Палаццо Веккьо. Флоренция. Конец 13 века
v Не выделяющаяся маленькая дверь – можно защитить здание малым количеством человек.
v Господствующая высота башни – хороший обзор.
v Нижние окна похожи на бойницы
v Зубцы на крыше - укрытие для лучников.
v Нет декора за исключением гербов самых знатных семейств.
Архитектура стран ближнего зарубежья Италии того же периода представлена «готической» во Франции, и общее европейской романской архитектурой.
Хронологически первая романская архитектура – простая и надёжная, готовая быть как и храмом так и убежищем для паломников. Толстые стены пропускают мало света, полуциркульные арки и толстые колонны прилежно несут вес. Декора немного – рельефы и капители изображаю жуткие сцены Страшного Суда, где нечисть всех видов терзает слабого человека, напоминая прихожанину, что он слаб и жалок перед лицом судьбы.
Французская готика рвётся вверх, как стремительные воздушный поток, впуская внутрь свет сквозь яркие витражи. И всё благодаря нервюрным сводам, проложившим дорогу каркасной опорной системе. Огромные высоты сводов возможны благодаря системе арбутанов (арок), выносящих весь вес на контфорсы (внешние опорные конструкции) Храм-корабль, храм как модель космоса, в котором есть место и человеческому идеалу и строгой иерархии ярусов, и панической боязни пустого пространства, забиваемого всеми видами лепнины, рельефов, горельефов и даже круглой скульптуркой.
Нашли ли отклик эти стили в Италии?
В областях, активно взаимодействующих с Европой, особенно в Северных и Центральных – да. Итальянская готика – воздушна, легка и светла. Она гармонична. Вертикаль не всегда доминирует. Иногда проскальзывают и мотивы романской архитектуры – арки боль тяготеют к полуциркульной, а не стрельчатой форме.
|
Миланский Собор. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века.
Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа — 92 м, высота шпиля — 106,5 м.
v Доминирует вертикаль
v Чётко читаемые уровни
v Обилие декора.
v Перспективные порталы
Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
Строительство 1296—1436 годы
длина — 153 метра
ширина в трансепте — 90 метров
v Чётко читаемые уровни;
v Окно роза;
v Стрельчатые порталы;
v Подчёркивание вертикалей;
v Обилие декора
v Галерея статуй;
v Перспективные порталы
Однако время шло, и постепенно интерес к своему богатому культурному наследию начал всё возрастать. Новые Итальянские мыслители с неодобрением отнеслись к «варварским» начинаниям Северной Европы, окрестив все «готикой», припоминая этому племени разорение Римской империи.
Современники называли своё время «Возрождением», подразумевая возвращение к античным идеалам. Особенность Италии является возможность ознакомиться с образцами античной Римской архитектуры.
Триумфальная арка Константина в Риме 4.в.Н.Э Пантон. Рим.2.в Н.Э
Колизей.Рим. 1 в.Н.Э
Возникший интерес к античности и сподвиг мыслителей и архитекторов Италии пристально изучать наследие Римской империи. Греческая основа и грамота, перенятая римлянами, несла в себе использование простых форм для достижения гармонии, знания о перспективе и пропорциях, а ордерная система нашла отклик в антропоцентричных взглядах новой эпохи.
|
Раннехристианская архитектура не считалась варварской, её античные колонны относились ещё к «хорошему стилю». Таким образом, путь к ренессансной — возрожденной античной — архитектуре в значительной мере шёл через воспоминание о временах раннего христианства и его архитектуре.
До расцвета в полную силу нового стиля ещё далеко, но основные тенденции закладываются в самом начале.
Архитектура Возрождения стремиться к гармонии и ясности. Простые геометрические формы, выверенные пропорции переработанных римских ордеров, работа с пространством при помощи арок и колон. Это светская архитектура, лаконичная и разумная.
Заканчивая обще теоритическую часть, обратим же внимание на формирование этого направления в творческом наследии двух отцов-основателей итальянской архитектуры Филиппо Брунелески и Леон Баттиста Альберти
Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения. Брунеллески желал сделать восприятие реконструированных им терм и театров более наглядным и попытался создать из своих планов геометрически-перспективные картины для определенной точки зрения. В этих поисках впервые была открыта (или вновь открыта), согласно традиции, восходящей ко 2-й половине XV в., прямая перспектива.
В детстве Филиппо, к которому должна была перейти практика отца, получил гуманистическое воспитание и лучшее по тому времени образование: изучал латинский язык, штудировал античных авторов. Воспитываясь у гуманистов, Брунеллески воспринял идеалы этого круга, тоску по временам «своих предков» римлян, и ненависть ко всему чуждому, к варварам, уничтожившим римскую культуру, в том числе и к «памятникам этих варваров» (и среди них — средневековым постройкам, тесным улицам городов), которые казались ему чуждыми и нехудожественными по сравнению с теми представлениями, которые составили себе гуманисты о величии Древнего Рима.
|
Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя —25 апреля 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.
Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти — яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке. Творение себя самим, физическое совершенство — становятся целью, как и духовное.
Филиппо Брунеллески.
Купол Флорентийского Собора
Идея купола — восьмигранного стрельчатого свода — готическая, и была уже намечена строителем собора Арнольфо ди Камбио. Сложность самой постройки заключалась не только в возведении купола, но и в сооружении специальных приспособлений, которые позволили бы работать на большой высоте, что казалось тогда невозможным. Совету города Брунеллески предложил сделать лёгкий 8-гранный купол из камня и кирпича, который собирался бы из граней-«долей» скреплялся вверху архитектурным фонарем, кроме того, он вызвался создать целый ряд машин для подъёма наверх и работы на высоте
Итог:
v Зонтичный готичный двойной купол
v Каркасная система;
v Инновации в строительной технологии.
Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом
Строился с 1419 по 1455 годы.
Прямоугольный формат окон, их рамы и фронтоны окон скопированы Брунеллески с римских образцов, так же, как и колонны, архивольты арок, пилястры и профиль карниза. Но античные формы трактованы необычайно свободно, вся композиция оригинальна и вовсе не может быть названа копией античных образцов. Благодаря какому-то особому чувству меры, Брунеллески в контексте всей архитектуры Возрождения кажется самым «греческим», а не римским мастером, при том что ни одной греческой постройки он видеть не мог.
Воспитательный дом во Флоренции интересен тем, что в нём впервые сочетаются колонны и несущие арки. В здании отражено чистое и ясное чувство пропорции. Высота колонн равняется расстоянию между ними и ширине самой аркады: это правильное соотношение формирует куб. Простые пропорции здания отражают новую эпоху: светское воспитание и понятие порядка и чёткости.
v Пропорциональность
v Ясные и чёткие формы. Опора на геометрические фигуры - горизонтальные и вертикальные линии, квадрат, круг, треугольник
v Лаконичность и простота отделки фасада – минимум декора, работает пространство и плоскость стен
v Заимствованы элементы античных образцов, капители, треугольные фронтоны над окнами, но элементы трактованы по-новому
v Всё ещё видна работа конструкции
v Замковый камень арок попадает на антаблемент – подчерк Брунеллески как архитектора
Церковь Сан-Лоренцо и капелла Старая Сокристия
Базилика Святого Лаврентия (англ. Basilica di San Lorenzo) — одна из самых больших и старейших церквей Флоренции, Италия, расположенная в центральной части города. Первая церковь появилась здесь в конце IV века, затем она была перестроена вроманском стиле в XI веке, а современное здание церкви в стиле Возрождения появилось в XV веке благодаря известному архитектору Филиппо Брунеллески.
Когда Брунеллески взял на себя перестройку церкви Сан-Лоренцо, стены её алтаря уже высились, сакристия строилась, а с другой стороны находились остатки старой церкви Сан-Лоренцо, которые ещё не были сломаны. Эта раннехристианская базилика и определила форму новой церкви
Интерьер
Боковые нефы базилики — не сквозные, как это было традиционно, а образованы цепью одинаковых квадратных помещений, перекрытых сводами. Античные по пропорциям, силуэту и рисунку капителей колонны легко несут тяжесть, через них перекинуты арки, все пространство расчленено с математической ясностью — избегнуто все давящее, все разъединяющее.
Простая орнаментика, частично античная, частично следующая флорентийской традиции, частично — изобретённая самим Брунеллески, вносит отпечаток лёгкости, гармоничность, и все настроение этого церковного здания — настроение неомрачённой жизнерадостности, наивной радости бытия.
v Лаконичность и ясность
v Совмещение христианского и античного наследия с собственными разработками архитектора
v Использование античных элементов – ордер, кисоны, арки.
v Геометрические фигуры в основе – круг, квадрад, прямоугольник.
v Нет боязни пустого пространства.
v Замковый камень арок попадает на антаблемент – подчерк Брунеллески как архитектора