УЧЕБНИК ДЛЯВУЗОВ
![]() |
1Y: |
А. С. Селищев
Микроэкономика
Анализ рынка Теория цены ihok и общество
Hi
УЧЕБНИК ЦЛ Я ВУЗОВ
А. С. Селищев Микроэкономика
■» • <■—■—
Анализ рынка
Теория цены
Рынок и общество
Е^ППТЕР*
Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород • Воронеж
Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург • Самара
Киев ■ Харьков • Минск
Александр Сергеевич Селищев МИКРОЭКОНОМИКА
Серия «Учебники для вузов»
Главный редактор Е. Строганова
Заведующий редакцией Л. Волкова
Выпускающий редактор В. Земских
Редактор А. Ермолаенкова
Художественный редактор Р- Яцко
Верстка В. Зассеева
Корректоры М. Одинакова, А. Чекалова
ББК 65.010.3я7 УД 330.101.54(075) Селищев А. С.
С29 Микроэкономика. — СПб:. Питер, 2002. — 448 с: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
ISBN 5-318-00784-8
Микроэкономика и макроэкономика - две составные части экономической теории, или экономики. Вторая книга известного российского автора посвящена именно микроэкономике. Данный учебник существенно дополняет имеющуюся учебную литературу по курсу «Микроэкономика», а та искренняя заинтересованность, с которой автор говорит о предмете и превосходное изложение материала никого не оставят равнодушным.
Книга предназначена для преподавателей вузов и студентов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям.
© Селищев А. С, 2002
© Издательский дом «Питер», 2002
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-318-00784-8
ООО «Питер Принт». 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., д. 67.
Лицензия ИД J* 0I940 от 05.06.00.
Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93, том 2; 953000 - книги и брошюры.
Подписано в печать 02.07.02. Формат 70x100/16. Уел п. л. 36,12. Тираж 5000 экз. Заказ J* 741.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького
Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания н средств массовых коммуникаций.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
Содержание
Об авторе........................................ <....................................................... 8
Условные обозначения........................................................................... 9
Предисловие........................................................................................... 11
Часть I. Основы рыночного анализа................................................. 13
Глава 1. Предмет и метод микроэкономики................................................ 14
1.1. Предмет микроэкономики............................................................ 14
1.2. Экономика и другие науки........................................................... 19
1.3. Роль стоимости (цены) в истории экономической теории....... 21
1.4. «Mainstream» и прочие течения экономической теории........... 24
1.5. Микро-, макро- и мезоэкономика................................................ 27
1.6. Альтернативные издержки,
кривая производственных возможностей (КПВ)...................... 29
1.6.1. Перестройка и реформа в России в рамках модели КПВ 32
1.6.2. Реформы в странах Восточной Азии в рамках модели КПВ 35
1.7. Выбор экономической стратегии государства.................... 36
1.8. Микроэкономическая система............................................... 38
1.9. Метод микроэкономики......................................................... 39
Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие................................ 43
2.1. Функция и линия спроса.............................................................. 43
2.1.1. Парадоксы закона спроса................................................... 47
2.2. Функция и линия предложения................................................... 52
2.3. Взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное равновесие................................................................... 56
2.3.1. Единственность и множественность равновесия............ 60
2.3.2. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах 61
2.3.3. Переход из неравновесного в равновесное состояние.... 64
2.3.4. Изменчивость равновесных состояний............................. 68
2.3.5. Спекуляция и посредничество........................................... 70
2.3.6. Паутинообразная (codweb) модель.................................... 73
2.4. Взаимовыгодность обмена........................................................... 76
2.5. Государственное регулирование рынка..................................... 77
2.5.1. Контроль над ценами.......................................................... 77
2.5.2. Фиксирование минимальной цены................................... 78
2.5.3. Фиксирование максимальной цены (ценовой потолок). 79
2.5.4. Налоги................................................................................... 79
2.5.5. Дотации................................................................................ 83
2.6. Черный рынок................................................................................ 84
2.7. Очереди.......................................................................................... 86
4______________________________________________ Содержание
Глава 3. Эластичность............................................................................... 90
3.1. Прямая эластичность спроса по цене......................................... 91
3.2. Прямая эластичность спроса по цене и совокупная выручка.. 95
3.2.1. Взаимозависимость общей (TR) и предельной выручки (MR)... 99
3.2.2. Правила прямой эластичности спроса по цене............. 100
3.2.3. Влияние рекламы на линию спроса................................ 102
3.2.4. Стоит ли повышать налоги на пиво?............................. 103
3.3. Перекрестная эластичность спроса по цене............................. 104
3.4. Прочие виды эластичности спроса........................................... 107
3.5. Эластичность спроса по доходу................................................ 108
3.6. «Голландская болезнь» и фатальная ошибка эпохи Брежнева 111
3.7. Эластичность предложения по цене......................................... 114
3.8. Взаимоотношения коэффициентов эластичности.................. 116
Глава 4. Теория индивидуального потребления....................................... 122
4.1. Количественный подход: теория предельной полезности..... 124
4.1.1. Оптимальное потребление одного блага....................... 128
4.1.2. Предельная полезность и кривая спроса........................ 129
4.1.3. Решение парадокса А. Смита на основе кривых MU... 131
4.1.4. Оптимальная комбинация потребляемых товаров
(второй закон Госсена)..................................................... 132
4.2. Порядковый подход определения полезности......................... 133
4.2.1. Аксиомы порядкового подхода....................................... 134
4.2.2. Зависимость между MRS и MU....................................... 137
4.2.3. Ограничения и исключения............................................. 139
4.2.4. Формализованная запись аксиом..................................... 142
4.3. Бюджетное ограничение............................................................. 143
4.3.1. Ломаные линии бюджетных ограничений.................... 145
4.4. Максимизация ограниченной полезности............................... 147
4.5. Кривая цена-потребление (РСС) и построение кривой спроса 149
4.6. Кривая доход-потребление (ICC) и построение кривой Энгеля 150
4.7. Эффект дохода и эффект замены по Хиксу............................. 152
4.8. Эффект дохода и эффект замены по Слуцкому....................... 156
4.9. Три типа кривых спроса............................................................. 157
4.10. Модель потребления Ланкастера.............................................. 158
4.11. Теория выявленных предпочтений........................................... 161
Глава 5. Фирма и теория производства.................................................... 166
5.1. Природа фирмы........................................................................... 167
5.2. Производственная функция....................................................... 170
5.3. Особенности производства........................................................ 171
5.3.1. Объем выпуска при разных производственных процессах 172
5.3.2. Объем выпуска при замене факторов............................. 173
5.3.3. Построение производственной функции
с дискретным изменением переменного фактора......... 175
Содержание
5.3.4. Производственная функция с непрерывным изменением
переменного фактора........................................................ 179
5.4. Определение оптимального объема производства
с одним переменным фактором на стадии II........................... 183
5.5. Производственная функция в плановой экономике
(версия Г. А. Явлинского).......................................................... 185
5.6. Длительный период с двумя переменными факторами: изокванты 190
5.7. Эластичность замены.................................................................. 191
5.8. Эффективная комбинация двух переменных факторов......... 193
5.9. Оптимальный объем производства
с двумя переменными факторами, изоклиналь........................ 193
5.10. Однородность производственной функции............................. 194
5.11. Симметричность теорий потребления и производства.......... 198
Глава 6. Издержки производства..................................................... 201
6.1. Альтернативные, частные и общественные издержки........... 203
6.2. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде............ 206
6.3. Кривые издержек в краткосрочном периоде........................... 208
6.3.1. Кривые общих издержек (ТС)
и переменных издержек (VC).......................................... 209
6.3.2. Кривые средних и предельных издержек....................... 210
6.3.3. Соотношение между MP, АР, МС и AVC...................... 212
6.4. Кривые долгосрочных издержек.................................................. 213
6.4.1. Кривая LAC. Проблема неделимости............................. 218
6.4.2. Кривая долгосрочных предельных издержек (LMC).... 221
6.4.3. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде...... 222
6.5. Почему Россия не Америка (версия А. П. Паршева).............. 223
Часть II. Анализ рыночной структуры.
Теория цены............................................................................... 225
Глава 7. Анализ рыночной структуры..................................................... 226
7.1. Переменные рыночных структур.............................................. 227
7.2. Основные и неосновные типы рыночных структур............... 231
7.3. Максимизация прибыли и количество продавцов.................. 234
Глава 8. Чистая (совершенная) конкуренция........................................... 237
8.1. Цены в краткосрочном периоде и определение выпуска....... 241
8.1.1. Кривая спроса индивидуальной фирмы......................... 242
8.1.2. Максимизация прибыли и краткосрочное равновесие. 244
8.1.3. Точка закрытия и кривая предложения фирмы.............. 247
8.2. Цена и выпуск в долгосрочном периоде.................................. 249
8.2.1. Вход и выход идентичных производителей.................. 250
8.2.2. Изменение размера предприятия..................................... 251
8.2.3. Неоднородные производители........................................ 252
8.2.4. Три вида долгосрочных кривых предложения.............. 255
Содержание
Глава 9. Чистая монополия...................................................................... 259
9.1. Факторы возникновения монополии....................................... 260
9.2. Цена и выпуск в условиях чистой монополии........................ 262
9.2.1. Максимизация прибыли в краткосрочном периоде..... 262
9.2.2. Монопольная власть и издержки (потери) общества... 266
9.2.3. Отсутствие кривой предложения монополиста............ 268
9.3. Максимизация долгосрочной прибыли.................................... 270
9.4. Регулирование монополии........................................................ 272
9.5. Стратегии монополистического ценообразования................. 275
9.5.1. Ценовая дискриминация.................................................. 276
9.5.2. Двухэтапная оплата (двуставочные тарифы)................ 282
9.5.3. Ценообразование пиковых нагрузок.............................. 285
9.5.4. Сопутствующие продукты.............................................. 287
9.6. Монопсония................................................................................. 289
9.7. Двусторонняя монополия.......................................................... 291
Глава 10. Монополистическая конкуренция............................................. 295
10.1. «Промышленная группа»: единообразие и симметрия.......... 296
10.2. Краткосрочное и долгосрочное равновесие..............,............. 297
10.3. Эффективность монополистической конкуренции................ 302
10.4. Конкурентные рынки для продуктовых атрибутов................ 304
10.5. Алгебраическая модель монополистической конкуренции.. 305
Глава 11. Олигополия................................................................................ 309
11.1. Экономия масштаба и олигополия............................................ 310
11.2. Теории классической дуополии................................................ 312
11.2.1. Теория Курно.................................................................... 312
11.2.2. Теория Штакельберга....................................................... 318
11.3. Ценовая проблема олигополии: модель Бертрана................... 321
11.4. Модель ломаного спроса............................................................ 323
11.5. Соперничество и сговор............................................................. 325
11.6. Теория игр и ее применение в рекламной деятельности........ 328
Часть III. Рынки факторов производства......................................... 331
Глава 12. Рынок труда: микроуровень....................................................... 333
12.1. Спрос фирмы на труд на совершенно конкурентном рынке
(один переменный фактор)........................................................ 334
12.2. Спрос фирмы на труд при нескольких переменных факторах
(спрос в долгосрочном периоде)............................................... 335
12.3. Кривая рыночного спроса на труд............................................ 339
12.4. Традиционное построение кривой предложения труда......... 340
12.5. Построение кривой предложения труда методом Л. Роббинс 342
12.6. Определение цены труда и занятости
при совершенной конкуренции................................................ 344
Содержание ____________________________________________ 7
12.7. Экономическая рента и трансфертный доход.......................... 345
12.8. Заработная плата и прибыль
при совершенной конкуренции................................................ 347
12.9. Определение заработной платы на несовершенных рынках. 349
12.10. Двухсторонняя монополия на рынке труда.............................. 354
12.11. Дискриминация на рынке труда................................................ 356
Глава 13. Рынки капитала и земли............................................................. 359
13.1. Прибылемаксимизирующая занятость земли и капитала....... 360
13.2. Спрос на услуги (аренду) капитала........................................... 361
13.3. Предложение услуг (аренды) капитала.................................... 362
13.4. Спрос и предложение капитала для продажи.......................... 365
13.5. Определение рыночной процентной ставки........................... 369
13.6. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы...................... 370
13.7. Земельная рента и цена земли.................................................... 372