Для учащихся:
1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.
6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004.
Для учителя:
1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.
Тематическое планирование.
Литература. 7 КЛАСС.
(Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина); под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2014).
Часов, 2 часа в неделю.
№ П.п | Кол. час./ дата | Тема | Основное содержание | Планируемые результаты | |||||
Решаемая проблема | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||||
Введение (1).Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам в понимании и осмыслении творчества писателей; образную природу словесного искусства. | Понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности. | Уметь пользоваться справочным разделом, составлять план и тезисы прочитанного, рассказывать о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, давать им оценку. | Осваивать взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
Устное народное творчество (4+1).Предания как поэтическая автобиография народа. | Знать определение понятия «предание» | Понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа | уметь пересказывать текст, объяснять особенности жанра предания. | Осваивать исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». Предание как жанр фольклора (начальное представление) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа. | Знать определение понятия «былина», своеобразие былин как героических песен эпического характера; | Понимать тему былины, роль гиперболы и постоянных эпитетов; выразительно читать, сохраняя напевность, торжественность повествования | Уметь составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. | Знать какие приемы способствуют раскрытию величия, доблести героя русского эпоса. | Определять отношение авторов-рассказчиков к Садко, подтверждать ответ текстом (выделять сцены, языковые средства, описания портрета, снаряжения и др.) | Уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
Р.р. Классное сочинение(1). Написание своей былины. | Знать особенности композиции былины | Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений. | Уметь при составлении своей былины соблюдать жанр, составить план, определить идею, подобрать выразительные средства, характерные для былины. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев. | Знать роды литературы, их жанры | Понимать смысл произведений | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в мировой литературе. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
Из древнерусской литературы (2).«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси. | Знать особенности поучения как жанра литературы. | Понимать смысл похвалы, поучения Владимира Мономаха. | Уметь выразительно читать текст, определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности. | Знать содержание повести, нравственные законы, которым следуют ее главные герои. | Видеть, какое воплощение нашел в повести синтез фольклорных и житийных традиций. | Воспринимать и анализировать древнерусский текст, учитывая особую стилистику произведений, отмечая красоту и силу главных героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
Из русской литературы 18 в. (2).М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова. | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы, «теорию трех штилей», определение понятия оды. | Понимать особенности поэтического языка М.В. Ломоносова, его роль в развитии русской литературы. | Уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст, определять особенности жанра оды (высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов). | Осваивать слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей». «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, призыв к миру. Жанр оды (начальное представление) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина. | Знать факты жизни и литературной деятельности поэта, содержание стихотворений. | Понимать философский и иносказательный смысл стихотворений. | Уметь определять идею стихотворений, объяснять новаторство Державина в поэзии, отличие в принципах работы Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова (смешение лексики разных стилей, отказ от строгого деления на три «штиля»). | Осваивать биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворческой деятельности. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку», «Признание». Философские рассуждения о смысле жизни и свободе творчества. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Из русской литературы 19 в. (27+4). А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. | Знать биографию поэта | Понимать особенности творческого процесса поэта (с.95-96). | Уметь создавать монологическую речь | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы. | Знать историческую основу, особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев. | Осваивать художественное воспроизведение боя и доблести русских воинов. Смысл сопоставления Петра и Карла. Особенности композиции, своеобразие языка. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I. | Знать историческую основу поэмы, определение понятия «поэма», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Петра, оценивать отношение автора к изображаемому. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст находить средства художественной выразительности. | Осваивать художественное воспроизведение быта Петербурга. Смысл прославления деяний Петра. Особенности композиции, своеобразие языка. Понятие о жанре поэмы (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе. | Знать историческую основу «Песни», определение понятия «баллада», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка. | Понимать эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, устаревшие слова, определять их роль в художественном тексте для описания характера Олега и волхва, оценивать отношение автора к изображаемому. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, давать сравнительную характеристику героев, определять особенности жанра баллады, находить средства художественной выразительности. | Осваивать Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции «Песни…», своеобразие языка. Понятие о жанре баллады (развитие представлений) | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. | Знать историческую основу драмы, особенности драматического произведения: диалог, реплики, ремарки. | Понимать ее идейный замысел, тему Смутного времени на Руси. | Уметь анализировать варианты написания текста драмы, динамику авторской позиции, подбирать иллюстрации к сцене «В келье Пимена». | Осваивать историю Смутного времени. Изображение Пимена и Григория. Драма как род литературы. (развитие представлений). | Принимать учебную задачу (составление словаря, характерного для речи Пимена). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке. | Знать содержание повести, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе. Знать особенности языка повести (непосредственность и живость повествования от лица очевидца, простодушие и лукавство пушкинской фразы, сдержанность и экспрессия, сопричастность автора к происходящему и др.), значение повести. | Понимать ее идейный замысел, тему, роль автора и рассказчика в повести; причину трагедии Самсона Вырина, идейный замысел повести (показать социальное неравенство, на котором строятся отношения между людьми в обществе). | Уметь объяснять способы выражения авторской позиции (эпиграф, имя главного героя, роль символической детали в описании жилища станционного смотрителя и т.д.), анализировать художественный текст, выражать свое отношение к прочитанному, сопоставлять эпизоды, сравнивать героев, объяснять композиционную емкость повести, роль рассказчика. | Осваивать историю Самсона Вырина и его дочери. Изображение «маленького» человека, его положения в обществе. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса (развитие представлений,выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы). | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Р.р. Классное сочинение (2). «Образ Самсона Вырина в повести». | Знать особенности композиции сочинения | Оформлять устное высказывание в письменной форме (сочинение), используя текст изученных произведений. | Уметь при написании сочинения составить план, соблюдать композицию, использовать цитаты. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. | Знать о поэте. Стихотворения «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Когда волнуется желтеющая нива». | Понимать образную структуру стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», тему стихотворения, состояние лирического героя, своеобразие лермонтовского пейзажа. | уметь анализировать лирическое произведение, особенности стихотворения «Молитва» (исчезновение «Я» лирического героя, завершение стихотворения безличными глаголами); воспринимать и анализировать поэтический текст. | Читать наизусть, читать выразительно. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. | Знать причины обращения поэта к давно минувшим временам, историю создания «Песни...», содержание поэмы, особенности сюжета, его историческую основу. | Понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром, близость «Песни...» к фольклорной основе. | Уметь отмечать в ней фольклорные элементы, отражение народной сказовой манеры повествования, находить исторические детали и объяснять их художественную роль, анализировать текст, язык поэмы. | Осваивать картины быта России XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Особенности сюжета поэмы. Эпические и лирические черты произведения и их художественная роль. Фольклорные традиции в поэме. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы. | Знать нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | Уметь составлять характеристику литературного героя, сравнивать главных героев, объяснять роль пейзажа, определять изобразительные средства, отношение автора к изображаемому, оценку морали и поведения героев поэтом и народом. | Освоить смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Степан Калашников - носитель лучших качеств русского национального характера. Защита человеческого достоинства, сила и цельность характера Калашникова. Авторское отношение к изображаемому. Язык поэмы. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям. | Знать особенности сюжета, способы выражения авторской позиции. | Понимать основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев. | Уметь определять отношение автора к изображаемому. | Освоить смысл использования выразительных средств для раскрытия авторского отношения к героям. | Принимать учебную задачу (составление цитатного плана). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Р.р. Классное сочинение (3) по «Песне...». | Темы сочинений: «Жизнь и смерть купца Калашникова», «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?»; «Калашников и Кирибеевич. Кто в «Песне...» является настоящим героем и почему?» | Понимать, что такое тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой. | Уметь самостоятельно анализировать текст, создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения, его идею, оценивать героев и события, подкреплять свои выводы цитатами. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
Вн.чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе. | Знать исторические реалии правления Ивана Грозного. | Понимать роль исторического фона в повествовании. | Уметь сопоставлять прочитанное, по предложенным характеристикам героев определять персонажей(вымышленных и исторических). | Находить нужную информацию (пейзаж, портрет). | Принимать учебную задачу (составление сравнительной таблицы по текстам «Песни» и романа). Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Знать факты жизни и творческой деятельности Н.В. Гоголя, место повести в творчестве Н.В. Гоголя, замысел писателя. | Понимать роль исторического фона в повествовании. | Уметь сопоставлять прочитанное с увиденным на картине, составлять план учебной статьи, выделять главное. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||
Тарас Бульба и его сыновья. | Знать содержание первых глав, их роль в повествовании, определение понятия «художественная деталь». | Понимать мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов Тараса и его сыновей, функцию пейзажа. | Уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев, отмечая, как в ней сочетаются черты собственно личные, национальные и исторические. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. | Знать основное содержание глав 3-4. | Понимать нравы и обычаи Запорожской Сечи как символа доблести и мужества казачества.. | Уметь отбирать материал описания природы и Сечи, оценивать нравы и поступки запорожцев. | Развитие умений рассуждать, анализировать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно». | Знать подробное содержание глав 5-6. | Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына. | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев (таблица), оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения | ||
Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы 7 - 8). | Знать идейную направленность заключительной главы и повести в целом. | Понимать глубину и трагизм конфликта отца и сына, отношение автора к героям. | Уметь отбирать материал для индивидуальной характеристики героев, оценивать их поступки, делать выводы, проводить наблюдения над языком. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения. | Формирование мотивации учения | ||
Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. (Домашнее сочинение (1). | Знать содержание прочитанного произведения. | Понимать нравственную проблематику повести. | уметь составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Вн.чт.Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести. | Знать понятие «героическая повесть», историю публикации произведения. содержание прочитанного произведения. | Понимать, в чем заключается патриотический пафос повести | Уметь составлять таблицу «Описание интерьера в повестях «Тарас Бульба» и «Страшная месть» (гл.3), сопоставлять речь Тараса о товариществе с речью Данила о казацком сердце, анализировать выразительные средства в предложенном отрывке «Чуден Днепр при тихой погоде». | Находить нужную информацию. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. | Знать факты жизни и творческой деятельности писателя, историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк». | Составлять план и тезисы прочитанного, объяснять роль пейзажа в повествовании как важнейшего средства характеристики персонажей. | Уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт, видеть авторскую позицию в тексте. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла. | Знать определение понятия «стихотворение в прозе», время создания стихотворений, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности. | Понимать нравственный смысл стихотворений в прозе. | Уметь определять специфические черты жанра, анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворения в прозе. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Знать факты жизни и творческой деятельности Некрасова, историческую основу поэмы, содержание поэмы «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). | Понимать жанровые особенности поэмы. | Уметь определять тему и идею поэмы, жанровые особенности произведения, давать характеристику генералу и княгине, объяснять позицию автора. | Осваивать в процессе выразительного чтения предельное напряжение диалога генерала и княгини, нравственную силу героини. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | Знать рождение замысла стихотворения, содержание стихотворения, художественные приемы изображения действительности. | Понимать авторское отношение к изображенному; находить художественные приемы фольклора, использованные Некрасовым. | Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета. | Выразительно читать. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | |||
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». | Знать факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого, жанровое своеобразие исторических баллад; | Понимать конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. | Уметь анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику произведений, композиции баллад. | Развитие умений рассуждать, анализировать | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры. | Знать автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки, определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика. | объяснять отличие смеха писателя, направленного против генералов и мужика, находить жанровые признаки повести, сказки и басни в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина | уметь: составить рассказ о писателе, анализировать текст с учетом специфики жанра, оценивать поступки героев, определять фольклорные мотивы в повествовании, | Освоить сатиру и юмор. Гротеск (начальное представление). Элементы народной сказки в повествовании. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Соблюдать правила речевого поведения | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | Знать содержание сказки «Дикий помещик». | Понимать идейно-тематическое содержание сказки. | Уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приемы иносказания, отношение автора к героям, событиям, определять реальное и фантастическое в сказке. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Осознавать свои трудности и стремиться их преодолеть. | ||
38- | Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | Знать отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение», понимать, почему для Толстого так важна была Ясная Поляна. | Понимать взаимоотношения взрослых и детей, уметь оценить общую атмосферу, окружающую ребенка в дворянской семье. | Уметь анализировать отдельные главы, вникая во внутренний мир героя, передавая сложность его чувств и переживаний. | Осваивать история создания повести. Автобиографический характер произведения. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | |
А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения. | Знать оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа | Понимать тему и идею произведения, алогизм сюжета, авторскую иронию в использовании разностилевой лексики, синтаксической несогласованности речи героев | Уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Формирование мотивации учения | ||
Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». | Знать содержание рассказа, расширить представление о «юморе» и «сатире», понимать и уметь объяснить особенности композиции рассказа. | Понимать идейно-тематическую направленность произведения. | Уметь анализировать произведение, видеть «смех и слезы» автора, раскрывать роль художественной детали и особенности речи. | Выразительно читать, передавая при помощи интонации характер героев, комический эффект рассказа. | Адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнения по ходу его реализации | Использовать речь для регуляции своего действия. | Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. | ||
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения. | Знать план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы. | Оценивать творческую манеру поэтов (Жуковского, Бунина, А.Толстого). | Уметь анализировать поэтический текст по плану. | Находить нужную информацию в учебнике, слушая учителя. | Принимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. | Соблюдать правила речевого поведения | Формирование мотивации учения | ||
Из русской литературы 20 века. (20+1).И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Р |