Артикуляционная сказка
«Белоснежка и семь гномов»
Учитель-логопед
Матыкина
Ирина Анатольевна
Владимир, 2013
Пояснительная записка
Полное название образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Владимира «Детский сад №3 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
Фамилия, имя, отчество автора сказки:
Матыкина Ирина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Номинация: лучшая сказка для развития артикуляционной моторики
Сказка предназначена для детей 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи.
На лесной стоит опушке
Этот светлый дом.
Но однажды Белоснежка
Очутилась в нем.
Очень вещи странные
Начали твориться.
Все гномы и животные
Стали веселиться.
Весельчак принес гармошку
И давай играть.
Посидел Ворчун немножко
И пустился в пляс.
(Упражнение «Гармошка»)
Тихоня сел за барабан,
Но слышно только: «Тара-рам».
Недолго это продолжалось,
Все по кроватям разбежались.
(Упражнение «Барабан»)
![]() | |||
![]() | |||
Может спать он, где угодно,
Даже если неудобно.
На качелях Соня спал
И нечаянно упал.
(Упражнение «Качели»)
Весельчак купил часы
Необычайной красоты.
Его будили по утрам
Когда играли:
Бам-бим-бам.
(Упражнение «Часы»)
Тихоня утром рано встал
Чтоб зубы чистить первым.
Но Дока тотчас обогнал.
Из вредности наверно.
(Упражнение «Чистим зубки»)
Очень много в доме дел.
Тут уже обед поспел.
Его готовил Дока,
Накрыл на стол в два счета.
![]() |
|
Пока трудился как пчела,
Рубашка трещину дала.
Схватил иголку быстро он
И дырки нет. Вот это гном!
(Упражнение «Иголка»)
Наливал Простак чай в чашку,
Да разбил ее, бедняжка.
(Упражнение «Чашка»)
![]() |
По дороге на работу
Вдруг нашла на них охота
Поискать в лесу грибы,
Но нашли всего лишь три.
(Упражнение «Грибок»)
Не сидел Чихун без дела,
В огород пошел он смело.
Грядок пять перекопал
И нисколько не устал.
(Упражнение «Лопата»)
![]() | |||
![]() | |||
Принцесса в доме не скучала.
Дружным гномам помогала.
Но пришла пора прощаться
Ненадолго расставаться.
Потому что есть теперь,
Кому заботится о ней.
Увезет принцессу в замок
Муж за тридевять земель.
Приложение
Описание артикуляционных упражнений
Упражнение «Гармошка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
Упражнение «Барабан»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук. Д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук. Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук. Д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
|
Упражнение «Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе.
Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.
Упражнение «Чистим зубки»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение «Иголочка»
Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Чашечка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
Упражнение «Грибок»
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
|
Упражнение «Лопата»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.