МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. КУЛЕШОВА»
Е.Н. КЛИМОВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Практикум
Могилев 2010
УДК 159.9
ББК 88.3
Печатается по решению редакционно-издательского и экспертного совета МГУ им. А.А. Кулешова
Утверждено на заседании кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин (протокол № 7 от 18.02.2010).
Рецензенты:
зав.кафедрой психологии, кандидат психол.наук, доцент УО «Могилевский государственный университет им.А.А. Кулешова»
Э.В. Котлярова
Климова, Е.Н.
Психологический тренинг: практикум / Е.Н. Климова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. – с.
Практикум разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшей школы по психолого-педагогической подготовке специалистов. Предназначен для студентов ФПиПД специальности «Психология», но может использоваться студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование. Практическая психология», а также слушателями ИПК и ПК. Предлагаемые материалы включают авторскую программу курса, теоретический блок, состоящий из основных определений, таблиц и схем, вопросов для обсуждения, рекомендуемой литературы, а также практический блок, в который включены задания для студентов, примеры ритуалов, метафор, игр, тренинговых упражнений и диагностических методик, которые можно использовать в тренинговой работе.
УДК 159.9
ББК 88.3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ведущих направлений при подготовке будущих психологов является коррекционно-развивающая деятельность, которая подразумевает проведение разнообразных форм работы, и в частности, тренинговую.
|
Психологический тренинг – это процесс передачи, освоения и создания технологий эффективного действия в определенных условиях. В настоящее время используется большое количество различных форм психологического тренинга, во многом дополняющих друг друга. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые являются основой разработки программ каждого отдельного тренинга. Поставленные цели и задачи в различных видах тренинговых групп решаются с помощью использования определенных методов, приемов и техник психологического тренинга.
Дисциплина «Психологический тренинг» преподается на четвертом и пятом курсах для студентов дневной формы обучения, обучающихся по специальности «Психология». Однако данные материалы будут хорошим подспорьем и для студентов заочной формы обучения (специальность «Дошкольное образование. Практическая психология»), при прохождении ими дисциплины «Теория и методика социально-психологического тренинга», для слушателей ИПКиПК.
Целью курса «Психологический тренинг» является расширение знаний студентов о тренинговых формах работы, моделирование ключевых аспектов и функциональных моментов деятельности психолога.
Задачи дисциплины:
1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия в тренинге.
2. Формирование социально-психологических умений и навыков участников и ведущих группы.
3. Развитие способности адекватного самопознания, самооценки и саморегуляции.
|
4. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.
Практикум включает примерный тематический план, содержание учебного материала, а также два блока – теоретический и практический. Теоретический блок состоит из основных определений, таблиц и схем по трем разделам данной дисциплины: «Психология групп», «Основы психологического тренинга» и «Подготовка ведущего психологического тренинга». Приведены также вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература. Практический блок включает задания для студентов, тематику тренинговых занятий, программ тренинга, примеры ритуалов и метафор, тренинговых упражнений (разминочные, коммуникативные, личностного роста; на снятие эмоционального напряжения; направленные на развитие способностей), игр, анкеты обратной связи.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | ||
Лекц. | Практ. (Семин.) | Лабор. | ||
Психология групп | ||||
1.1 | Краткая история развития групповых методов | |||
1.2 | Группа как объект и предмет психологической теории и практики. | |||
Основы психологического тренинга | ||||
2.1 | Психологический тренинг как метод практической психологии | |||
2.2 | Психологические особенности тренинговой группы | |||
2.3 | Ролевые позиции в группе | |||
2.4 | Понятие о групповой сплоченности | |||
2.5 | Общие тренинговые методы | |||
2.6 | Основные виды тренинговых групп | |||
2.7 | Основные этапы развития группы в тренинге | |||
Подготовка ведущего психологического тренинга | ||||
3.1 | Ведущий тренинговой группы | |||
3.2 | Процедурно-организационные аспекты психологического тренинга | |||
3.3 | Сценарии тренинговых занятий | |||
3.4 | Проведение тренинговых занятий студентами | |||
3.5. | Итоговое занятие | |||
Всего: |
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. Психология групп
Тема 1. Краткая история развития групповых методов
Теория «животного магнетизма» Ф.А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах. Современные групповые методы и развитие самосознания.
Тема 2. Группа как объект и предмет психологической теории и практики
Преимущества групповой формы работы. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». Групповой процесс. Этика работы с группой.