Влияние архитектуры на мышление дошкольников




Содержание

 

Введение

. Влияние архитектуры на мышление дошкольников

. Особенности изучения архитектуры дошкольниками

. План-конспекты занятий

Заключение

Используемая литература

 


Введение

 

Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Общение с архитектурой делает ребенка отзывчивым красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности, художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности, являются толчком к самостоятельной творческой деятельности.

В эстетике и искусствознании вопросы о сущности архитектуры и ее ценности в социально-эстетическом плане рассмотрены в исследованиях И.А. Бартенева, Г.Б.Бархина, А.К.Бурова и других. Определение значения архитектуры в эстетическом воспитании и художественно-творческом развитии мы находим в работах Б.М. Неменского, Н.П. Сакулиной и других.

Цель работы - изучить особенности ознакомления дошкольников с архитектурой.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

выявить влияние архитектуры на мышление дошкольников;

рассмотреть особенности изучения архитектуры дошкольниками;

разработать занятия для дошкольников.

Методологической основой исследования являются труды следующих авторов: Е.Л. Заславского, С.П. Юрченко, Л.В. Яхнина и др.

 


Влияние архитектуры на мышление дошкольников

 

Активизация художественно-творческого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой возможно при следующих условиях:

поэтапном формировании у детей начальных знаний об архитектуре как особом виде искусства;

взаимосвязи восприятия искусства и продуктивного детского творчества;

предоставление детям возможности использовать полученные знания в различных видах художественно-творческой деятельности;

использовании разнообразных форм и методов ознакомления с архитектурой, развития художественно-творческих способностей детей.

Долгое время вопросы использования архитектуры рассматривались исследователями в рамках краеведческой и экскурсионной работы. Особенно плодотворно в развитии методики "архитектурных экскурсий" был период 20-30-х годов. В это время в научной и методической литературе активно разрабатывались идеи использования художественных памятников родного края как инструменты просвещения народа, его нравственного, патриотического, эстетического воспитания. В ряде работ отмечено, что использование архитектуры открывает широкие возможности для обучения детей изобразительной деятельности и конструированию. С.П. Юрченко отмечает, что ознакомление с архитектурой обогащает содержание детских работ, способствуют формированию творческих замыслов. При восприятии произведений архитектуры у дошкольников возникают разнообразные эмоциональные переживания, появляется стремление к творческой деятельности.

Для старших дошкольников характерны неполные и поверхностные представления об основных свойствах архитектурных сооружений, их конструктивных особенностях, средствах художественной выразительности. У дошкольников практически отсутствуют знания о профессии архитектора, при восприятии архитектурных объектов они затрудняются в выделении особенностей объемной композиции. Дети не анализируют форму основной части, ее величину, соотношение целого и частей. Как правило, внимание дошкольников привлекают наиболее яркие элементы конструкции и отдельные детали декоративного убранства. Выявлена зависимость уровня творческих проявлений детей от степени сформированности представлений об архитектуре. Дети, имеющие достаточно полные и правильные представления об архитектуре, обнаруживают средний и высокий уровни художественно-творческих проявлений. У детей с неполными и неправильными представлениями, соответственно, отмечается низкий уровень решения художественно-творческих задач. В рисунках старших детей в основном представлены два типа графических изображений зданий и сооружений. Первый характеризуется примитивным, схематичным изображением сооружения в целом и его частей. Основной объем постройки представляет квадрат или прямоугольник, крыша изображается в виде треугольника или усеченной трапеции. Для второго способа характерно усложнение приемов передачи строения сооружения. Создаваемые образы имеют сложные силуэты, дополняются разнообразными элементами декоративного оформления. Отмечаются случаи передачи пространственного оформления сооружения с помощью прорисовки центрального и бокового фасадов.

Средства архитектуры в практике работы дошкольных учреждений используются крайне редко, в основном с целью формирования представлений об окружающем мире, как методический прием на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию. Лишь немногие воспитатели обращаются к произведениям архитектуры для решения задач эстетического воспитания, направляя работу на формирование у детей способности замечать красоту архитектурного сооружения, воспринимать образно-выразительные средства искусства архитектуры.

Таким образом, изучение архитектуры способствует развитию творческих способностей дошкольников. Модель процесса художественно-творческого развития детей посредством ознакомления с архитектурой состоит из 3 взаимосвязанных звеньев: обогащение опыта эмоционально-эстетического восприятия произведений архитектуры; формирование начальных представлений об архитектуре, образном характере произведений зодчества; стимулирование художественно-творческой деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: