Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова. [4]
Детям 6—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.
Обобщение чувственного опыта, расширение кругозора в связи с образующимися представлениями создают возможность думать не только о непосредственно воспринимаемых предметах, но и об отсутствующих.
Способность ребенка к разнообразным умственным действиям свидетельствует о том, что в этом возрасте у него активно развивается словесно-логическое мышление.
Словесные игры, имеющие целью развивать мышление детей, условно разделены на четыре группы:
1. игры, воспитывающие умение выделять существенные, главные признаки предметов, явлений;
2. игры, развивающие умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения;
3. игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам;
4. игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание. [1]
В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.
Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры типа: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскурсия по Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы — почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок — по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенку Кряку, кукле. [4]
Особенность проведения: в старшем дошкольном возрасте меняется и роль воспитателя: он больше советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми, медлительными, менее сообразительными.[1]
Основные речевые задачи игр для данного возраста:
- на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов;
- на словообразование;
- упражнения для развития связной монологической речи;
- на развитие понимания смысловой стороны слова;
- на формирование образной речи
Рекомендации для подбора и проведения речевых игр при ОНР.
В логопедической работе с детьми, имеющими ОНР, применение игровых приемов необходимо и очень действенно. Учитывая речевые возможности и особенности таких детей, многие игры нужно несколько видоизменять, делить на лексические темы. (статья вторая)
Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении – соблюдение последовательности в подборе дидактических игр. Должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность повторения заданий.(Рудик)
Главное – доступность речевого материала. Из-за ограниченности средств общения у детей вполне уместно брать игры для младшей возрастной группы (у малышей с ОНР речь развивается медленнее и позже, чем у сверстников).
Рекомендации:
1. Прежде, чем дети начнут речевую игру, необходимо провести несколько подготовительных упражнений. Ребята заранее рассматривают игровое поле, картинки, фишки, карточки – весь игровой материал, кроме сюрпризных элементов. Убедитесь, что все предметы и изображения знакомые, если нет – объясните новое. Трудные слова можно проговорить по слогам вместе с детьми. Для закрепления можно прочитать короткое стихотворение с оборванной строкой, где рифму подбирают дети, или загадку.
2. Каждую игру нужно проводить многократно, повторяя определенный алгоритм. Интерес не угаснет, если начинать с упрощенного варианта игры, а затем постепенно усложнять его вводя новые правила, занимательные сценки, различные условия, включая чистоговорки, новые движения и т.д.
3. Литературный текст вводят в активную речь последовательно:
§ сначала текст полностью проговаривает взрослый;
§ затем дети добавляют хотя бы один звук или звукоподражание, позже -слог, слово, фразу;
§ дети самостоятельно повторяют речевой материал.
4. Прочитайте текст, определите, насколько он сложен для малышей. При необходимости следует адаптировать его к речевым возможностям детей (сократить, заменить слова с «трудными» звуками, разделить на отдельные фразы для диалога). Не стоит переделывать считалки, народные песенки, классические произведения.
5. Подвижная игра с речевым сопровождением может быть преобразована в драматизацию или маленькую сценку, насыщенную речевым материалом. Практически любое литературное произведение для малышей можно инсценировать, выбрав отрывок по силам и возможностям детей.
6. Сюжетно-ролевые игры с детьми с ОНР проводятся как речевые. Ознакомление с окружающим миром сочетается с активными действиями. Дети знакомятся с новыми предметами, учатся пользоваться ими, взаимодействовать между собой, решают возникающие задачи. Дети должны знать тему, по которой организуется игра, накопить словарный запас достаточный для ведения диалогов, уметь менять интонацию высказываний (вопросительная, повелительная, утвердительная), процесс словообразования так же задействован.
7. На начальном этапе обучения во всех играх ведущая роль принадлежит взрослому: он объясняет правила игры, следит за их выполнением, предъявляет речевой образец, организует диалог, следит за интонациями и падежными окончаниями, обучает речевым стереотипам и т.д.
8. Учитывайте психические и физические возможности, особенности характера и личности каждого ребенка, когда выбираете водящего:
а) Взрослый может назначить на роль водящего конкретного ребенка, которому следует приобрести опыт, отработать навык или закрепить умение. В таком случае используйте следующие приемы:
§ прямое назначение, обоснованное для всех остальных (не злоупотреблять данным приемом!);
§ знакомые короткие считалки, слова которых легко просчитать, чтобы выбор пал на подходящего малыша);
§ «волшебная рукавичка» (взрослый «закрывает» глаза и задевает ребенка рукавичкой или куклой-перчаткой);
§ небольшое испытание (певалки для самого терпеливого, фанты);
§ если есть очень нетерпеливый ребенок, то можно попросить его выбрать водящего;
б) Роль ведущего дается в качестве поощрения тому ребенку, который удачно выполнил упражнение, использовал неординарный подход, дал больше правильных ответов. Чаще всего в играх становится ведущим тот, кого поймали, уличили на ошибке, почему бы не изменить это правило? Ведь многие специально проигрывают, чтобы занять важную позицию.
9. Полезно использовать различные «помогалочки» для занимательности и речевой наполненности (если ребенок выбыл из игры или его поймали – другие ребята дают ему шанс и помогают вернуться в игру различными способами – словесными «испытаниями», определенными действиями, которые надо совершить).
10. Для преодоления речевых нарушений естественно и гармонично включать игры в различные бытовые ситуации, привычные ритуалы, которые ребенок проделывает ежедневно (прогулка, купание, чтение сказки на ночь и др.).
11. Неоднократно замечено, что если начинать занятие с речевой игры, то дети быстрее включатся в учебный процесс, начинают проявлять активность, раскрепощаются.
12. Старайтесь подбирать тематику игр с учетом учебной программы. Так вы пополните и закрепите знания по лексической теме.
13. Когда малыши только узнают друг друга, лучше применять ритмизированные игровые задания (хороводы, пение, игры с речевым сопровождением в кругу, задания на сочетание движений и речи). Вообще, любые контактные игры, где дети берутся за руки, передают предметы, касаются товарищей способствуют налаживанию общения и сплочению группы.
14. Не спешите исправлять ошибки детей во время игры. Отмечайте недочеты и трудности, характерные для малыша, а позже помогайте их исправить на занятиях или просто уделив этому немного времени в течение дня.
15. При проведении игр следует помнить, что речевые проблемы сказываются на поведении. Детям с ОНР присущи замкнутость, трудности произнесения определенных звуков и слов, склонность к кратким ответам или жестикуляции. Малыш может отказаться выполнять задание, не из-за упрямства, лени или желания сделать назло, а просто потому, что не умеет или не может справиться.
16. Желательно выбирать разные игры для детей. Для легко возбудимых, импульсивных, расторможенных – подвижные и активные, даже шумные, постепенно вводя элементы саморегуляции. Для детей заторможенных, быстро устающих, которым трудно быстро переключать внимание – свой набор физкультминуток и считалок, с постепенным ускорением темпа и игры на внимание.
17. Большинство речевых игр проводится по правилам, которые должны быть четко обозначены. Они помогают управлять своими словами, движениями, требуют внимания и подчинения условиям, что, несомненно, полезно для учебной деятельности детей. [8]
Заключение