Обработка результатов социологического исследования начинается с подготовки инструментария.
Она, в свою очередь, заключается,
во-первых, в его выбраковке и редактировании;
во-вторых, – в кодировании вариантов ответов на вопросы.
Выбраковка и редактирование инструментария социологического исследования – это проверка его на точность, полноту и качество заполнения, изъятие и редактирование тех документов (например, анкет), в которых допущены серьезные ошибки. |
При проверке правильности заполнения анкет на точность исследователь должен проверить ответы на каждый вопрос анкеты, в случае обнаружения ошибок исправить их.
Например, на вопрос: «Знаете ли Вы приказы директора предприятия по укреплению трудовой дисциплины?»
в анкете значится вариант ответа: «Да, знаю».
Вслед за этим стоит просьба: «Будьте добры, перечислите их».
Если в ответе названы не все изданные документы или просьба осталась без ответа, то исследователь имеет право ответ «Да, знаю» зачеркнуть и написать: «Ответ частичен» или «Нет ответа».
Проверка на полноту заполнения анкет заключается в том, что проверяется содержание ответов на все вопросы. При этом ответы могут быть неполными или отсутствовать вообще, но не более чем на 20% основных вопросов.
Если содержание ответов на некоторые вопросы неполное или отсутствуют ответы на одиночные вопросы, но их меньше чем 20%, то отмечается позиция «Ответ частичен» или «Нет ответа», а анкеты учитываются в общем анализе.
Проверка анкет на качество заполнения состоит во внимательном просмотре их на четкость и понятность заполнения респондентами. Следует отметить, что непонятный почерк исключает возможность интерпретации ответов, то есть делает анкету непригодной для обработки.
|
Все анкеты, в которых были обнаружены вышеперечисленные ошибки, исключаются из дальнейшего процесса обработки и анализа, а остальные нумеруются.
Это необходимо для удобства дальнейшей их обработки.
Например, анкетам, заполненным руководящим звеном учреждения (организации), присваиваются номера с 1 по 100, если было опрошено 100 человек;
анкетам среднего и младшего управляющего звена – с 101 по 150, если было опрошено 50 человек;
работников – с 151 по 300, если было опрошено 150 человек.
При обработке информации исследователь ориентируется на номера анкет при отнесении их к анкетам той или иной категории служащих.
Кодирование информации заключается в присвоении каждому варианту ответа на вопросы условного числа, называемого кодом. |
Это необходимо для применения математических методов обработки данных.
Кодирование вариантов ответов на закрытые и полузакрытые вопросы осуществляется двумя способами:
1. Сплошной нумерацией от первого варианта ответа на первый вопрос до последнего варианта на последний вопрос. Это так называемая порядковая система кодирования.
2. Присвоением кода, начиная с цифры 1, в вариантах ответов на каждый вопрос. Эта позиционная система.
В первом случае коды располагаются слева от вариантов ответов, во втором – справа. Как правило, эта процедура осуществляется при составлении анкет.
Кодирование ответов на открытые вопросы – процесс более сложный. Прежде всего, следует заметить, что после открытых вопросов в анкете оставляется ряд свободных кодов. При непосредственном кодировании сначала составляется кодификатор, то есть множество вариантов ответов сводится в несколько смысловых групп, каждой из них присваивается код. Ввиду этого вариантов ответов в кодификаторе столько, сколько оставлено кодов в анкете. Затем при обработке информации ответам в анкете проставляется код того варианта кодификатора, к которому он подходит по смыслу.
|
При составлении кодификатора необходимо руководствоваться следующим:
– сведение множества вариантов ответов в группы должно определяться целью исследования;
– ответы, относящиеся к одной группе, должны иметь логическое и смысловое основание;
– ответы, относящиеся к разным группам, должны четко различаться по смыслу;
– не следует ориентироваться на чисто словесную форму высказываний.
Главное, чтобы ответы были одинаковыми или различными по смыслу.
Изложенный подход относится к кодированию вариантов ответов, оформленных словесно. Но может возникнуть необходимость кодировать ответы, выраженные цифровыми показателями.
Например, срок работы респондентов, их возраст, размер денежного содержания и т.д. В этом случае на малой выборке делают предварительные расчеты и соответствующую классификацию.
Так, для возраста может быть следующая классификация: до 20 лет; 20 – 25; 26 – 30; 31 – 40; 41 – 50; свыше 50 лет.
Обработка первичной социологической информации проводится ручным и машинным способами.
Часть исследователей предпочитают обрабатывать данные вручную, особенно в полевых условиях, в целях оперативного выявления основных тенденций исследуемого явления. Необходимо овладеть технологией этой операции и периодически ее использовать.
|
Данный способ предусматривает следующие этапы работы исследователя.
1. Подготовка статистических карт, на которые будут заноситься результаты опроса.
Статистическая карта имеет следующий вид:
Всего обрабатывается анкет: Дата заполнения:
_____________ _______________
СТАТИСТИЧЕСКАЯ КАРТА
регистрации результатов анкетного опроса
Номера позиций (коды) | Результаты ответов (графа подсчетов) | Общая сумма | % |
6,6 | |||
0 0 | 33,3 | ||
0 5 | |||
0 0 1 | |||
0 0 6 | 43,3 | ||
13,3 | |||
0 1 | 18,3 | ||
0 0 0 0 | 66,6 | ||
0 3 | 21,6 | ||
11,6 | |||
0 0 0 0 0 | 83,3 | ||
8,3 | |||
3,3 | |||
№ |
Статисты: фамилия ___________________, имя ________________, отчество ___________, подпись ____________.
2. Перенос анкетных данных на статистическую карту и расчет общей суммы и процентного соотношения по каждой позиции ответов.
Процентное соотношение вычисляется от количества опрошенных респондентов или от количества ответов по каждому вопросу. Для удобства при анализе первичных данных процентное соотношение результатов можно перенести на чистую анкету, поставив рядом с позицией соответствующие цифры.
Большие массивы анкет вручную обрабатывать затруднительно, поэтому целесообразно использовать ЭВМ. Результаты ответов каждой анкеты исследователь вносит в ЭВМ, контролируя вводимую информацию на экране.
После редактирования анкет и соответствующего заполнения статистических карт или ввода информации в ЭВМ бланки анкет могут быть использованы как архивный материал.
Полученные данные статистических карт (при ручной обработке) или информация, введенная в ЭВМ, будут использованы для дальнейшей обработки. Следовательно, на данном этапе работы исходная социологическая информация преобразуется в формализованный цифровой код, обеспечивающий действительную анонимность опроса респондентов.
Результаты социологических исследований могут быть проинтерпретированы только на основе того или иного способа их представления. В противном случае они являются беспорядочной информацией, которую невозможно использовать для формулировки выводов исследования или для выработки рекомендаций органам военного управления.
Известно несколько способов представления результатов обработки исходных данных.
Первый из них – построение рядов распределений значений изучаемых признаков и представление их в виде таблиц.
Ряд распределения – последовательность чисел и кодовых обозначений признаков, отражающая соответствие между совокупностью (перечнем) показателей исследования и их количественным составом (в абсолютном или относительном виде). Проиллюстрируем это практическим примером.
В одном из исследований в воинских частях был поставлен вопрос: "Интересует ли Вас армейская служба?".
Было опрошено 733 призывника во всех военных округах России. Результаты опроса выглядят следующим образом:
Вариант ответа | Номер позиции | Количество ответивших |
Да, очень Не очень интересует Совсем не интересует Затрудняюсь ответить |
Графические отображения результатов исследования позволяют лучше представить содержание полученной информации. Их использование предпочтительнее в итоговых информационно-справочных и аналитических материалах.
В практике социологических исследований наибольшее распространение получили такие графические отображения результатов обработки, как полигоны, гистограммы и круговые диаграммы.
Использование координатных способов представления (полигона, гистограммы) заключается в построении на плоскости некоторых зависимостей между значениями признаков и их количественным представлением в конкретном исследовании. При этом по оси абсцисс (х) откладывают значения (численные в случае количественных признаков и кодовые представления в случае качественных признаков), а по оси ординат (у) – количество ответивших (или откликов) на каждое из значений. Кривая, соединяющая полученные точки, носит название полигона. Если значения имеют некоторую протяженность по оси х (интервалы, качественные признаки), вместо кривой образуется ступенчатообразный график, носящий название гистограммы. Как правило, полигоном стремятся отразить признаки, имеющие непрерывную шкалу (возраст, денежное содержание, баллы успеваемости), а гистограммой – дискретную шкалу с резкой обособленностью значений (номинальные признаки, качественные, порядковые, классность).
Круговая диаграмма представляет собой своеобразный вариант гистограммы, отражающей признак с завершенной структурой (то есть имеющий конечное число значений). Ее используют в тех случаях, когда необходимо наглядно отобразить структуру некоторого явления, соотношения между его элементами.
Обобщенные, сведенные в таблицы, отраженные в графиках социологические данные подлежат анализу и интерпретации. Цель анализа и интерпретации данных – доказать или опровергнуть сформулированные в программе гипотезы о предлагаемых характеристиках объекта исследования. В практике применяются различные методы анализа социологических данных, и прежде всего математико-статистический, регрессивный, факторный, кластерный, дисперсионный и др. Все они рассматриваются в специальной литературе.
Анализ и интерпретация данных социологического исследования позволяют сделать соответствующие выводы об объекте и предмете исследования и сформулировать предложения заинтересованным лицам.
Данные выводы и предложения оформляются в виде следующих документов:
– отчета о результатах исследования. В нем в установленной форме излагаются: программа исследования, порядок ее выполнения, полученные результаты;
– аналитической записки. В ней в сжатой, лаконичной форме дается характеристика исследования (указываются изучаемые вопросы, обследуемые подразделения и части, категории опрашиваемых, ошибка репрезентативности), а также излагаются его результаты;
– практических рекомендаций. В них излагается то, что необходимо сделать по внедрению результатов исследования в жизнь войск.
Основной смысл социологических исследований заключается в том, чтобы их результаты внедрились в практику и способствовали решению насущных задач.