Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 АУДИТ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА…………….4
1.1 Цели и задачи аудита уставного капитала……………………………4
1.2 Аудиторские процедуры при проверке уставного капитала………...7
2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………23
2.1 Задание 1………………………………………………………………..23
2.2 Задание 2………………………………………………………………..26
2.3 Задание 3………………………………………………………………..28
2.4 Задание 4………………………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………38
Введение
Переход России к рыночным отношениям, также необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место занимает институт аудиторства. Его главная цель — обеспечить контроль над достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчётности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором.
Перестройка управления экономикой, переход к рыночным отношениям, использование различных форм собственности невозможны без существенного повышения роли учёта и контроля.
В настоящее время все организации независимо от их вида, форм собственности и подчинённости ведут бухгалтерский учёт имущества и хозяйственных операций согласно действующему законодательству.
Среди хозяйственных средств предприятия немаловажную роль играют собственные средства, одним из источников которых является уставный капитал.
|
Уставный капитал — совокупность в денежном выражении вкладов учредителей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериальных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определённых учредительными документами.
Аудит формирования уставного капитала
Цели и задачи аудита уставного капитала
Цель аудиторской проверкисостоит в формировании мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих состояние уставного капитала, и соответствии методологии его учета нормативным актам.
Работу рекомендуется начинать с проверки юридического статуса экономического субъекта и права осуществления им уставных видов деятельности, состава учредителей (участников), структуры и управления организации, а также финансовых возможностей для достижения поставленных целей деятельности.
Основные направленияпроверки учредительных документов и аудита учета формирования уставного капитала:
- подтверждение юридических оснований на право функционирования экономического субъекта;
- проверка наличия и формы учредительных документов; и соответствие содержания учредительных документов требованиям законодательных и нормативных актов;
- проверка денежной оценки стоимости имущества, вносимого учредителями в оплату акций при учреждении акционерного общества;
- проверка налогообложения средств, переданных в уставный капитал организации ее учредителями;
|
- проверка законности видов деятельности;
- соответствие размера уставного капитала данным учредительных документов и законодательству РФ;
- полнота и правильность формирования уставного капитала;
- соблюдение законодательно установленных сроков для окончательных расчетов по оплате уставного капитала и соблюдение сроков внесения уставного капитала;
- оценка правильности отражения в учете формирования уставного капитала;
- установление реальности внесения сумм в уставный капитал;
- обоснованность изменений величины уставного капитала;
- аудит расчетов с учредителями, аудит налогообложения при учете формирования уставного капитала и выплате дивидендов;
- подтвердить достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности в части: величины и структуры уставного капитала, задолженности учредителей (участников) по вкладам в уставный капитал, наличия собственных акций, выкупленных у акционеров, задолженности учредителям (участникам) по выплате доходов, организационных расходов;
- установить юридические основания для вхождения, участия и выбытия из уставных капиталов других экономических субъектов.
Для выполнения поставленных программой задач используются следующие источники информации: внутренние документы клиента: устав, учредительный договор, зарегистрированные изменения к учредительным документам, свидетельство о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, протоколы собраний, документы приватизации; документы, подтверждающие права собственности учредителей на имущество. Договор на банковское обслуживание, проспекты эмиссии, отчет о результатах выполнения проспекта эмиссии, приказы, распоряжения, внутренние положения и реестр акционеров для акционерных обществ, лицензии и разрешения на определенные виды деятельности, переписка с учредителями и акционерами, журналы регистрации выдачи доверенностей и полномочий при регистрации, перерегистрации, ликвидации, реорганизации и иных действиях другим лицам (ломимо руководителя) экономического субъекта, реестр акционеров, регистры синтетического и аналитического учета уставного капитала (журнал-ордер № 12, ведомость аналитического учета по счету 80 «Уставный капитал» в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях, машинограммы) по счетам 75, 80 и др., первичные документы по формированию уставного капитала (выписки банка, приходные кассовые ордера, платежные поручения, акты на оприходование имущества, предоставленного в натуральной форме, в качестве взноса в уставный капитал, накладные и т.д.), методики оценки вносимых долей в уставный капитал в натуральной и нематериальной формах, главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, бухгалтерская отчетность и др.
|
В бухгалтерской отчетности содержится необходимая для проверки информация:
- в бухгалтерском балансе (ф. № 1):в активе — в разделе «Оборотные активы» величина задолженности учредителей по взносам в уставный капитал; в пассиве — раздел «Капитал и резервы», статья «Уставный капитал» отражает величину уставного капитала организации;
- в отчете об изменениях капитала (ф. № 3).
Для проверки на соответствие нормативным актам должен быть сформирован пакет нормативных документов, регулирующих установленные правила учета уставного капитала. Данный пакет комплектуется с учетом специфики деятельности клиента..
Информацию о формировании уставного капитала содержат счета бухгалтерского учета: 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 75 «Расчеты с учредителями». Аудитор должен проверить образование и порядок оплаты уставного капитала (совокупность вкладов (долей, взносов) учредителей (участников), выраженных в денежной, натуральной, нематериальной форме) путем проверки отражения на счетах и первичных документах детальных данных об учредителях, по видам акций, стадиям изменения капитала в первичных документах. Документальная проверка формирования уставного капитала представляет собой аудит по данным приходных кассовых документов, выписок банка с расчетного и валютного счетов, других первичных и оправдательных документов. Аудитор обязан проверить полноту и своевременность оприходования средств, внесённых участниками в счет оплаты уставного капитала.
При проверке синтетического учёта формирования уставного капитала аудитор может использовать следующие методы сбора аудиторских доказательств: устный и письменный опрос учредителей и акционеров о порядке внесения вкладов и распределения доходов, проверка внутренних документов предприятия.