Правовое регулирование зарплаты осуществляется с помощью 2 методов:
1) государственный – централизованный
2) договорной – локальный
Государственное регулирование включает прямое и косвенное регулирование зарплаты. При прямом – устанавливаются основы тарифной системы, минимальный месячный размер оплаты труда. Косвенный осуществляется через налоговый механизм – это налоги на доходы предприятия и на доходы работника.
Договорное регулирование включает 2 уровня:
1) коллективный
2) индивидуальный
Коллективный имеет 2 правовые формы:
· социально-партнерские отношения
· коллективный договор
Индивидуальный уровень осуществляется работником и нанимателем на основании трудового договора, контракта.
Государственное регулирование организации заработной платы включает два направления:
1) создание нормативной базы для организации оплаты труда;
2) правовое регулирование.
Правовое регулирование оплаты труда включает установление:
1. минимальной заработной платы,
2. минимального потребительского бюджета (МПБ),
3. бюджета прожиточного (физиологического) минимума (БПМ),
4. налогообложение заработной платы физических лиц.
Минимальная зарплата – государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях труда при выполнении установленной нормы труда.
Минимальная зарплата применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работника.
Минимальная зарплата устанавливается Совмином РБ в абсолютной сумме и является обязательной для нанимателей в качестве границы оплаты труда работника.
Функции минимальной зарплаты: обеспечение социальной защиты и определение низшего уровня зарплаты.
Критерием определения минимальной заработной платы является минимальный потребительский бюджет (МПБ) − расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. По мнению разработчиков бюджета, этот набор способен удовлетворить основные потребности человека в питании, одежде, обуви, лекарствах, транспорте, культурных благах и др. Минимальный потребительский бюджет утверждается ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Беларуси в ценах предыдущего месяца.
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Прожиточный минимум представляет набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
В бюджет прожиточного минимума в Беларуси входят следующие виды материальных благ и услуг: − продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования; − лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены; − жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги; − услуги детских дошкольных учреждений.
Отличие бюджета прожиточного минимума в Беларуси от минимального потребительского бюджета заключается в том, что в первый не входят культурно-просветительные мероприятия и отдых.
Кроме того, минимальный физиологический набор материальных благ и услуг – это набор, удовлетворяющий медицинским требованиям, но составленный из самых дешевых благ и услуг.
БПМ как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий. БПМ в среднем на душу населения употребляется для расчета государственных пособий семьям, воспитывающим детей; минимальных размеров пенсий; норматива индексации денежных доходов населения с учетом инфляции; служит основным критерием отнесения граждан к категории малообеспеченных.
Наряду с государственным регулированием организации заработной платы существует договорное регулирование (социальное партнерство).
Договорное регулирование (социальное партнерство) - это совместная деятельность правительства государства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социально- трудовых отношениях и производственной деятельности людей.
Предметом договоров являются механизм регулирования оплаты труда, занятость, продолжительность рабочего времени и времени отдыха; условия труда, социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определенной отрасли или территории.
Равноправными субъектами социального партнерства признаются представители: − наемных работников − органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в порядке, установленном законодательством в соответствии с их уставами; − работодателей (объединений работодателей) − руководители предприятий или другие полномочные представители в соответствии с их уставом, лица и полномочные органы объединений работодателей; − органов государственной власти − правительство государства или соответствующие органы исполнительной власти и органы местного управления.