое набрало от 3 до 2 баллов - это свидетельствует о высоком уровни развития их образной памяти (Таня Р., Владик Х., Миша С.). И семеро детей набрали от 2 до 1,5 балла - это свидетельствует о среднем уровни развития их образной памяти (Лера К., Юра Д., Коля О., Никита М., Оля И., Вера Ш., Дима П.). Низкий уровень развития образной памяти ни у кого не выявлен, что в свою очередь говорит о эффективности проведенной нами работы.

Далее в таблице, сделан сравнительный анализ средних показателей сформированности образной памяти у детей до, и после проведенного формирующего эксперимента. Сводные данные, полученные в результате исследования памяти, представлены в таблице 3.

 


Таблица 3. Результаты диагностики уровня развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах.

Имя ребенка Средний балл уровень
  Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Коля О. 1,25   низкий средний
Таня Р. 2,5 2,75 высокий высокий
Вера Ш. 1,25 1,75 низкий средний
Лера К. 1,5 1,75 средний средний
Никита М.     низкий средний
Оля И.   1,75 низкий средний
Владик Х. 2,25 2,5 высокий высокий
Юра Д. 1,5 2,5 средний высокий
Маша С. 2,25   высокий высокий
Дима П. 1,25   низкий средний

 

Анализируя результаты исследования, мы можем сказать, что изменения значимы для экспериментальной группы, с которыми проводилась коррекционно-развивающая работа. Качественный анализ результатов данной методики контрольного эксперимента показал, что средний показатель развития образной памяти у детей вырос в среднем практически в 1,5 раза. Таким образом, нами выявлена положительная динамика в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Положительная динамика говорит о том, что проделанная работа была не напрасной. Систематическое и целенаправленное проведение и организация дидактических игр способствовали развитию образной памяти. При этом нами были соблюдены и выполнены условия:

1. игра организованна как поэтапный системно - организованный процесс, направленный на развитие слуховой и зрительной образной памяти;

2. предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающие в изменении количественных (уменьшении времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, ее правил, а, следовательно, и самих показателей запоминания;

. обеспечивается рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей, а так же развитие самоконтроля (проверка результатов запоминания и анализ ошибок).

 


Заключение

 

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Ребенок лучше воспринимает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во много определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.

Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие образной памяти. Во многом развитию этого процесса способствует игровая деятельность, в которой способность запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком шести лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связана с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенных для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала.

Формирование более сложных форм образной памяти появляется в процессе наглядно - действенного мышления старшего дошкольника, прежде всего, по средствам организуемых должным образом дидактических игр.

При этом психологическими условиями, определяющий тот или иной уровень развития у детей образной памяти, являются: наличие необходимого объема знаний, умений и навыков, определенного программой воспитания и обучения в детском саду; отбор методов индивидуальной и групповой работы с детьми (игровые, практические, ориентированные на особенности детей); различные формы организации, совместная деятельность воспитателя и ребенка в процессе игр, формы их организации для малообщительных детей, которые в данном виде деятельности целесообразно объединить в подгруппы. Необходимо изменить характер взаимоотношений между взрослыми и детьми, перейти на более демократический стиль общения, установление отношений сотрудничества в организуемых дидактических играх.

Проведенное на констатирующем этапе тестирование показало, что в подгруппе, состоящей из десяти человек, большинство детей обладают недостаточным уровнем развития образной памяти. Проблемы, характеризующий средний и низкий уровни развития у детей образной памяти, различны и определяются индивидуальными особенностями детей.

На формирующем этапе нами были отобраны педагогические условия эффективного развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и проведена пробация данного вида игр в ходе опытно - экспериментальной работы. Определено что в дидактических играх складываются благоприятные условия для развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. Раскрыто, что она позволяет создать содержательную игровую мотивацию, обеспечить осознанием ребенка средств и способов выполнения мнемической деятельности и составляющих ее процессов. Разработана и апробирована система дидактических игр для детей 6 лет, с целью развития образной памяти, доказана ее эффективность.

Контрольный этап подтвердил эффективность выбранной методики развития образной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

По итогам проведенной работы можно сказать следующее. Развитие образной памяти не происходит у ребенка спонтанно оно является, результатом полноценного "детства" и самое главное требует верного руководства и тонкого психологического внимания и наблюдения, специально организованных занятий с ребенком дидактических игр не только в ДОУ, но и в семье.

Именно дидактические игры в организации работы с детьми старшего дошкольного возраста намечают те структурные уровни организации процесса образной памяти, к которым и стремиться подвести педагог воспитуемых, и одновременно образует функциональные пути решения детьми различных задач на основе образно мнемических процессов. При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, достигнутые и сохраненные образной памятью дошкольников уровни, снова могут, черех свое воспроизведение включаться, в процессе поиска решения различных задач как относительно самостоятельные и вместе с теми как составляющие логические звенья целостного процесса поиска. Иными словами, дидактические игры способствуют не только формированию высших структур образной памяти, но и его системному функционированию. Только в их рамках в работе с детьми данного возраста могут быть представлены и при необходимости одновременно включаться в работу все виды и уровни образной памяти.

В дидактических играх не только развиваются творческие способности дошкольника, его инициативность и умение работать коллективно, что необходимо в его дальнейшем, уже школьной, жизни, но и главное - умение осознавать сам процесс запоминания и воспроизведения из "кладовой образной памяти", умение сознательно управлять ею, уловить и сохранить в ней необходимую информацию, чтобы в дальнейшем, творчески ее преобразуя, чтобы разнообразить собственную и предлагаемую воспитателем игровую деятельность, умение не только вывить свое отношение к изображаемому, но и закрепить его в своей образной памяти - с тем, чтобы вновь и вновь, переживать то восхищение, радость, восторг, удивление, которые дети испытывали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Все это обеспечивает не только устойчивый детский интерес к дидактическим играм, но и внутреннее развитие структуры их личности, ее целостность, и одновременно рождает духовно развитую, творческую личность.

Необходимо так же отметить, что в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в тоже время он становится более активным в поиске новой информации.

Следовательно, это необходимо использовать в организуемых воспитателем дидактических играх: разнообразить их, обогатить не только содержание, но и возможную их вариацию с тем, чтобы вызвать и постоянно подпитывать детский интерес к ним.

 


Список используемой литературы:

1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет. - М., 2005.

2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 2003..

. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. М., 2006..

4. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной и М. И. Лисиной, М., 2004..

. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. т.2 / Под ред. Петровского. - М: Педагогика, 2006. - 400с

. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. - М: Педагогика, 2003. - 375с.

. Годфруа Ж. Психология. Т. 1. М., 2003.

. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппарейонер, В.Я. Романова. - М: МГУ, 2005. - 272с.

. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 2001.

. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 2004.

. Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 2004. - 481с.

. Полуянов Д. Воображение и способности. М., 2004.

. Психологический словарь. / Под ред. Карпенко А.А. - М: Педагогика, 2005. - 780с.

. Психологическая диагностика развития детей. 1 часть. Составитель Захарюта Н.В. - Армавир, 2005.

. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., 2003.

16. Божовин, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольной возрасте/ Божовин Л.И. - М., 2004.

. Выготский Л.С. Мышление и речь / Выготский Л.С. - М: 2000.

. Воспитание и обучение детей шестого года жизни /под ред. Л.А.Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: 2005.

. Буре Р.С. Готовим детей к школе. Кн. Для воспитателя детского сада/ Буре Р.С. - М.: 2004.

. Усова А.П. Обучение в детском саду/по ред. Запорожца - М, 2003

 


Приложения

Игра "Запомни и назови"

Карточки с изображением предметных картинок, геометрических фигур, символов, букв, цифр можно использовать для развития зрительной памяти, восприятия, объема внимания, пространственной ориентировки детей. Перед детьми выкладывают несколько карточек (от 4 до 9) и предлагают запомнить изображения. Затем ребенка просят отвернуться (либо взрослый закрывает карточки экраном) и назвать их в любой последовательности.

Можно расположить 4-9 картинок в 2-3 ряда и предложить детям запомнить их, после чего перевернуть карточки и задать следующие вопросы:

1. "Назовите картинки в верхнем ряду (во втором, в третьем ряду)";

2. "Назовите картинки в первом (втором, третьем) столбике";

. "Назовите картинки в верхнем ряду слева направо или справа налево";

. "Назовите картинки в первом (втором, третьем) столбике сверху вниз или снизу вверх";

. "Назовите картинки, которые находятся: в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, в центре, вверху в середине, справа в середине" и т.д.

Игра "Запомни картинки"

Цель: изучение произвольности и не произвольности образной зрительной памяти у детей шести лет.

Материал для проведения эксперимента: 20 цветных картинок размером 6,5 х 10 см.. Первый набор: ромашка, стол, кровать, морковка, лук свекла, слон, лилии, заяц, еж. Второй набор: коза, собака, лошадь, груша, яблоко, апельсин, сушки, мороженое, зонт, ель.

Инструкция: ребенку показывают по очереди картинки набор из 10 штук. Они должны быть знакомы ребенку. При этом экспериментатор не ставит перед ребенком задачу запоминание. Картинки экспонируются последовательно одна за другой. Расстояние от изображения до уровня глаз испытуемого 25-30 см. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. Учитывается, сколько предметов из общего числа названо ребенком по памяти, повторы не учитываются, так же как и названые предметы, которых на картинке не было.

"Сейчас я покажу тебе картинки, а ты внимательно посмотри на них". После демонстрации 10 картинок ребенка просят: "назови картинки, которые ты запомнил".

Оценка результатов: после проведения эксперимента определяется уровень развития произвольной и не произвольной образной памяти по следующим критериям: если ребенок назвал 8-10 картинок - это высоки уровень - 3 балла, 6-7 картинок - это средний уровень - 2 балла, а 5 и меньше - низкий уровень развития памяти - 1 балл.

Игра "10 слов"

Цель: оценка кратковременности и длительности образной слуховой памяти у детей 6 лет.

Материал для проведения эксперимента: 10 слов: огонь, мед, игла, хлеб, стул, лес, брат, вода, конь, гриб.

Проведение: перед тем как зачитывать ребенку слова, ему дается инструкция 1. Следует соблюдать временной интервал во время зачитывания слов в 1 секунду. После предъявления материала ребенка просят повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке. Это показатель кратковременной образной памяти. После воспроизведения зачитывается инструкция 2. Ребенок вновь воспроизводит - и так следует сделать еще три раза.

Далее делается перерыв в один час и, не называя слов, малыша просят вспомнить все слова - это показатель долговременной образной памяти на основе образов, сформированных со слуха.

Инструкция: 1. "Я назову тебе 10 слов, а ты постараешься их запомнить". 2. "ты запомнил не все слова. Я прочту их еще раз. Постарайся запомнить больше слов".

Условия проведения: проводится индивидуально с каждым ребенком. Зачитывать материал необходимо громко, отчетливо и однотонно, не выделяя отдельные элементы.

Оценка результатов: после проведения эксперимента определяется уровень развития кратковременной и долговременной образной памяти по следующим критериям: если ребенок назвал 8-10 слов - высокий уровень - 3 балла, 6-7 слов - средний уровень - 2 балла, а 5 и менее - низкий уровень развития памяти - 1 балл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: