Конспект занятия в ГПД для учащихся 2 класса
По теме
" В гостях у сказки"
Подготовила воспитатель: Осипова Я.Е.
2021г.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках в игровой форме.
Задачи:
- развивать мышление, наблюдательность, смекалку, речь, эмоциональную сферу;
- формировать ответственность, умение работать в группе и самостоятельно.
-развить способность восприятия детской литературы
- находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков
-помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.
Ход занятия:
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем необычное занятие. Чем оно необычное вы узнаете сейчас. Я раздам вам картинки, которые разрезаны на части. Вам надо их собрать. Что изображено на этих картинках? Правильно, сюжеты из сказок.
Любят сказки все на свете
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть,
Сказки могут душу греть.
Ребята, а вы любите сказки? И я люблю. Сказки любят дети и взрослые. По сюжетам сказок ставятся спектакли, мультфильмы и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
А вы знаете, почему сказки называют народными? Верно, такие сказки придумал народ. И передавал их из уст в уста, из поколения в поколение.
Сказки на Руси рассказывались с древнейших времен. Содержание каждой сказки составляет борьба правды с ложью, добра со злом. И как всегда в сказках добро побеждает зло. Сказку нередко наполняют разные чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку, то гуси-лебеди крадут братика у сестры, то непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, стал козленочком.
Сказки - древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости.
Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространённые источники информации. Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего.
Сказки бывают разные. Самые древние – сказки о животных. Когда–то люди верили, что каждый род произошёл от определённого животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Однако постепенно человек освобождался от страха, и на смену ему приходил смех. Животные наделялись качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей – жадность, глупость, лень.
Сказки подразделяются на несколько групп, для каждой из которых характерны свои действующие лица и свой сюжет. Сюжет - развитие действия, ход событий.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса.
И вот сегодня мы совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с их героями.
Я знаю, что вы все очень любите сказки, и сейчас я вам предлагаю отправиться в чудесный мир волшебства, в мир сказок. Узнаем, хорошо ли вы знаете сказки, умеете ли правильно отвечать.
Сегодня мы с вами и вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у их героев.
1."По опорным словам угадай сказку!"
Ребята делятся на две - три команды. Педагог раздает напечатанные слова, командам необходимо отгадать сказку. Когда ответы будут готовы, команда поднимает руку. Из каждой команды по очереди дети читают слова и говорят ответ.
Осел, шляпа, сапоги, поле, замок («Кот в сапогах»)
Дорога, разбойники, музыка, дружба («Бременские музыканты»)
Тыква, тюрьма, налоги, слезы, генералы («Чиполлино»)
Бабушка, пирожки, лес, дровосеки, веревочка («Красная шапочка»)
Нора, крыло, эльф, цветок, ласточка, полевая мышь («Дюймовочка»)
Брат, сестра, яблонька, гуси, Баба – Яга, печка («Гуси - лебеди»)
Солнце, снег, стекло, зеркало, утро, роза, олень («Снежная королева»)
Лебедь, яйцо, мечта, вода, утка, мороз («Гадкий утенок»)
Петух, зёрнышко, корова, кузнец, курочка («Петушок и бобовое зернышко»)
Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц («Русалочка»)
Если ребята согласны "хлопают в ладоши", если нет " топают", поднимают руку отвечают правильно.
2. "Дополни имя сказочного героя "
Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете. Каждому по очереди задаю по вопросу.
Курочка… (ряба)
Царевна … (лягушка)
Василиса … (Прекрасная или Премудрая)
Петушок … (Золотой гребешок)
Иванушка … (Дурачок)
Сивка … (Бурка)
Финист … (Ясный сокол)
Баба … (Яга)
Маленькая девочка«Дополни имя»
Кощей – Бессмертный
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Снежная - Королева
Мороз – Красный нос, Иванович
Маша и – Медведь
Мальчик – С пальчик
Составьте названия русских народных сказок, используя данные буквы. Буквы можно повторять. Буквы написаны на доске. По командам.
Е Н С Г А Р К П Т М У В И О Ч Б Л Я Ь Д
(ТЕРЕМОК, КУРОЧКА РЯБА, СНЕГУРОЧКА, РЕПКА, РУКАВИЧКА, КОЛОБОК, МАША И МЕДВЕДЬ)