Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin




Н.В. Шаброва

Уральский федеральный университет

Имени первого Президента России Б.Е. Ельцина

N. V. Shabrova

Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin

 

В статье рассмотрены результаты эмпирического исследования готовности студентов к переходу к нелинейной модели высшего образования. Проблема анализируется сквозь призму трех элементов модели: вариативность в выстраивании образовательной стратегии, включение в сетевые связи и отношения, открытость инновациям. Проверяется гипотеза о влиянии мотивации студентов к образованию, их социальной активности и социально-демографических параметров как факторов перехода к нелинейной модели высшего образования. Делаются выводы: 1) о слабом влиянии обозначенных факторов; 2) о том, что, несмотря на выявленную готовность части студентов к переходу к нелинейной модели высшего образования, существует проблема: насколько ожидания (представления) студенчества относительно нелинейной модели высшего образования и ее элементов воплотятся в реальной управленческой практике вузов Уральского макрорегиона.

 

Ключевые слова: нелинейная модель высшего образования, студенты, готовность, типология студентов

 

In the article the results of empirical research on the readiness of students to transition to a nonlinear model of higher education. The problem is analyzed through the prism of the three elements of the model: the variability in the alignment of educational strategies, inclusion in a network of communications and relationships, openness to innovation. Focuses on the impact of motivation of students to education, their social activity and socio-demographic parameters as factors in the transition to a nonlinear model of higher education. Conclusions: 1) the weak influence of indicated factors; 2) that, despite the revealed willingness on the part of students to transition to nonlinear models of higher education, there is a problem: how expectations (submission) students relative to a nonlinear model of higher education and its elements will be in the real practice of universities of the Ural macro-region.

 

Keywords: a nonlinear model of higher education, students, readiness, typology of students

 

Поиск путей развития системы высшего образования в России привел к разработке группой исследователей Уральского федерального университета (среди них и автор статьи) под руководством проф. Г.Е. Зборовского концепции нелинейной модели российского высшего образования [1]. Ключевая роль в данной модели отводится образовательным общностям (преподавателям и студентам) как базовым участникам образовательной деятельности и ориентирована на создание комфортных условий для их самореализации, удовлетворения самых разнообразных потребностей, интересов и ценностных ориентаций [2].

Функционирование образовательных общностей в рамках нелинейной модели высшего образования предполагает гибкость, вариативность в выборе и реализации образовательных (для студентов) [3] и профессиональных (для преподавателей) [4] стратегий, включение в широкий спектр сетевых, горизонтальных связей и отношений [5; 6], открытость инновациям [7].

Одним из базовых условий перехода к нелинейной модели высшего образования, на наш взгляд, является готовность образовательных общностей включиться в данную практику. Под готовностью перехода к нелинейной модели высшего образования мы понимаем характеристику образовательных общностей, связанную с реализацией указанных выше элементов нелинейной модели в практике их регулярной деятельности [8].

Целью данной статьи является анализ готовности студентов Уральского макрорегиона к переходу к нелинейной модели высшего образования. В качестве гипотезы рассматривалось влияние таких факторов как: мотивация обучения, социальная активность (включенность в научную, инновационную, внеучебную деятельность) и социально-демографические факторы (пол, регион Уральского федерального округа - УрФО, уровень подготовки, направление подготовки, форма обучения).

Эмпирической базой исследования стали результаты массового опроса студентов макрорегиона УрФО (в генеральную совокупность входил 51 вуз округа). В ходе исследования была реализована квотная выборка, она формировалась на основе статистических данных об образовательной общности студентов регионов УрФО (Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, Ханты-Мансийского автономного округа)*. Внутри каждого региона осуществлялось квотирование по направлениям подготовки (инженерно-техническое, естественно-научное, гуманитарное, социально-экономическое). Здесь мы использовали открытую информацию, размещенную на сайтах вузов. Объем выборочной совокупности студентов составил 1860 человек (были опрошены студенты 3-4 курсов и магистранты).

Для достижения поставленной цели мы рассмотрели три элемента нелинейной модели высшего образования, касающихся студенчества: возможности вариативно выстраивать свою образовательную траекторию, включаться в сетевые взаимодействия (электронное обучение, академическая мобильность) и инновационные проекты.

Готовность вариативно выстраивать свою образовательную траекторию. В ходе анкетного опроса выяснилось, что порядка 2/3 опрошенных студентов готовы учиться в условиях «текучей», постоянно меняющейся образовательной среды, хотя это и вызывает у них определенные сложности (табл. 1).

При этом следует отметить, что мы выявили степень влияния на ответы респондентов факторов мотивации и социальной активности, но она оказалась чрезвычайно мала. Из блока социально-демографических факторов слабая связь прослеживается лишь по половому признаку: девушки более готовы к переходу к нелинейной модели, чем молодые люди.

Таблица 1

Готовность студентов учиться в условиях «текучей», постоянно меняющейся образовательной среды, % от числа ответивших

Показатели готовности студентов учиться в условиях меняющейся образовательной среды Да, мне это легко Да, хотя это и нелегко Нет, но приходится Нет, не могу и не хочу учиться в таких условиях Итого
Постоянно менять содержание и формы своей учебной деятельности 21,5 41,5 22,8 14,2 100,0
Постоянно доказывать свою конкурентоспособность 17,7 49,6 21,9 10,8 100,0
Постоянно изменять/корректировать свою образовательную траекторию 17,0 45,3 24,7 13,0 100,0
Быстро реагировать на изменения условий и правил деятельности 24,0 44,1 21,1 10,7 100,0

Готовность включаться в сетевые взаимодействия. В рамках исследования мы рассмотрели два аспекта включения в сетевые взаимодействия: электронное обучение и академическую мобильность.

Как показало исследование, лишь около 15% студентов готовы практически полностью перейти на электронное обучение. Полученные данные практически воспроизводят результаты опроса Фонда «Общественное мнение», в котором 13 % населения в целом предпочли бы дистанционное (в т.ч. электронное) обучение очному [9]. Негативным моментом данной ситуации является, на наш взгляд, то, что, несмотря на прогнозы и определенные усилия со стороны государства в активизации развития дистанционного (в т.ч. электронного) образования, за 4 года эта цифра практически не изменилась.

Изучение проблемы включения студентов в сетевые взаимодействия посредством участия в академической мобильности показало готовность более половины опрошенных к участию в данных программах (табл. 2). Кроме того, как видно из таблицы 2, приоритет студенты отдают зарубежным поездкам. В целом данную ситуацию можно расценивать как позитивную, поскольку, по результатам исследования Ю.Д. Артамоновой и А.Л. Демчук, только пятая часть студентов считает возможным освоить часть основной образовательной программы в другом вузе посредством академической мобильности [10].

Хотелось бы отметить, что на готовность включаться в сетевые взаимодействия также оказывают влияние факторы мотивации и социальной активности, но степень их воздействия незначительна. Из блока социально-демографических факторов вновь прослеживается слабая связь лишь по половому признаку: девушки чаще, чем молодые люди, готовы участвовать в программах академической мобильности.

Таблица 2

Готовность студентов принять участие в программах академической мобильности, % от числа ответивших

Направления академической мобильности Скорее да Скорее нет Затрудняюсь ответить Итого
Внутри региона (УрФО) 51,4 35,5 13,1 100,0
В России 54,9 31,5 13,6 100,0
За рубежом 56,8 26,3 16,9 100,0

Готовность включаться в разработку инновационных проектов. Изучение готовности включаться в разработку инновационных проектов продемонстрировало, что чуть меньше половины (48,4%) студентов готовы участвовать в разработке инновационных проектов, тогда как 51,6% не проявили такой готовности. Среди тех, кто все-таки выразил готовность участвовать в разработке инновационных проектов, меньше всего студентов отдает предпочтение разработке проектов в области академической науки (табл. 3). Данная ситуация, на наш взгляд, четко отражает низкий уровень престижа научной деятельности в глазах студентов и их ориентацию на прикладные аспекты деятельности.

Таблица 3

Сферы деятельности, в которых студенты готовы разрабатывать инновационные проекты, % от числа ответов

Сферы деятельности % от числа ответов
Бизнес 28,7
Социальная сфера (культура, образование и др.) 27,5
Управление 28,8
Академическая наука 22,9
Итого 107,9*

Анализ факторов, влияющих на готовность студентов включаться в разработку инновационных проектов, показал влияние показателей социальной активности. Например, участие в разработке инновационных проектов в настоящее время существенно воздействует на готовность включаться в такую работу в перспективе (Хи-квадрат Пирсона = 364,244a, Асимптотическая значимость (2-сторонняя) 0,0; Коэффициент Крамера = 0,548, связь сильная). Кроме того, было выявлено влияние региона УрФО, в котором обучается студент, на готовность включаться в разработку инновационных проектов, причем во всех сферах деятельности. Лидерами по такой готовности оказались студенты Тюменской области и ХМАО. Наибольшая связь в данных регионах выявлена в разработке проектов в сфере управления. Возможно, это связано со спецификой развития субъектов северных регионов УрФО и соответствующей политикой вузов.

Для формирования общего представления о готовности студентов к переходу к нелинейной модели высшего образования мы провели кластерный анализ, который позволил выделить четыре типа студентов (рис. 1). Первый тип был назван нами «Инноваторы» (15%) – это студенты, готовые и вариативно выстраивать свою образовательную траекторию, и включаться в сетевые взаимодействия и, что самое главное, участвовать в разработке инновационных проектов. Второй тип – «Традиционалисты» (44%) – социально активные студенты, включенные в научную и внеучебную деятельность, готовые менять свою образовательную траекторию и осуществлять академическую мобильность. Третий тип – «Неопределившиеся» (15%), имеющие чуть более низкие показатели готовности менять свою образовательную траекторию и затрудняющиеся в оценке своей готовности включаться в сетевые взаимодействия. И, наконец, «Инертный» тип (26%), характеризующийся низкой социальной активностью и неготовностью к переходу к нелинейной модели высшего образования.

Рис. 1. Типы студентов по уровню готовности к переходу к нелинейной модели высшего образования

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что наша гипотеза о влиянии мотивации студентов к образованию, их социальной активности и социально-демографических параметров как факторов перехода к нелинейной модели высшего образования подтвердилась частично. Замеренные нами социально-демографические параметры (кроме пола и региона УрФО) не влияют на готовность к переходу к нелинейной модели высшего образования. По большей части воздействуют факторы мотивации образования и социальной активности, хотя степень их влияния незначительна. Существование «инноваторов» и «традиционалистов» как типов студентов, проявляющих готовность к переходу к нелинейной модели высшего образования, говорит о назревшей «снизу» потребности перемен. Проблема заключается в том, насколько ожидания (представления) студенчества относительно нелинейной модели высшего образования и ее элементов воплотятся в реальной управленческой практике вузов Уральского макрорегиона.

Список литературы

1. Нелинейная модель российского высшего образования в макрорегионе: теоретическая концепция и практические возможности / Г.Е. Зборовский [и др.]; под ред. Г.Е. Зборовского. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 336 с.

2. Зборовский Г. Е. Предпосылки и проблемы концепции нелинейного развития высшего образования в российском макрорегионе (статья 1) / Г.Е. Зборовский // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 5. С. 15 – 27.

3. Кузьминчук А. А. Нелинейные образовательные стратегии студенчества и институциональные условия их формирования / А.А. Кузьминчук // Вестник ПНИПУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2016. – № 4. С. 50 – 67.

4. Амбарова П. А. Нелинейные профессиональные стратегии научно-педагогического сообщества и институциональные условия их формирования / П.А. Амбарова, Н.В. Шаброва // Вестник ПНИПУ. Серия: Социально-экономические науки.– 2016. – № 4. С. 32 – 49.

5. Певная М. В., Калинина А. Н. Академическая мобильность как объект исследований в контексте понимания нелинейности высшего образования в России / М.В. Певная, А.Н. Калинина // Вестник СурГПУ. – 2016. – № 2. – С. 73–81.

6. Шуклина Е. А. Massive Open Online Courses как форма нелинейного развития университетского образования / Е.А. Шуклина // Вестник ПНИПУ. Серия: Социально-экономические науки. – 2016. – № 4. С. 79 – 93.

7. Клюев А. К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск соответствия / А. К. Клюев // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 1. – С. 30-34.

8. Халитова И. В. Организационная готовность к изменениям: обзор методологии и практических методик оценки готовности / И.В. Халитова // Государственное управление. Электронный вестник. – 2013. – №39. С. 152 – 162.

9. Дистанционное образование в России. Еженедельный опрос «ФОМ-нибус» (31 августа – 1 сентября 2013 г.) [Электронный ресурс]. – URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11118 (дата обращения: 19.05.2016).

10. Артамонова Ю. Д. Развитие академической мобильности в вузах России и ФГОС / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук // Высшее образование в России. – 2012. – № 12. – С. 87–89.

Сведения об авторе

Шаброва Нина Васильевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Е. Ельцина», г. Екатеринбург, тел. +7(343)3754822, e-mail: urfu-stu@mail.ru.

Shabrova Nina Vasiljevna – PhD (Sociology), Associate Professor of Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin, phone: +7(343)3754822, e-mail: urfu-stu@mail.ru.


[1] Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 16-18-10046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности».

[2] The article has been prepared by the Russian Science Foundation Grant (№ 16–18–10046) «Forming nonlinear model of the Russian higher education in the region in the context of economic and social uncertainty».

*Ямало-Ненецкий автономный округ не был включен в выборку, поскольку в нем нет самостоятельных вузов.

*Сумма больше 100%, т.к. респонденты могли выбрать более одного варианта ответа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: