Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие




Центрального рынка дневные весы.

Что делают в эти ночные часы?

Что они взвешивают, когда

Месяц лукавый в небе ночном?

Так же обманывают ночью,

Как обманывали днем? (1967)

Марис Чаклайс

В предыдущих параграфах данной главы мы выяснили, что линия спроса де­монстрирует множество максимальных цен, при которых потребители готовы купить каждое данное количество благ, а линия предложения — множество ми­нимальных цен, по которым продавцы согласятся продать каждое данное количе­ство благ. На рис. 2.12 линия спроса рассекает рыночное пространство на две зоны (левая нижняя и правая верхняя).

Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне {рынок покупателя), так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недо­ступны.

На рис. 2.13 линия предложения разбивает рыночное пространство на две иные зоны. И продавцу выгодно совершать сделки (продавать) лишь в левой верх­ней зоне {рынок продавца), но убыточно — в правой нижней, ибо линия предло­жения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.


Глава 2, Спрос и предложение. Рыночное равновесие



 



 


 


Рис. 2.12. Рынок покупателя


Рис. 2.13. Рынок продавца


Наложим теперь рис. 2.13 на 2.12 и получим рис. 2.14, который демонстрирует взаимодействие спроса и предложения. И покупателю, и продавцу одновременно выгодно совершать сделки лишь в зоне АЕС. Данная зона демонстрирует все воз­можные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей (собственно рынок). Любая точка, принадлежащая пространству АЕС, может выражать сделку купли-продажи. При этом все точки, кроме одной, на пространстве АЕС характеризуют неоптимальные условия обме­на, т. е. такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка Е, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для по­купателя одновременно.

О Q

Рис. 2.14. Рынок продавца-покупателя

На рис. 2.15 точка пересечения линии спроса и предложения (Е) называется точкой равновесия (equilibrium — лат.). Цена Р* — равновесная цена, т. е. цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.

С другой стороны, объем Q* называется равновесным объемом, т. е. величи­ной товарной массы, при котором спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил.



Часть I. Основы рыночного анализа


Любое движение от точки равновесия приводит в действие силы, которые стремятся вернуть систему к равновесию. Таким образом, мы можем определить равновесную цену, как ту, которая, будучи достигнута однажды, будет поддержи­ваться и в дальнейшем. Это справедливо как для равновесной цены, так и для равновесного объема.

О &QF Q* OF Q? Q

Рис. 2.15. Иллюстрация статического рыночного равновесия

Если цена на товар превысит равновесную (например, до уровня Р{), то сло­жится ситуация излишка товарной продукции. В самом деле, при такой цене спрос покупателей составит величину 0—Q?, а величина предложения Q-QB. Та­ким образом, излишек товарной продукции составил величину АВ или Q? - QB. Однако в условиях рыночной конкуренции долго такая ситуация продолжаться не может: продавцы начнут сокращать объем производства — предложение товара и (или) снижать цену своей продукции. С другой стороны, покупатели начнут уве­личивать закупки товаров при снижающемся спросе. В конце концов, экономика вернется в ситуацию равновесия (при цене Р* и объеме товара Q*).

Напротив, если цена на товар упадет ниже равновесной, то возникнет ситуа­ция дефицита, равного величине CF(QC - (У), который, однако, также не будет долговременным в условиях рыночной конкуренции.

Вернемся к нашим кривым спроса (2.3) и предложения (2.8) в линейной форме.

Приравняв цену спроса к цене предложения:

а - bQ = с + dQ, получим значение равновесного объема:


Q*


а-с ~b + d'


(2.9)


 


Равновесная цена спроса (и предложения) равна:

P* = a-b-

а-с ad + bc

b+d b+d


(2.10)


Глава 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие



Рассмотрим теперь две особые равновесные ситуации (рис. 2.16-2.17). На рис. 2.16 F— точка пересечения линий спроса и предложения (при цене Р1 и нуле­вом объеме производства Q = 0). Такое равновесие называется краевым.

\ Субсидии

_ Jl- - - *

0 Q

Рис. 2.16. Краевое равновесие: новая и (или) слишком дорогая продукция

о a a q

Рис. 2.17. Краевое равновесие: бесплатное благо

Подобная ситуация означает, что производство данного товара технически воз­можно, однако спроса на него нет. В этих условиях могут оказаться производители новой и дорогой продукции. Если государство просубсидирует этих производите­лей и линия предложения опустится (как это изображено пунктирной линией), то покупатели найдутся и их будет тем больше, чем крупнее объем дотаций.

Со временем производители могут увеличить эффективность своего произ­водства и необходимость в дотациях отпадет, так как при увеличении эффектив­ности производства линия предложения смещается вправо и вниз.



Часть I. Основы рыночного анализа


В другом случае краевого равновесия (рис. 2.17) линии спроса и предложения пересекаются на оси абсцисс. Такие блага являются бесплатными, т. е. «неэконо­мическими», о чем уже шла речь в первой главе.

Превращение неэкономического блага в экономическое может произойти, во-первых, в результате резкого смещения линии спроса вправо. К примеру, успеш­ная реклама чистейшей байкальской воды и ее продажа на рынке.

Во-вторых, неэкономическое благо может стать экономическим, если линия предложения сместится резко влево. Примером может служить вода в пустыне.

В отличие от случаев краевого равновесия нормальное пересечение линии спроса и предложения принято называть внутренним равновесием.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: