Биологически активные вещества: продукты метаболизма, тканевые гормоны, участвующие в регуляции функций. Эндокринная система. Гормоны. Методы изучения желез внутренней секреции. Понятие о диффузной нейроэндокринной системе. Функциональное значение гормонов. Классификация гормонов. Механизмы действия гормонов. Гипоталамо-гипофизарная система: гипоталамус и нейрогипофиз, нейрорегуляторные пептиды. Общий принцип гормональной регуляции. Симпатоадреналовая система. Гипофиз. Гормоны аденогипофиза, их физиологическое значение и механизм действия. Нейрогуморальная регуляция аденогипофиза. Гипер- и гипофункция аденогипофиза. Физиологическое значение промежуточной доли гипофиза и нейрогипофиза.
Щитовидная железа. Структурная организация щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы. Их влияние на функции организма. Регуляция функций щитовидной железы. Гипер- и гипофункция щитовидной железы. Паращитовидные железы. Их гормон. Его функциональное значение, механизм действия. Гипер- и гипофункция паращитовидных желез. Вилочковая железа и эпифиз. Их физиологическое значение. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы. Структура островковой железы, ее гормоны. Механизмы действия. Гипер- и гипофункция поджелудочной железы. Надпочечники. Гормоны коры надпочечников и мозгового вещества, их значение. Роль минералокортикоидов в регуляции водного и солевого обмена. Катаболический эффект глюкокартикоидов.
Половые гормоны коры надпочечников. Значение мозгового слоя надпочечников. Гипер- и гипофункция надпочечников.
Половые железы. Семенные железы мужчин и яичники женщин. Мужские и женские половые гормоны, их физиологическое значение, механизмы действия. Гипер- и гипофункция половых желез. Женский половой цикл. Его стадии. Созревание фолликулов и овуляция. Беременность и лактация. Гормоны плаценты. Регуляция деятельности половых желез.
|
Нейро-гуморальная регуляция.
Литература: [1,2,3,13,14].
6. Рекомендуемые образовательные технологии
При реализации программы дисциплины «Основы анатомии и физиологии человека» используются различные образовательные технологии – (аудиторные занятия 8 часов) проводятся в форме лекций с использованием мультимедийной установки, семинарские занятия проводятся с использованием видеоматериалов учебных фильмов, средств наглядности (препараты, плакаты, слайды и др.) в ходе них отрабатываются навыки анализа тех или иных физиологических процессов на уровне отдельных клеток, органа, систем органов и организма в целом. Самостоятельная работа слушателей подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации при подготовке к семинарским занятиям и помощь при выполнении практических занятий).
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях
Номер раздела | Вид занятия | Используемая интерактивная образовательная технология | Кол-во часов |
1-6 | С, ПЗ | Работа с биологическим материалом, макетами, муляжами, использование слайдов | |
Итого: |
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В качестве форм самостоятельной работы используются: подготовка к семинарским и практическим занятиям (конспектирование и индивидуальное консультирование у преподавателя), выполнение домашних заданий и их анализ в рамках практических занятий, подготовка к промежуточной аттестации, написание творческих работ.
|
Примеры тестовых заданий для самопроверки и текущего контроля:
1. Этот ученый создал новое физиологическое направление в клинической медицине, согласно которому организм представляет собой единое целое, а ведущую роль в его жизнедеятельности и связи с внешней средой играет нервная система:
а) Сергей Петрович Боткин
б) Николай Иванович Пирогов
в) Алексей Алексеевич Ухтомский
г) Илья Ильич Мечников
2. Какой из перечисленных уровней организации живой материи наиболее сложный и стоит выше остальных в иерархической системе?
а) органоидный в) органный
б) клеточный г) тканевой
3. К кровеносной системе относится:
а) сердце в) слизистая оболочка желудка
б) лимфатический сосуд г) почка
4. Эти системы органов осуществляют взаимосвязь и согласованную работу всех систем органов:
а) кровеносная г) лимфатическая
б) половая д) эндокринная
в) нервная е) опорно-двигательная
5. Вставьте пропущенное слово:
… регуляция функций организма является древней формой взаимодействия клеток и органов. Она имеет особенно большое значение для низших организмов.
Не только строение органа обуславливает его … но и она также влияет на строение органа.
… система предохраняет организм от различных вредных воздействий окружающей среды (химических, физических, механических и биологических).
|
Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (зачету):
1. Анатомия и физиология человека как науки. Основные принципы и методы физиологических исследований.
2. Эмбриогенез человека.
3. Уровни организации организма человека.
4. Общая характеристика и классификация тканей.
5. Понятие об органах, системах и аппаратах органов.
6. Общий обзор скелета туловища, головы и конечностей.
7. Кость: строение, свойства, значение, классификации.
8. Соединения костей. Сустав: строение, значение.
9. Мышцы: строение, значение, классификация.
10. Функциональная характеристика мышц. Биомеханика мышц.
11. Сравнительная характеристика поперечно-полосатых и гладких мышечных волокон.
12. Общий обзор мышц туловища, головы и конечностей.
13. Общее строение пищеварительной системы и ее значение.
14. Строение и значение трубчатых органов пищеварительной системы.
15. Строение и значение паренхиматозных органов.
16. Пищеварение, методы его исследования. Процесс переваривания и всасывания.
17. Пищевые продукты. Витамины. Нормы питания.
18. Значение и общий обзор органов дыхания.
19. Биомеханика дыхания.
20. Легкие. Легочное давление, легочные объемы и емкости.
21. Газообмен в легких и тканях.
22. Общий обзор органов мочевыделения.
23. Организация нефрона, процесс образования мочи.
24. Функции и регуляция функций почек.
25. Кожа. Роль в выделительном процессе.
26. Общая характеристика и функционирование половой системы.
27. Общий обзор системы кровообращения.
28. Кровеносное русло. Круги кровообращения. Наиболее крупные сосуды.
29. Строение артерий, вен и капилляров.
30. Обменные процессы в капиллярах.
31. Кровь: функции и состав.
32. Группы крови. Резус-фактор. Кроветворение. Иммунитет.
33. Сердце его строение и работа.
34. Общий обзор лимфатической системы.
35. Эндокринная система. Классификация гормонов. Общая характеристика их действия.
36. Обзор важнейших желез внутренней секреции.
37. Нейро-гуморальная регуляция функций организма.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Рекомендуемая литература
Базовый учебник:
1. Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека. М., 2014.
Основная литература:
2. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П., Шуленина Н.С.Физиология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2-e изд., доп. и перераб. М., 2015.
3. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2014. Режим доступа: https://www.znanium.com.
4. Семенович А. А. Физиология человека [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 4-е изд., испр. Минск, 2012. Режим доступа: https://znanium.com/
catalog.php?bookinfo=508080
5. Степанова С.В., Гармонов С.Ю. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания [Электронный ресурс]: учеб. пособие. М., 2013. Режим доступа:https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=363796
Дополнительная литература:
6. Айзман Р И Практикум по курсу «Физиология человека и животных» [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2 изд. М., 2013. Режим доступа: https://www.znanium.com.
7. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М., 2000 и др. изд.
8. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. М., 2000.
9. Пупышев Л.В. Карманный анатомический альбом. Ростов н/Д., 2000.
10. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека. М., 1999.
11. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: в 2-х т. М., 2000 и др. изд.
12. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. М., 2000.
13. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М., 2004.
14. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. Ростов н/Д, 2000 и др. изд.
Интернет-ресурсы:
15. www.koob.ru/practic_psychology
16. www.knigi.tr200.ru
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Основы анатомии и физиологии человека» используются учебные аудитории, оснащенные мультимедийной установкой, видеотехникой, биологическая лаборатория оснащенная средствами наглядности, муляжами и препаратами.
Содержание
1. Цели освоения дисциплины.. 3
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4
5. Содержание дисциплины.. 5
6. Рекомендуемые образовательные технологии. 9
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 9
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12