Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина реализуется в рамках базовой части.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в рамках изучения следующих дисциплин: «Основы управления персоналом», «Управление персоналом организации», «Инновационный менеджмент в управлении персоналом», «Введение в управление персоналом», «Оценка персонала», «Кадровые риски и их оценка», «Система управления персоналом на государственной службе», «Основы финансового менеджмента», «Экономика и социология труда», «Эргономика труда», «Производственный менеджмент».
Освоение дисциплины «Управленческий учет и учет персонала» в соответствии с предлагаемой программой позволит студентам получить базовые знания по следующей дисциплине: «Анализ хозяйственной деятельности организации».
Дисциплина изучается на 4 курсе в 8 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 2 зачетных единиц (з.е.), 72 академических часов.
Объем дисциплины | Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | ||
лекций | ||
практических | ||
лабораторных | ||
контроль самостоятельной работы (КСР) | ||
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | ||
Учебных часов на контроль: | ||
зачет |
|
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Очная форма
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
Раздел 1. Теоретические основы управленческого учета и учета персонала | |||||||
1. | Сущность, задачи и организация управленческого учета. | ||||||
2. | Принципы калькулирования затрат в управленческом учете. | ||||||
3. | Методы калькулирования затрат в управленческом учете. | ||||||
5. | КСР по 1 модулю | ||||||
Раздел 2. Практические аспекты управленческого учета и учета персонала | |||||||
6. | Бюджеты и процесс их составления | ||||||
7. | Определение эффективности функционирования центров ответственности | ||||||
8. | Учет персонала | ||||||
9. | КСР по 2 модулю | ||||||
Итого |
Заочная форма
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
Раздел 1. Теоретические основы управленческого учета и учета персонала | |||||||
1. | Сущность, задачи и организация управленческого учета. | ||||||
2. | Принципы калькулирования затрат в управленческом учете. | ||||||
3. | Методы калькулирования затрат в управленческом учете. | ||||||
5. | КСР по 1 модулю | ||||||
Раздел 2. Практические аспекты управленческого учета и учета персонала | |||||||
6. | Бюджеты и процесс их составления | ||||||
7. | Определение эффективности функционирования центров ответственности | ||||||
8. | Учет персонала | ||||||
9. | КСР по 2 модулю | ||||||
Итого |
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
|
Лекционный курс
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Раздел 1. Теоретические основы управленческого учета и учета персонала | ||
1. | Сущность, задачи и организация управленческого учета. | Необходимость выделения управленческого учета в самостоятельную подсистему. Управленческий учет в информационной системе организации. Сущность и задачи управленческого учета. Организация управленческого учета. |
2. | Принципы калькулирования затрат в управленческом учете. | Понятие и значение калькуляции. Косвенные затраты и общие принципы их распределения. Косвенные затраты вспомогательных подразделений. Методы их распределения: прямой метод, метод последовательного распределения, метод взаимного распределения. |
3. | Методы калькулирования затрат в управленческом учете. | Методы калькулирования затрат: по видам деятельности, позаказный метод, попроцессный метод, метод нормативных затрат. |
Раздел 2. Практические аспекты управленческого учета и учета персонала | ||
5. | Бюджеты и процесс их составления | Понятия «бюджет» и «бюджетирование». Процесс составления бюджетов. Бюджеты в современном деловом мире. Гибкие бюджеты. |
6. | Определение эффективности функционирования центров ответственности | Понятие центров ответственности, их классификация. Анализ эффективности функционирования центров доходов и затрат. Анализ эффективности функционирования инвестиционных центров. Трансфертное ценообразование. |
7. | Учет персонала | Общие положения по учету персонала. Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Состав расходов организации на оплату труда. Виды оплаты труда: основная, дополнительная. Формы оплаты труда: повременная, сдельная, комиссионная. Порядок начисления средств на оплату труда. Фонд заработной платы. Оплата очередных отпусков. Пособия по временной нетрудоспособности. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты. Удержания из заработной платы. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. |
|
Курс практических (семинарских) занятий
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
Раздел 1. Теоретические основы управленческого учета и учета персонала | ||
1. | Сущность, задачи и организация управленческого учета. | Необходимость выделения управленческого учета в самостоятельную подсистему. Управленческий учет в информационной системе организации. Сущность и задачи управленческого учета. Организация управленческого учета. |
2. | Принципы калькулирования затрат в управленческом учете. | Понятие и значение калькуляции. Косвенные затраты и общие принципы их распределения. Косвенные затраты вспомогательных подразделений. Методы их распределения: прямой метод, метод последовательного распределения, метод взаимного распределения. |
3. | Методы калькулирования затрат в управленческом учете. | Методы калькулирования затрат: по видам деятельности, позаказный метод, попроцессный метод, метод нормативных затрат. |
Раздел 2. Практические аспекты управленческого учета и учета персонала | ||
5. | Бюджеты и процесс их составления | Понятия «бюджет» и «бюджетирование». Процесс составления бюджетов. Бюджеты в современном деловом мире. Гибкие бюджеты. |
6. | Определение эффективности функционирования центров ответственности | Понятие центров ответственности, их классификация. Анализ эффективности функционирования центров доходов и затрат. Анализ эффективности функционирования инвестиционных центров. Трансфертное ценообразование. |
7. | Учет персонала | Общие положения по учету персонала. Учет расчетов с персоналом по оплате труда. Состав расходов организации на оплату труда. Виды оплаты труда: основная, дополнительная. Формы оплаты труда: повременная, сдельная, комиссионная. Порядок начисления средств на оплату труда. Фонд заработной платы. Оплата очередных отпусков. Пособия по временной нетрудоспособности. Документы по учету личного состава, труда и его оплаты. Удержания из заработной платы. Расчеты по социальному страхованию и обеспечению. |
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических занятий, а также целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины. В процессе лекции студент должен усвоить и законспектировать название темы, изучаемые вопросы и основные блоки теоретического материала, то есть, сделанные преподавателем теоретические посылки (гипотезы), их аргументацию и выводы. В случае, если какое-либо положение не совсем понятно студенту или представляется недостаточно убедительным, целесообразно задавать преподавателю уточняющие вопросы. Наличие у студента конспекта лекции обязательно. Материалы лекции являются основой для подготовки к практическим занятиям. Основной целью практических занятий является комплексный контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на практических занятиях в форме подготовленных студентами выступлений (7 – 10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы. Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, системное мышление обучаемых, их креативные качества, формирование профессиональных компетенций: ПК-7, ПК-14. Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения настоящей дисциплины применяется при рассмотрении всех тем. Одной из форм самостоятельной работы студента при изучении дисциплины является подготовка устных выступлений в виде докладов. Целями устных выступлений являются: - формирование умения грамотно осуществлять выбор литературы и первоисточников по теме сообщения и доклада; - анализ наиболее важных результатов концептуальных научных исследований по выбранной теме; - структурированная и логичная подача / презентация материала; - осуществление взаимодействия с преподавателем и студентами при последующем обсуждении сообщения или доклада. Подготовка устного выступления включает в себя следующие этапы: 1. Определение темы и примерного плана выступления. 2. Работа с рекомендуемой литературой по теме выступления. 3. Выделение наиболее важных и проблемных аспектов исследуемого вопроса. 4. Предложение возможных путей интерпретации проблем, затронутых в сообщении или докладе. 5. Выработка целостного текста устного выступления. Кроме того, при выступлении возможно использование наглядных материалов, например, таблиц, иллюстраций, схем. Оптимальным методом завершения устного сообщения или доклада была бы дискуссия с аудиторией по теме выступления. При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т.е. соблюдать указанное преподавателем время выступления. Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут. Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т.е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании. Основные формы самостоятельной работы:
- подготовка докладов;
- эссе;
- подготовка к практическим занятиям используя лекции;
- подготовка к контрольным мероприятиям (контрольным работам, устным опросам, коллоквиуму, тесту).
Самостоятельная работа студентов заключается в подготовке к практическим занятиям по вопросам, вынесенным на обсуждение к каждой теме.
Кроме того, в подготовке к тестированию по итогам модуля, лекциям с заранее запланированными ошибками, деловым играм, к контрольным работам по модулям, а также решении задач, заданных на дом.
Для более эффективного проведения практических занятий рекомендуется часть расчетов студентам проводить самостоятельно во внеурочное время, а в процессе аудиторных занятий обсуждать обоснованность выбора методов проведения обоснований и расчетов, оценивать процедуры анализа, выбора стратегических альтернатив и принятия решений.
Кроме вышеизложенного студенты выполняют рефераты и эссе по нижеизложенной тематике.
Реферат должен отвечать следующим основным требованиям:
- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);
- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;
- проводить оценку отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;
- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;
- содержать определения и уточнения основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;
- содержать выводы и рекомендации.
При выборе темы реферата студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и из актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы.
Примерный объем реферата 20 печатных страниц.
Примерная структура реферата.
Введение. Здесь обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи.
Теоретическая часть. В ней содержится: анализ основных отечественных и зарубежных источников, использованных при работе над рефератом, раскрытие или уточнение содержания основных понятий и положений исследуемой проблемы, оценка степени теоретической и методической разработки отдельных аспектов рассматриваемой проблемы.
Практическая часть. В этом разделе должна отражаться последовательность (алгоритм) расчетов, иллюстрация теоретических положений, соответствующих статистическим материалам.
Заключение. В нем должны содержаться выводы, полученные автором в процессе работы над рефератом.
Реферат должен содержать сноски на использованную литературу, перечень которой дается в приложении.
Эссе студента — это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Объем эссе – 20 страниц, требования к уникальности текста – 70%.