Речевые игры для детей 3-4 года




Речевые игры для детей 2-3 лет.

На данном этапе важным является налажи­вание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребенка со взрослым, эмоциональное участие в совместной с другими деть­ми деятельности. На фоне формирования этого уровня общения про­исходит развитие понимания происходящего, его смысла, психоло­гическое «вживание» в совместную деятельность.

Развивается ситуа­тивное понимание языковых средств (слова, фразы) и ответных действий (движений) с включением невербальных (неречевых) средств общения (жесты, мимика, взгляды, вокализации). Ребенок вступает в общение через движение, действия, эмоции и смысл.[4]

 

Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особен­ность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненно, присуща их возрасту и обоснована хо­дом их развития» (Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М., 1965). [1]

Рекомендации к проведению (автор Е. И. Тихеева): прежде чем читать тот или иной стишок надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козликом и др, т. е. те образы, которые пред­лагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.

Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жес­там, мимике. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пу­гаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».

Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.

Основная цель словесных игр для малышей — разви­вать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. [1]

Основной для ребенка третьего года жизни является сюжетно-отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатле­ния, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, т.е. действует в воображаемой ситуа­ции.

В так называемой режиссерской игре ребенок действует одновре­менно за нескольких персонажей, не принимая на себя какой-либо роли.

Режиссерская игра — игра индивидуальная. Если же в нее вклю­чаются другие участники — это уже коллективная игра, т.е. игра-инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Она строится на основе отражения впечатлений из личного опыта, т.е. как сюжетно-отобразительная игра, или имеет литературную основу, готовый сюжет (например, сюжет народной сказки). В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.

Игра-драматизация — импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, дей­ствия. В дальнейшем эта игра может стать театрализованной.

Драматизация как выразительное пластическое движение может существовать и вне литературного произведения. Она может исполь­зоваться при рисовании, рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве. [4]

Основная направленность словестных игр в данном возрасте - развитие эмоционального контакта со взрослым и сверстниками. [1]

 

Речевые игры для детей 3-4 года

Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группиро­вать предметы по материалу, качеству и назначению. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бы­вает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.

Педагог развивает любознательность детей, отве­чая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производи дейст­вия с различными предметами. Он учит малышей срав­нивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет ак­тивное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.[1]

Усвоение грамма­тического строя речи (прежде всего структуры предложений) осуще­ствляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направлен­ность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры-драматизации. [4]

Словесные игры проводятся, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ре­бенку. [1]

У ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказ­ки, возникает естественное желание показать, как шел, перевали­ваясь, медведь, как прыгали зайчик, лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное дви­жение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испу­ганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие не­большие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально. [4]

Основные речевые задачи словестных игр для данного возраста:

- на формирование структуры предложения;

- на активизацию словаря и развитие связной речи;

- согласование и формообразование слов;

- развитие диалогической речи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: