Не по себе начетчикам седым
Экономического факультета:
Идет переустройство кабинета
Марксизма-ленинизма. Ломка, дым
Столбом! «Ни одного не пощадим
Осточертевшего авторитета!»
И смотрит Маркс, вниз головой, с портрета
В глаза ниспровергателям своим:
«А я и не сержусь на вас, ребята,
Я доказал отчетливо весьма,
Что личность, в сущности, не виновата,
История творит себя сама,
И вы запрограммированы тоже...
Какими будут те, что помоложе?» (1999)
Илья Фоняков
Экономическая наука прошла в своем развитии несколько этапов. На первом этапе, начало которого по понятным причинам определить затруднительно, осуществлялась медленная накопительная и подготовительная работа к формированию экономической науки. Люди приобретали опыт хозяйственной деятельности, пытались производить определенные обобщения.
На втором этапе (последняя треть XVIH-конец XIX в.) возникла собственно экономическая наука, получившая название политическая экономия. Это был период развития классической экономической школы, связанной с именами У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и других выдающихся экономистов.
В конце XIX в. произошла маржиналистская революция, и экономическая наука вступила в третий этап своего развития (1890-1930-е гг.), этап доминирования неоклассической школы.
В 1930-е гг. в экономической науке произошла еще одна революция — кейнси-анская, в результате которой в экономической теории выделились микро- и макроэкономика — четвертый этап развития экономической науки, этап преобладания кейнсианской школы.
Наконец, в 1970-е гг. произошла так называемая монетаристская контрреволюция, и экономическая теория вступила в пятый этап своего развития.1 Данные
|
1 Четвертый и пятый этапы развития экономической теории связаны с выделением макроэкономики. Макроэкономика, являющаяся составной частью экономической теории, изучается в качестве отдельного курса. См., например, СелищевА. С. Макроэкономика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001.
Глава 1. Предмет и метод микроэкономики
пять этапов проделала в своем развитии экономическая теория основного течения, или, как принято ныне называть, mainstream (рис. 1.3).
Теория «основного течения» («mainstream») изучается в преобладающем большинстве высших учебных заведений мира. Эта наука имеет англосакское происхождение: основы ее заложены англичанами У. Петти и А. Смитом.
Ранние социалистические доктрины | Экономия (oucovo|iia) | ||||||||||||||
' | |||||||||||||||
Марксистская политическая экономия | Классическая политическая экономия | Историческая школа | |||||||||||||
V | |||||||||||||||
Неоклассический ЭКОНОМИКС (economics) | |||||||||||||||
Институционализм | |||||||||||||||
> | Г | ||||||||||||||
Кейнсианство | |||||||||||||||
> | Г | г | |||||||||||||
Микроэкономика | Макроэкономика | - | |||||||||||||
А | |||||||||||||||
Монетаризм | J | ||||||||||||||
МАРКСИЗМ | | \ «МА | IN | 'REA | М» | «ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ» | ||||||||||
Рис. 1.3. Три основных течения экономической теории
|
В настоящее время наиболее влиятельные школы данного течения сосредоточены в США и Британии, хотя все больший авторитет приобретают школы континентальной Европы, Японии и Китая. Теория «основного течения» создавалась и продолжает развиваться в ведущих экономических державах мира, а потому отражает прежде всего экономическую специфику «центра» мировой цивилизации, т. е. высокоразвитой экономики. В свое время теория А. Смита приобрела непререкаемый авторитет на Западе во многом потому, что она выражала интересы прежде всего прогрессивной английской промышленной буржуазии. То же самое можно сказать и о Маршалле — теоретике маржинализма, Дж. М. Кейнсе — теоретике кейнсианства, М. Фридмане — теоретике монетаризма. Все они выражали интересы прежде всего самых передовых кругов бизнеса лидирующих экономических стран.
Однако мировое пространство неоднородно. Помимо сравнительно благополучного экономического центра существует и гораздо менее благополучная эко-
Часть I. Основы рыночного анализа
номическая периферия. Общество также неоднородно. Оно состоит из разных классов и социальных групп, интересы которых совпадают не всегда и не во всем. Экономическое развитие отнюдь не прямолинейно. Совершая циклическое развитие, каждое общество наряду с периодами процветания познает и горечь депрессии. «Основное течение» создавалось в относительно благополучном «экономическом центре» мировой цивилизации: Британии и США. Поэтому теория «основного течения» описывает в основном «экономику центра». «Экономика периферии» далеко не всегда и во всем отвечает моделям, разрабатываемым «основным течением». Именно в этом заключается основная причина попыток создания альтернативных «основному течению» теорий. Прежде всего это касается теории марксизма.
|
Как уже говорилось, одним из идеологических источников марксистской политической экономии является теория трудовой стоимости Д. Рикардо. Карл Маркс довел эту теорию до крайних выводов, заявив, что единственным фактором создания благ является труд, а значит единственным создателем всего богатства является рабочая сила и ее конкретный носитель — пролетариат. Отсюда и основная идея марксизма — «экспроприация экспроприаторов», т. е. ликвидация класса предпринимателей и собственников капитала.
Соответственным образом марксисты трактуют и предмет политической экономии. Если для классиков (А. Смита и Д. Рикардо) политэкономия — это наука о богатстве, для неоклассиков экономика — это наука о рациональном поведении субъектов по поводу редких благ, то для марксистов политическая экономия — это наука о системе объективных экономических отношений между классами людей, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.
До 1991 г. марксистская политическая экономия являлась вторым по влиятельности экономическим учением в мире, она преподавалась в вузах всех социалистических стран (примерно 1/3 населения Земли). В настоящее время эта теория широко изучается в Китае, Вьетнаме, Северной Корее и на Кубе (примерно 1/5 населения Земли). При этом в Китае и во Вьетнаме преподавание марксистской политической экономии осуществляется наравне с экономикой «основного течения», т. е. с традиционными микро- и макроэкономикой.
Кроме «основного течения» и марксизма следует упомянуть о «третьем течении». Речь идет о конгломерате институциональных теорий, которые принято называть «институциональной экономикой» (см. рис. 1.3). Истоки институциональной экономики связывают с немецкой исторической школой, а также с творчеством Т. Веблена, Дж. Коммонса и У. Митчелла. Современный институциона-лизм не представляет собой единой и целостной экономической теории, как «mainstream» и марксизм. Существенные компоненты институциональной теории беспорядочно разбросаны в потоке экономических публикаций. Основные черты этого течения таковы.
A. Современная институциональная экономическая теория трактует марксизм
и неоклассику как частные случаи некой глобальной экономической теории.
B. Институционализм не воспринимает «цену» в качестве центральной катего
рии экономической науки и связующего звена всей экономической системы. В ин
ституциональной экономике цена низводится до одного из многих факторов.
Глава 1. Предмет и метод микроэкономики
C. В отличие от «основного течения» институционализм избегает широко ис
пользовать математический аппарат.
D. Если «основное течение» ставит во главу угла «рациональное поведение»
индивидов (домохозяйства максимизируют полезность, фирмы — прибыль, госу
дарство — народное благосостояние), то институционалистов интересует моти
вация поведения. При этом подразумевается, что эта мотивация отнюдь не обяза
тельно должна быть рациональной.
В отличие от «основного течения» институционалисты не признают понятие «экономического человека»1, считая его надуманным и оторванным от реальной жизни. «Экономического человека» они заменяют «социологическим человеком», т. е. человеком в конкретной ситуации общественных отношений. Таким образом, институциональную экономику можно определить как науку, изучающую экономическое поведение через призму стереотипов социальных агентов.
В последние годы популярность институциональной экономики возрастает. Она преподается во многих высших учебных заведениях Европы, Америки, Японии и Китая. В России в конце последнего десятилетия XX в. также появились первые учебники по этой дисциплине.2