Часть II. Анализ рыночной структуры.




УЧЕБНИК ДЛЯВУЗОВ



1Y:

А. С. Селищев


 

Микроэкономика


Анализ рынка Теория цены ihok и общество

 

Hi


УЧЕБНИК ЦЛ Я ВУЗОВ

А. С. Селищев Микроэкономика

■» • <■—■—

Анализ рынка

Теория цены

Рынок и общество

Е^ППТЕР*

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара

Киев ■ Харьков • Минск


Александр Сергеевич Селищев МИКРОЭКОНОМИКА

Серия «Учебники для вузов»

Главный редактор Е. Строганова

Заведующий редакцией Л. Волкова

Выпускающий редактор В. Земских

Редактор А. Ермолаенкова

Художественный редактор Р- Яцко

Верстка В. Зассеева
Корректоры М. Одинакова, А. Чекалова

ББК 65.010.3я7 УД 330.101.54(075) Селищев А. С.

С29 Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).

ISBN 5-318-00784-8

Микроэкономика и макроэкономика - две составные части экономической теории, или экономики. Вторая книга известного российского автора посвящена именно микро­экономике. Данный учебник существенно дополняет имеющуюся учебную литературу по курсу «Микроэкономика», а та искренняя заинтересованность, с которой автор гово­рит о предмете и превосходное изложение материала никого не оставят равнодушным.

Книга предназначена для преподавателей вузов и студентов, обучающихся по эко­номическим специальностям и направлениям.

© Селищев А. С, 2002

© Издательский дом «Питер», 2002

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-318-00784-8

ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.

Лицензия ИД J* 0I940 от 05.06.00.

Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры.

Подписано в печать 02.07.02. Формат 70x100/16. Уел п. л. 36,12. Тираж 5000 экз. Заказ J* 741.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания н средств массовых коммуникаций.

197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.


Содержание

Об авторе........................................ <....................................................... 8

Условные обозначения........................................................................... 9

Предисловие........................................................................................... 11

Часть I. Основы рыночного анализа................................................. 13

Глава 1. Предмет и метод микроэкономики................................................ 14

1.1. Предмет микроэкономики............................................................ 14

1.2. Экономика и другие науки........................................................... 19

1.3. Роль стоимости (цены) в истории экономической теории....... 21

1.4. «Mainstream» и прочие течения экономической теории........... 24

1.5. Микро-, макро- и мезоэкономика................................................ 27

1.6. Альтернативные издержки,

кривая производственных возможностей (КПВ)...................... 29

1.6.1. Перестройка и реформа в России в рамках модели КПВ 32

1.6.2. Реформы в странах Восточной Азии в рамках модели КПВ 35

 

1.7. Выбор экономической стратегии государства.................... 36

1.8. Микроэкономическая система............................................... 38

1.9. Метод микроэкономики......................................................... 39

Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие................................ 43

2.1. Функция и линия спроса.............................................................. 43

2.1.1. Парадоксы закона спроса................................................... 47

2.2. Функция и линия предложения................................................... 52

2.3. Взаимодействие спроса и предложения.

Рыночное равновесие................................................................... 56

2.3.1. Единственность и множественность равновесия............ 60

2.3.2. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах 61

2.3.3. Переход из неравновесного в равновесное состояние.... 64

2.3.4. Изменчивость равновесных состояний............................. 68

2.3.5. Спекуляция и посредничество........................................... 70

2.3.6. Паутинообразная (codweb) модель.................................... 73

 

2.4. Взаимовыгодность обмена........................................................... 76

2.5. Государственное регулирование рынка..................................... 77

 

2.5.1. Контроль над ценами.......................................................... 77

2.5.2. Фиксирование минимальной цены................................... 78

2.5.3. Фиксирование максимальной цены (ценовой потолок). 79

2.5.4. Налоги................................................................................... 79

2.5.5. Дотации................................................................................ 83

 

2.6. Черный рынок................................................................................ 84

2.7. Очереди.......................................................................................... 86


4______________________________________________ Содержание

Глава 3. Эластичность............................................................................... 90

3.1. Прямая эластичность спроса по цене......................................... 91

3.2. Прямая эластичность спроса по цене и совокупная выручка.. 95

 

3.2.1. Взаимозависимость общей (TR) и предельной выручки (MR)... 99

3.2.2. Правила прямой эластичности спроса по цене............. 100

3.2.3. Влияние рекламы на линию спроса................................ 102

3.2.4. Стоит ли повышать налоги на пиво?............................. 103

 

3.3. Перекрестная эластичность спроса по цене............................. 104

3.4. Прочие виды эластичности спроса........................................... 107

3.5. Эластичность спроса по доходу................................................ 108

3.6. «Голландская болезнь» и фатальная ошибка эпохи Брежнева 111

3.7. Эластичность предложения по цене......................................... 114

3.8. Взаимоотношения коэффициентов эластичности.................. 116

Глава 4. Теория индивидуального потребления....................................... 122

4.1. Количественный подход: теория предельной полезности..... 124

4.1.1. Оптимальное потребление одного блага....................... 128

4.1.2. Предельная полезность и кривая спроса........................ 129

4.1.3. Решение парадокса А. Смита на основе кривых MU... 131

4.1.4. Оптимальная комбинация потребляемых товаров

(второй закон Госсена)..................................................... 132

4.2. Порядковый подход определения полезности......................... 133

4.2.1. Аксиомы порядкового подхода....................................... 134

4.2.2. Зависимость между MRS и MU....................................... 137

4.2.3. Ограничения и исключения............................................. 139

4.2.4. Формализованная запись аксиом..................................... 142

4.3. Бюджетное ограничение............................................................. 143

4.3.1. Ломаные линии бюджетных ограничений.................... 145

4.4. Максимизация ограниченной полезности............................... 147

4.5. Кривая цена-потребление (РСС) и построение кривой спроса 149

4.6. Кривая доход-потребление (ICC) и построение кривой Энгеля 150

4.7. Эффект дохода и эффект замены по Хиксу............................. 152

4.8. Эффект дохода и эффект замены по Слуцкому....................... 156

4.9. Три типа кривых спроса............................................................. 157

 

4.10. Модель потребления Ланкастера.............................................. 158

4.11. Теория выявленных предпочтений........................................... 161

Глава 5. Фирма и теория производства.................................................... 166

5.1. Природа фирмы........................................................................... 167

5.2. Производственная функция....................................................... 170

5.3. Особенности производства........................................................ 171

 

5.3.1. Объем выпуска при разных производственных процессах 172

5.3.2. Объем выпуска при замене факторов............................. 173

5.3.3. Построение производственной функции

с дискретным изменением переменного фактора......... 175


Содержание



5.3.4. Производственная функция с непрерывным изменением

переменного фактора........................................................ 179

5.4. Определение оптимального объема производства

с одним переменным фактором на стадии II........................... 183

5.5. Производственная функция в плановой экономике

(версия Г. А. Явлинского).......................................................... 185

5.6. Длительный период с двумя переменными факторами: изокванты 190

5.7. Эластичность замены.................................................................. 191

5.8. Эффективная комбинация двух переменных факторов......... 193

5.9. Оптимальный объем производства

с двумя переменными факторами, изоклиналь........................ 193

5.10. Однородность производственной функции............................. 194

5.11. Симметричность теорий потребления и производства.......... 198

Глава 6. Издержки производства..................................................... 201

6.1. Альтернативные, частные и общественные издержки........... 203

6.2. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде............ 206

6.3. Кривые издержек в краткосрочном периоде........................... 208

6.3.1. Кривые общих издержек (ТС)

и переменных издержек (VC).......................................... 209

6.3.2. Кривые средних и предельных издержек....................... 210

6.3.3. Соотношение между MP, АР, МС и AVC...................... 212

6.4. Кривые долгосрочных издержек.................................................. 213

6.4.1. Кривая LAC. Проблема неделимости............................. 218

6.4.2. Кривая долгосрочных предельных издержек (LMC).... 221

6.4.3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде...... 222

6.5. Почему Россия не Америка (версия А. П. Паршева).............. 223

Часть II. Анализ рыночной структуры.

Теория цены............................................................................... 225

Глава 7. Анализ рыночной структуры..................................................... 226

7.1. Переменные рыночных структур.............................................. 227

7.2. Основные и неосновные типы рыночных структур............... 231

7.3. Максимизация прибыли и количество продавцов.................. 234

Глава 8. Чистая (совершенная) конкуренция........................................... 237

8.1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска....... 241

8.1.1. Кривая спроса индивидуальной фирмы......................... 242

8.1.2. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие. 244

8.1.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы.............. 247

8.2. Цена и выпуск в долгосрочном периоде.................................. 249

8.2.1. Вход и выход идентичных производителей.................. 250

8.2.2. Изменение размера предприятия..................................... 251

8.2.3. Неоднородные производители........................................ 252

8.2.4. Три вида долгосрочных кривых предложения.............. 255



Содержание


Глава 9. Чистая монополия...................................................................... 259

9.1. Факторы возникновения монополии....................................... 260

9.2. Цена и выпуск в условиях чистой монополии........................ 262

 

9.2.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде..... 262

9.2.2. Монопольная власть и издержки (потери) общества... 266

9.2.3. Отсутствие кривой предложения монополиста............ 268

 

9.3. Максимизация долгосрочной прибыли.................................... 270

9.4. Регулирование монополии........................................................ 272

9.5. Стратегии монополистического ценообразования................. 275

 

9.5.1. Ценовая дискриминация.................................................. 276

9.5.2. Двухэтапная оплата (двуставочные тарифы)................ 282

9.5.3. Ценообразование пиковых нагрузок.............................. 285

9.5.4. Сопутствующие продукты.............................................. 287

 

9.6. Монопсония................................................................................. 289

9.7. Двусторонняя монополия.......................................................... 291

Глава 10. Монополистическая конкуренция............................................. 295

10.1. «Промышленная группа»: единообразие и симметрия.......... 296

10.2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие..............,............. 297

10.3. Эффективность монополистической конкуренции................ 302

10.4. Конкурентные рынки для продуктовых атрибутов................ 304

10.5. Алгебраическая модель монополистической конкуренции.. 305

Глава 11. Олигополия................................................................................ 309

11.1. Экономия масштаба и олигополия............................................ 310

11.2. Теории классической дуополии................................................ 312

 

11.2.1. Теория Курно.................................................................... 312

11.2.2. Теория Штакельберга....................................................... 318

 

11.3. Ценовая проблема олигополии: модель Бертрана................... 321

11.4. Модель ломаного спроса............................................................ 323

11.5. Соперничество и сговор............................................................. 325

11.6. Теория игр и ее применение в рекламной деятельности........ 328

Часть III. Рынки факторов производства......................................... 331

Глава 12. Рынок труда: микроуровень....................................................... 333

12.1. Спрос фирмы на труд на совершенно конкурентном рынке

(один переменный фактор)........................................................ 334

12.2. Спрос фирмы на труд при нескольких переменных факторах

(спрос в долгосрочном периоде)............................................... 335

12.3. Кривая рыночного спроса на труд............................................ 339

12.4. Традиционное построение кривой предложения труда......... 340

12.5. Построение кривой предложения труда методом Л. Роббинс 342

12.6. Определение цены труда и занятости

при совершенной конкуренции................................................ 344


Содержание ____________________________________________ 7

12.7. Экономическая рента и трансфертный доход.......................... 345

12.8. Заработная плата и прибыль

при совершенной конкуренции................................................ 347

12.9. Определение заработной платы на несовершенных рынках. 349

12.10. Двухсторонняя монополия на рынке труда.............................. 354

12.11. Дискриминация на рынке труда................................................ 356

Глава 13. Рынки капитала и земли............................................................. 359

13.1. Прибылемаксимизирующая занятость земли и капитала....... 360

13.2. Спрос на услуги (аренду) капитала........................................... 361

13.3. Предложение услуг (аренды) капитала.................................... 362

13.4. Спрос и предложение капитала для продажи.......................... 365

13.5. Определение рыночной процентной ставки........................... 369

13.6. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы...................... 370

13.7. Земельная рента и цена земли.................................................... 372



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: