— Сегодня сэкономил пять копеек!
—А как ты смог?
—Да за трамваем вслед ^эежал!
—Не перевелись еще умняги на Руси! Широк твой ум — воистину как поле.
—То что-о! Еще бы было боле, Когда б бежал я следом за такси!
М. Н. Лнпилогов (1993)
Перед каждым экономическим агентом стоят вопросы: что, как, для кого и когда производить (или потреблять). Микроэкономика решает эти задачи при помощи модели кривой производственных возможностей (КПВ).
КПВ дает представление о четырех понятиях:
1) об ограниченности (редкости) ресурсов;
2) об эффективности экономики;
3) об экономическом выборе;
4) об альтернативных издержках.
Часть I. Основы рыночного анализа
На осях координат (рис. 1.4) отложены значения прямых и косвенных благ. Мы можем обозначить на осях любые пары благ: пушки-масло, одежда-еда, пшеница-вино. Более того, мы могли бы изобразить систему трех измерений с тремя благами (но тогда получили бы не КПВ, а плоскость производственных возможностей). Однако мы живем в трехмерном пространстве, а потому не способны представить пространство с большим (чем три) числом измерений. Да в этом и нет особой необходимости. Ведь можно представить совокупность всей товарной массы, выделив из нее один товар, а все остальные представить в качестве другого товара, т. е. ограничиться моделью двухмерного пространства. Итак, рассмотрим двухмерную модель.
Средства
производства
(косвенные
блага)
Предметы потребления (прямые блага)" Рис. 1.4. Кривая производственных возможностей
Кривая производственных возможностей, изображенная на рис* 1.4, иллюстрирует комбинации максимальных объемов получаемых благ (точки А, В, С, Da т. д.).
Любая точка на КПВ называется эффективной: она представляет комбинацию благ, при которой невозможно увеличить производство одного блага без соответствующего сокращения производства другого.
|
Любая точка, находящаяся внутри КПВ (в нашем случае точка F), не является эффективной, поскольку в данном случае увеличение одного блага может происходить при увеличении другого (производственные мощности экономической системы не загружены).
Напротив, любая точка (например Е), находящаяся вне КПВ, является недосягаемой, так как данная экономическая система не обладает достаточными мощностями.
Принцип эффективного распределения экономических благ получил наименование Парето-зффективности.
Парето-эффективность — это такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий и при этом более не способно увеличить какую-либо долю в полученном результате, не сократив другую.
Глава 1. Предмет и метод микроэкономики
В частном случае мы могли бы вместо КПВ с нашими точками А, В, С, D изобразить КПВ в виде отрезка прямой AD. Прямой вид КПВ свидетельствует о том, что увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Это свидетельствует о полной взаимозаменяемости двух благ. Однако в действительности такая ситуация практически не возникает. В реальной жизни блага одной отрасли производства, как правило, не обладают способностью абсолютно заменять собою блага другой отрасли. Это можно пояснить следующим образом: при увеличении производства предметов потребления на одну единицу (см. рис. 1.4) мы вынуждены жертвовать все большим сокращением производства средств производства. К примеру, при увеличении производства предметов потребления с 8 до 9 ед. необходимо сократить производство средств производства с б до 5 ед. Но с увеличением первых с 9 до 10 ед. необходимо сократить вторые с 5 до 3,9 ед. И далее, увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину. Это свидетельствует о существовании закона возрастающих альтернативных издержек, действие которого объясняет выпуклую форму КПВ.
|
Закон возрастающих альтернативных издержек: чтобы получить больше блага одного вида в данный период времени, общество должно жертвовать все возрастающим количеством другого блага.
Альтернативные (вмененные) издержки (opportunity costs) — это количество одного блага, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого блага.
Уменье жить — совсем не в множестве
Ненужных дел, ненужных встреч
И не в сознаньи их ничтожества,
А в том, чтоб лишнее отсечь. (1997)
С. Богуславский
Для старшего поколения теоретиков-экономистов термин альтернативные издержки весьма непривычен. Дело в том, что классическая политическая экономия, в том числе и марксистская, привыкла иметь дело с категорией издержек производства, основанной на теории трудовой стоимости. Согласно теории трудовой стоимости, товар А стоит в два раза больше товара В, если для производства товара А требуется затратить в два раза больше общественно-необходимого труда, т. е. труда, обладающего средними показателями для данного общества. В настоящее время издержки такого вида называются бухгалтерскими. Современная же экономическая теория использует категорию именно альтернативных издержек. Рассмотрим понятие альтернативных издержек на конкретном примере.
|
Дано. Иванов, Петров и Сидоров желают совершить путешествие из Петербурга в Москву. Путешествовать можно либо поездом, либо самолетом. Билет на поезд стоит 100 р., время переезда —8 ч. Билет на самолет стоит 250 р., время переезда — 3 ч.
Иванов зарабатывает 20 р. в ч, Петров — 30 р., а Сидоров — 50 р.
Найти. Какой вид транспорта должен избрать каждый путешественник?
Решение. Неизбежные потери (издержки) времени составят 3 ч (при полете самолетом), а предельные — 8 - 3 = 5 ч.
Часть I. Основы рыночного анализа
Неизбежные потери (издержки) денег составят 100 р., а предельные — 250 --100 = 150 р. Чтобы решить задачу, надо сопоставить предельные издержки и предельные выгоды, т. е. выяснить: сколько может заработать каждый из путешественников за 5 ч, а также во что это им обойдется. Сопоставим предельные издержки (marginal costs) и предельные выгоды (marginal benefits) при помощи табл. 1.1.
Таблица 1.1 Сопоставление предельных выгод (MB) и предельных издержек (МС)
Предельные выгоды, т. е. заработок за 5 ч (MB) | Предельные издержки или разница между стоимостью проезда самолетом и поездом (МС) | Сопоставление предельных выгод и предельных издержек | Принятие решения | |
Иванов | 20 р. • 5=100 р. | 250 - 100 = 150 | МВ<МС | Ехать поездом |
Петров | 30 р. ■ 5-150 р. | 250 - 100 = 150 | МВ = МС | Все равно |
Сидоров | 50 р. • 5=250 р. | 250 - 100 = 150 | МВ>МС | Лететь самолетом |
Как видно из табл. 1.1, Иванов, зарабатывающий 20 р. в ч, сможет заработать за 5 ч предельного времени 100 р., что меньше предельных издержек (150 р.). Поэтому Иванову лучше ехать поездом.
Петров зарабатывает 30 р. в ч и за 5 ч сможет заработать 150 р., что равно предельным издержкам. Поэтому Петрову все равно: ехать на поезде или лететь самолетом. В данном случае принятие решения будет определяться неэкономическими параметрами. Петров может предпочесть поезд из-за нелюбви к самолету или наоборот и т. п.
Высокооплачиваемому Сидорову лучше всего лететь самолётом, так как за 5 ч он сможет заработать 250 р., что больше предельных издержек.
Вывод: принятие оптимального решения осуществляется при сопоставлении предельных выгод (MB) и предельных издержек (МС). Этот важный принцип является ключевым на протяжении всего курса микроэкономики.