Речевые игры для детей 2-3 лет.
На данном этапе важным является налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребенка со взрослым, эмоциональное участие в совместной с другими детьми деятельности. На фоне формирования этого уровня общения происходит развитие понимания происходящего, его смысла, психологическое «вживание» в совместную деятельность.
Развивается ситуативное понимание языковых средств (слова, фразы) и ответных действий (движений) с включением невербальных (неречевых) средств общения (жесты, мимика, взгляды, вокализации). Ребенок вступает в общение через движение, действия, эмоции и смысл.[4]
Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особенность детей: «Потребность в ритмической рифмованной речи, несомненно, присуща их возрасту и обоснована ходом их развития» (Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. М., 1965). [1]
Рекомендации к проведению (автор Е. И. Тихеева): прежде чем читать тот или иной стишок надо обязательно познакомить малышей с живым объектом или его изображением на картинке: с вороной, сорокой, козликом и др, т. е. те образы, которые предлагает ребенку живое слово, должны быть ему знакомы, связаны с его личными воспоминаниями, переживаниями.
Речь воспитателя должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Не надо, изображая волка, медведя, козу, делать страшное лицо, говорить слишком грубым голосом. Маленькие дети пугаются и иногда отказываются играть, говоря: «Не хочу играть в страшную козу».
|
Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза. Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось, что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего. Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель должен знать наизусть.
Основная цель словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения. [1]
Основной для ребенка третьего года жизни является сюжетно-отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, т.е. действует в воображаемой ситуации.
В так называемой режиссерской игре ребенок действует одновременно за нескольких персонажей, не принимая на себя какой-либо роли.
Режиссерская игра — игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники — это уже коллективная игра, т.е. игра-инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Она строится на основе отражения впечатлений из личного опыта, т.е. как сюжетно-отобразительная игра, или имеет литературную основу, готовый сюжет (например, сюжет народной сказки). В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.
Игра-драматизация — импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия. В дальнейшем эта игра может стать театрализованной.
|
Драматизация как выразительное пластическое движение может существовать и вне литературного произведения. Она может использоваться при рисовании, рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве. [4]
Основная направленность словестных игр в данном возрасте - развитие эмоционального контакта со взрослым и сверстниками. [1]
Речевые игры для детей 3-4 года
Это возраст «почемучек», когда у малышей интенсивно развивается мышление и речь. Дети начинают выделять существенные признаки предметов, группировать предметы по материалу, качеству и назначению. Они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать им о знакомых предметах и явлениях.
Педагог развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производи действия с различными предметами. Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный запас, развивает связную речь.[1]
Усвоение грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений) осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры-драматизации. [4]
|
Словесные игры проводятся, основываясь на накопленных у детей представлениях об окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку. [1]
У ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали зайчик, лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное движение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально. [4]
Основные речевые задачи словестных игр для данного возраста:
- на формирование структуры предложения;
- на активизацию словаря и развитие связной речи;
- согласование и формообразование слов;
- развитие диалогической речи.