ТЕМА 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПАЛАС




Первая тема самая простая. Она знакомит учащихся с самой распространенной, основной техникой ковра: паласным или гарнитуроным переплетением.

Рисунок паласа может быть геометрическим или цветочным.

Палас – счетная техника, то есть узор создается путем подсчета нитей основы и уткa.

Когда-то каждый дом начинался с длинной паласной дорожки, которая вела от входной двери в комнаты. Полосатые ковровые накидушки покрывали сундуки и лавки. Простые геометрические узоры украшали жилище, согревая его теплотой рук мастерицы-хозяйки.

Рис.8а

Первый образец лучше выполнить без орнамента, взяв для рисунка просто ритм полос в 3-5 цветов. Во второй работе целесообразно взять образец с полосками в начале и в конце, а в центре изобразить традиционный ковровый ромб.

 

Если студия имеет хотя бы один большой станок, то можно предложить группе выполнить коллективно одну длинную полосатую дорожку. Главное, чтобы учащиеся освоили простейшие навыки ткачества на простом образце.

Выполним эскиз в размер будущего изделия в цвете на бумаге кистью гуашевыми красками, свободно чередуя широкие, средние и узкие полосы, симметрично от центра. Подберем подходящие цвета (3-5) ниток для ткачества.

Затем начертим технический рисунок на бумаге в клетку. Его язык условен.

По горизонтали каждая клетка соответствует одной паре нитей основы. Как было сказано выше, на каждый 1 дм у нас идет плотность 20 пар, значит, если мы задумали образец шириной 200 мм, ширина сновки будет 40 пар и на техническом рисунке ширина по горизонтали – 40 клеток.

При использовании двадцатой плотности и стандартной бумаги в клетку (5 х 5 мм) размер получится натуральный. Для первого образца чертим полоски, располагая их симметрично от центра (рис. 8а). Для второго образца на центральной самой широкой полосе выстраиваем силуэт коврового ромба (рис. 8б). Силуэт обводим черной ручкой.
Теперь можно приступать к ткачеству.

Гладкое паласное переплетение осуществляется путем проброса цветной шерстяной (или искусственной) нити – уткa – поочередно в первый зев (образованный ремизной планкой) от одного края изделия до другого, а затем в обратную сторону через второй зев (образованный натяжением ремизок). Таким образом, утoчная нить будет овивать нити основы в шахматном порядке.

Возьмем небольшой моточек утoчной нити соответствующий по цвету первой полосе изделия и, не закрепляя конец, пробросим его через первый зев, образованный планкой от одного конца до другого (рис. 9). Нитку не нужно подтягивать, она должна лежать без напряжения, волнами. Теперь повернем нить и пробросим ее через второй зев в обратном направлении, поднимая поочередно ремизки. Нитка должна свободно овивать основу – в этом залог качества изделия. Каждый проброс цветной утoчной нити нужно плотно усаживать вниз рукой или вилкой, прибивая ряды к «косичке» и картонке. Нитей основы не должно быть видно.

Чтобы укрепить края изделия через 1-3 прокидки, обматываем дополнительно сдвоенные пары на манер «восьмерки» (рис. 10).

Первая полоса будет окончена, когда ее высота на станке будет соответствовать высоте на рисунке. Нужно учесть, что все последующие ряды прокидок тоже будут на нее давить, то есть усаживать, поэтому сделаем 2-3 прокидки сверх кажущейся высоты. Теперь прижмем тканую полоску рукой вниз и в таком состоянии измерим линейкой. Это фактическая высота работы.

За шириной тоже нужно следить. Если работа начала сужаться, значит пробрасывать утoк нужно еще свободнее.

Менять нитку (если она кончилась или на другой цвет) нужно не с краю, а где-нибудь в середине изделия. Для этого пробросим кончик до самого конца, новую нитку вработаем с этого же места, постаравшись не оставлять хвостик ни спереди, ни сзади. Последующие ряды сами прижмут концы.

Перед выполнением узора нужно заготовить несколько моточков ниток соответствующих цветов. Во время работы ткачество разбивается на несколько участков, на которых одновременно работают разные концы уткa.

По техническому рисунку отсчитываем от края количество клеток фона, которое будет соответствовать количеству пар нитей основы (рис. 8в). Теперь, делая прокидку уткoм нужно ограничиться этими парами и повернуть нить обратно, воспользовавшись другим зевом (рис. 11). На втором участке берем утoк другого цвета и работаем им на 16 парах ромба. На третьем – снова фон (третий моток). По высоте количество прокидок (в зависимости от толщины нити) должно образовывать после усадки заданные техническим рисунком 10 мм. Это количество следует запомнить и использовать для всех остальных высот в 10 мм.

Желательно работать равномерно по всей ширине ковра и следить за усадкой, тогда уступы должны получится одинаковые по высоте. На стыке цветов получаются вертикальные прорези (но не дырки!).

Когда изделие готово, мы снова выполняем «косичку», чтобы закрепить край сотканного паласа. Затем вынимаем планку и срезаем основу со станка у самых гвоздей ножницами или макетным ножом, оставляя концы как можно длиннее. Ремизки теперь можно тоже снять.

Завязываем нити основы узлом вместе по две нитки из разных колец «косички» (рис. 12) или для быстроты по две пары. Узлы подтягиваем к самой «косичке», подравниваем хвосты основы.

Рис. 12

Так у нас получился образец паласа, у которого обе стороны – лицевые. Если остались кончики цветного уткa, их можно срезать. Если изделие плотное (то есть во время работы ему давали хорошую усадку), то концы уткa не должны вылезать наружу.
Образец хорошо отпарить утюгом через мокрую ткань.

Изделие можно оформить следующим образом.

Вариант 1. Подрезаем нити основы до одинаковой длины. По всему периметру (или только с двух сторон) завязываем бахрому шерстяными нитками уткa. Получается паласная салфетка или подстилка под телефон, карандашницу, вазу (рис. 13).

Вариант 2. Оставив бахрому с одной (нижней) стороны, с другой закрепить основой круглую или прямоугольную планку, за которую подвесить образец как декоративное панно на стену (рис. 14). Возможно сделать также раму как у картины.

Вариант 3. Взять старую или новую небольшую подушечку и, аккуратно подогнув концы основы, нашить на нее образец (рис. 15). Такое паласное изделие может украсить и сумку, и очечник, и свитер. Соткав узкую полоску с чередованием ярких цветов, можно получить оригинальный текстильный браслет.

Теперь несколько слов о самых распространенных видах брака в ткачестве.

1. Изделие стягивается (сужается) по мере работы. Это означает, что нитки уткa пробрасываются недостаточно свободно. Подтягивать цветную нить не нужно, она должна легко овивать нити основы.

2. Существует такой брак, который называется «кирс»: тканая поверхность неровная, волнистая, словно гофрированная. Тут могут быть две причины: во-первых, слишком слабо (или неравномерно) натянута основа; во-вторых, утoк пробрасывается слишком свободно. Выравнивать «кирс» можно, когда он только-только появился, подтягивая (несильно) утoк или при помощи утюга, отпарив изделие прямо на станке. Такой дефект часто появляется на стыках ремизок, в этом случае их можно перекомпоновать.

3. Рисунок ковра на станке не соответствует по пропорциям рисунку. Искажение происходит либо от неправильного подсчета пар нитей основы, либо от неравномерного натяжения разных уткoв.

Добиться качественного выполнения ковра можно только путем практики. Особенно хорошей тренировкой является самая первая работа: полоски.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: