Речевые игры для детей 2-3 лет.
На данном этапе важным является налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребенка со взрослым, эмоциональное участие в совместной с другими детьми деятельности. На фоне формирования этого уровня общения происходит развитие понимания происходящего, его смысла, психологическое «вживание» в совместную деятельность.
Развивается ситуативное понимание языковых средств (слова, фразы) и ответных действий (движений) с включением невербальных (неречевых) средств общения (жесты, мимика, взгляды, вокализации). Ребенок вступает в общение через движение, действия, эмоции и смысл.[4]
Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особенность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненно, присуща их возрасту и обоснована ходом их развития» (Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М., 1965). [1]
Рекомендации к проведению (автор Е. И. Тихеева): прежде чем читать тот или иной стишок надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козликом и др, т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.
Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».
Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.
Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. [1]
Основной для ребенка третьего года жизни является сюжетно-отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, т.е. действует в воображаемой ситуации.
В так называемой режиссерской игре ребенок действует одновременно за нескольких персонажей, не принимая на себя какой-либо роли.
Режиссерская игра — игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники — это уже коллективная игра, т.е. игра-инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Она строится на основе отражения впечатлений из личного опыта, т.е. как сюжетно-отобразительная игра, или имеет литературную основу, готовый сюжет (например, сюжет народной сказки). В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.
Игра-драматизация — импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия. В дальнейшем эта игра может стать театрализованной.
Драматизация как выразительное пластическое движение может существовать и вне литературного произведения. Она может использоваться при рисовании, рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве. [4]
Основная направленность словестных игр в данном возрасте - развитие эмоционального контакта со взрослым и сверстниками. [1]
Речевые игры для детей 3-4 года
Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Педагог развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производи действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.[1]
Усвоение грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений) осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры-драматизации. [4]
Словесные игры проводятся, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку. [1]
У ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали зайчик, лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное движение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально. [4]
Основные речевые задачи словестных игр для данного возраста:
- на формирование структуры предложения;
- на активизацию словаря и развитие связной речи;
- согласование и формообразование слов;
- развитие диалогической речи.