Арччана-кана
Все совершенство жизни достигается посредством Нама-санкирттана. Но то особое благо, которое мы можем получить, следуя практике поклонения Божествам, призвано помогать продвигаться по пути преданности.
После совершения омовения практикующий должен сесть на асану лицом на восток и, прикоснувшись подушечкой безымянного пальца к воде в панча-патре, пригласить туда все святые места следующей мантрой:
ганге ча йамуне чайва годавари сарасвати
нарммаде синдхо кавери джале ‘смин саннидхим куру
Брызнув несколько капель этой воды на голову, он должен произнести: «Ом вишнух ом вишнух ом вишнух» и сделать ачаман.
Далее садхака размешивает Гопичандан и проставляет тилаки со следующей мантрой:
лалате кешавам дхйайет
нарайанам атходаре
бакшахстхале мадхавам ту
говиндам кантха-купаке
вишнум ча дакшине кукшау
бахау ча мадхусуданам
тривикрамам кандхаре ту
ваманам вамапаршваке
шридхарам вамабахау ту
хришикешам ча кандхаре
приштхе ту падманабхам ча
катйам дамодарам нйасет
тат пракшалана-тойам ту
васудевайа мурддхани
Затем он должен очистить цветы, которые будут использованы для поклонения, мантрой:
пушпе пушпе махапушпе супушпе пушпа-самбхаве
пушпа-чайавакирне ча хум пхат сваха
После этого – очищение асаны:
ом адхара-шактайе камаласанайа намах – произнося эту мантру, садхака должен поклоняться асане, предлагая ей цветы.
Поклонение асане:
асана мантрасйа меру приштхо риши суталам чханда
курммо девата асанопавешане винийогах
притхви твайа дхрита лока деви твам вишнуна дхрита
твам ча дхарайа мам нитйам павитрам куру чаманакх
Расстановка предметов для поклонения
|
Слева перед собой садхака располагает соответствующие сосуды, раковину, падйу (воду для омовения стоп Шри Гуру и Божеств), аргхйу (ингредиенты для поклонения), воду для совершения ачамана и сосуд с мадхупаркой (которая состоит из равных частей ги, йогурта и меда; или то же самое плюс молоко и сахар, т.е. панчамрита). Также слева должны располагаться раковина, в которую трубят, колокольчик, сосуд с водой, благовония и лампа с пятью фитилями, а справа – блюдце с сандаловой пастой, листьями Туласи, цветами и т.п. и лампа ги. Остальные предметы для поклонения должны быть расположены удобно для поклоняющегося и должны быть на виду. Сзади нужно поставить сосуд с водой для омовения рук.
Далее производится очищение колокольчика мантрой:
сарвва-вадйа-майи гханте дева-севасйа валлабхе
твам вина найва сарввешам шубхам бхавати шобхане
Очищение раковины:
твам пура сагаротпанно вишнуна видхритан каре
манитах сарвва-деваиш ча панчаджанйа намо ‘сту те
После этого читаются молитвы Свасти вачан и Мангала вачан, а затем – медитация Ниджа-дхйана.
Свасти вачан
ом свасти но говиндах свасти но ‘чйутанантау
свасти но васудево вишнур дадхату
свасти но нарайано наро ваи
свастинах падманабхах пурушоттамо дадхату
свасти но вишваксено вишвешварах
свасти но хришикешо харир дадхату
свасти но ваинатейо харих
свасти но ‘нджанасуто ханур бхагавато дадхату
свасти свасти сумангалаих кешо махан шри-кришнах
саччидананда-гханах сарввешварешваро дадхату
кароту свасти ме кришнах сарвва-локешварешварах
|
каршнадайаш ча курванту свасти ме лока-паванах
кришно мамаива сарвватра свасти курйат шрийа саамам
татхаива ча сада каршних сарвва-вигхна-винашанах
ом харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе
«О Господь Говинда, Ачйута, Ананта Шеша, Васудева и Господь Вишну, пролей, пожалуйста, на нас свою милость! О Падманабха и Пурушоттама, будь милосерден, одари нас духовным благоденствием! О Вишваксена, Господь Вселенной, Хришикеша и Господь Хари, не оставь нас своей милостью! О Гаруда и Хануман, сын Анджаны, великий преданный Господа Рамачандры, будьте к нам милостивы! О Господь всего благоприятного, о Шри Кришна, подобный трансцендентальной туче, исполненной вечности, блаженства и знания! О Господь полубогов, молим тебя, милостиво пролей на нас все духовное благополучие и процветание».(«Кришнопанишад».)
«О Кришна, Господь всех владык, о слуги Господа, являющиеся спасителями падших, пожалуйста, пролейте на меня свою милость». («Саммохана Тантра».)
«О Кришна, устранитель всех препятствий, о слуги Господа, пожалуйста, ниспошлите мне духовное благополучие и процветание всегда: в любое время и в любом месте». («Вишну Йамала-самхита».)
Мангал вачан
мангалам бхагаван вишнур
мангалам мадхусуданах
мангалам хришикешо ‘йам
мангалайатано харих
вишнуччарана-матрена
кришнасйа смаранадд харех
сарвва-вигхнани нашйанти
мангалах сйан на самшайах
Ниджа-дхйана
дивйа-шри-хари-мандирадйа-тилакам
кантхам сумаланвитам
|
бакшах шри-харинама-варна-субхагам
шри-кханда-липтам пунах
путам сукшма навамбарам вималатам
нитйам вахантим танум
дхйайеччхи-гурупадападма-никате
севотсукам чатманах
«Я являюсь слугой слуг моего Гуру Махараджа. О Гурудев, пожалуйста, одарите меня своей милостью, чтобы я мог поклоняться Вашим лотосным стопам и предложите меня со всей моей энергией Кришне».
Сначала Гуру-пуджа, Гуру-дхйана:
пратах шриман-навадвипе
дви-нетрам дви-бхуджам гурум
варабхайа-прадам шантам
смарет тан нама пурввакам
«В Шри Майапур Йогапитхе, в трансцендентальной Обители Набадвипы Верховный Господь Шри Чайтаньядев пребывает в богато украшенном храме. Справа от Него – Шри Нитьянанда, а слева – Шри Гададхар, напротив – Шри Адвайта Ачарйа. Их руки сложены в молитве, воспевающей Их Вечную Славу. Впереди стоит Шривас Пандит, держа зонтик над головой Златого Господа. Ниже Их на своем святом троне находится Шри Гурудев». Преданный должен медитировать на это и сначала поклоняться Шри Гурудеву шестнадцатью подношениями:
идам асанам аим гураве намах (вйасасану)
этат падйам аим гураве намах (воду для омовения стоп)
идам аргхйам аим гураве намах (аргхйу)
идам ачаманйам аим гураве намах (воду для очищения рта)
эша мадхупарках аим гураве намах (мадхупарку)
идам пунар ачаманйам аим гураве намах (воду для очищения рта)
идам снанийам аим гураве намах (воду для омовения)
идам соттарийа-вастрам аим гураве намах (одежду)
идам абхаранам аим гураве намах (украшения)
эша гандхах аим гураве намах (ароматическое вещество)
эша дхупах аим гураве намах (благовония)
эша дипах аим гураве намах (огонь)
идам сачанданапушпам аим гураве намах (цветы с сандал. пастой)
идам наиведйам аим гураве намах (бхогу (непредложенную пищу))
идам панийа-джалам аим гураве намах (воду для питья)
идам пунар ачаманйам аим гураве намах (воду для очищения рта)
идам тамбулам аим гураве намах (бетель, пан и т.д.)
идам малйам аим гураве намах (гирлянду)
идам сарввам аим гураве намах (все-все)
Затем следует повторять Гуру-гайатри не менее двенадцати раз.
Виджнапти (мольба):
твам гопика вришаравес танайантике ‘си
севадхикарини гуро ниджа-падападма-
дасйам прадайа куру мам враджа-канане-шри-
радхангхри-севана-расе сукхиним сукхабдхе
После этого преданный должен предложить свои поклоны:
ом аджнана-тимирандхасйа джнананджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри гураве намах
«Умастив мои глаза чудотворным бальзамом самбандха-джнаны (Божественных истин), или правильным восприятием окружающего мира, духовный учитель раскрыл мое внутреннее видение и таким образом спас меня от тьмы невежества, делая мою жизнь абсолютно успешной. Я предлагаю смиренные поклоны Шри Гурудеву».
шри-чаитанйа-мано ‘бхиштам стхапитам йена бхутале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
«Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?»
радха-саммукха-самсактим сакхисанга-нивасиним
твам ахам сататам ванде мадхавашрайа-виграхам
После этого преданный должен поклоняться Шри Гауранге, являющемуся в пяти ликах Панча-таттвы.
Медитация на Шри Гаурангу:
шриман мауктика-баддха-дама-чикурам сусмера-чандрананам
шри-кхандагуру-чару-читра-васанам сраг-дивйа-бхушанчитам
нритйавеша-расалу-мода-мадхурам кандарпа-вешоджджвалам
чаитанйам канака-дйутим ниджа-джанаих
самсевйаманам бхадже
Затем преданный, используя Гаура-мантру, поклоняется Шри Гауранге, предлагая Ему шестнадцать подношений, как при Гуру-пудже (см. выше). По завершении этого поклонения садхака должен безмолвно воспевать Гаура-гайатри.
Далее повторяется пранама-мантра:
ананда-лиламайа-виграхайа
хемабха-дивйаччхави-сундарайа
тасмаи махапрема-раса-прадайа
чаитанйа-чандрайа намо намасте
После этого, помышляя в сердце о милости Шри Гуру и Шри Гауранги, преданный приступает к поклонению Шри Шри Радхи-Кришны.
Сначала медитация на Шри Вриндаван:
тато вриндаванам дхйайет
парамананда-варддханам
калинди-джала-каллола-
санги-марута-севитам
нана-пушпа-лата-баддха-
врикша-шандаиш ча мандитам
коти-сурййа-самабхасам
вимуктам сат-тарангакаих
тан мадхйе ратна-кхачитам
сварна-симхасанам махат
Преданный должен медитировать на Шри Шри Радху-Кришну, восседающих на золотом троне, украшенном драгоценными камнями:
шри-кришнам шри-гханашйамам пурнананда-калеварам
двибхуджам сарвва-девешам радхалингита-виграхам
Так же, как и при поклонении Шри Шри Гуру-Гауранге, далее преданный начинает поклонение шестнадцатью подношениями, используя Кришна-мантру, данную Шри Гуру на брахманическом посвящении.
Затем предложение поклонов:
хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радхаканта намо ‘сту те
«О Кришна, о океан милости! Ты – источник творения и друг всех страждущих. Ты – повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь пред Тобой».
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабханусуте деви пранамами хариприйе
Потом садхака должен про себя воспевать Кама-гайатри и Мула-мантру как можно внимательнее. И затем в почтительном умонастроении произносятся Падйапанчака (пять шлок) и Виджнапти – просьба о прощении оскорблений и неточностей, допущенных при поклонении.
Падйапанчака:
самсара-сагаран натха
путра-митра-гриханганат
гоптарау ме йувам эва
прапанна-бхайа-бханджанау
йо ‘хам мамасти йат кинчид
иха локе паратра ча
тат сарввам бхавато ‘дйаива
чаранешу самарпитам
ахам апй апарадханам
алайас тйакта-садханах
агатиш ча тато натхау
бхавантау ме пара гатих
тавасми радхика-натха
карммана манаса гира
кришна-канте таваивасми
йувам эва гатир мама
шаранам твам прапанно ‘сми
каруна-никаракарау
прасадам куру дасйам бхо
майи душте ‘парадхини
Виджнапти:
мат само насти папатма
напарадхи ча кашчана
парихаре ‘пи ладжджа ме
ким бруве пурушоттама
йуватинам йатха йуни
йунам ча йуватау йатха
мано ‘бхирамате тадват
мано ме раматам твайи
бхумау скхалита-паданам
бхумир эваваламбанам
твайи джатапарадханам
твам эва шаранам прабхо
говинда-валлабхе радхе
прартхайе твам ахам сада
твадийам ити джанату
говиндо мам твайа саха
радхе вриндаванадхише
карунамрита-вахини
крипайа ниджа-падабджа-
дасйам махйам прадийатам
После всего этого преданный должен предложить нирммалйу, или то, что было только что предложено и теперь является Махапрасадом, Шриле Гурудеву и др.:
этат махапрасада-нирммалйам шри гураве намах
этат панийа-джалам шри гураве намах
этат прасада-тамбулам шри гураве намах
этат сарввам сарвва-сакхибхйо намах
этат сарввам шри-паурнамасйаи намах
этат сарввам сарвва-враджавасибхйо намах
этат сарввам сарвва-ваишнавибхйо намах
Предложение поклонов Вриндавану:
таваранйе деви дхрувам иха мурари-вихарати
сада прейасйети шрутир апи вираути смритир апи
ити джнатва вринде чаранам абхиванде тава крипам
курушва кшипрам ме пхалату нитарам таршавитапи
Затем проводится поклонение Туласи:
нирммалйа-гандха-пушпади-панийа-джалам
идам аргхйам шри-туласйаи намах
Мантра:
нирммита твам парадеваир
арччита твам сурасураих
туласи хара ме ‘видйам
пуджам грихна намо ‘сту те
Предложение поклонов Туласи:
йа дришта никхилагха-сангха-шамани спришта вапухпавани
роганам абхивандита нирасани сикта ‘нтака-трасини
пратйасатти-видхайини бхагаватах кришнасйа самропита
нйаста тач-чаране субхакти-пхалада тасйаи туласйаи намах
После этого садхака воспевает Святое Имя на Туласи- мале (четках). Для воспевания Имени нет никаких ограничений относительно времени, места, чистоты или нечистоты. Это Высшее Вечное.
Далее преданный должен произнести следующую мантру, принять Шри Чаранамриту и поместить несколько капель на голову:
ашеша-клеша-нихшеша
каранам шуддха-бхактидам
кришна-падодакам питва
шираса дхарайамй ахам
Затем он должен почтить немного Махапрасада:
руданти патаках сарвве
нишвасанти мухур-мухух
хахакритйа палайанти
джаганнатханна-бхакшанат
После этого саштанга-дандават:
даурбхйам падбхйам ча джанубхйам
ураса шираса дриша
манаса вачаса чети
пранамаштанга иритах
Гаура-Лила:
ратрйанте шайаноттхитах сурасаритснато вабхау йах праге
пурввахне сва-ганаир ласатй упаване таир бхати мадхйахнаке
йах пурййам апарахнаке ниджа-грихе сайам грихе чангане
шри-васасйа нишамукхе нишивасан гаурах са но ракшату
Кришна-Лила:
кунджад гоштхам нишанте правишати куруте
дохананн асванадйам
пратах сайам чал илам вихарати сакхибхих
сангаве чарайан гах
мадхйахне чатханактам виласати випине радхайаддхапарахе
гоштхам йати прадоше рамайати сухридо
йах са кришно ‘ватан нах
Конец утреннего поклонения.
Вечером преданный должен воспевать Мула-мантры и Гайатри двенадцать раз. Также он не должен принимать пищи, не предложенной Господу и имеющей неблагостную природу.
Каждый должен следовать правилам и предписаниям таких святых дней, как Шри Экадаши, Явление Верховного Господа и др. наилучшим образом согласно своим возможностям. Также не следует общаться с асат личностями, т.е. непреданными.
Перед процедурой поклонения собирают листья Туласи со следующей мантрой: