Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
ИГРЫПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.
Календарно-тематическое планирование по предмету «Ритмика», 3 класс
№ | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание |
Введение | Знать правила поведения и технику безопасности на уроке ритмике | Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на уроке ритмике | Комбинированный | Текущий | Спортивная форма | |||
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией | Уметь выполнять ходьбу с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину | Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину | Комбинированный | Текущий | Выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ), спортивная форма | |||
Перестроение из одного круга в два | Уметь перестраиваться из одного круга в два, три отдельных маленьких круга | Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг | Комбинированный | Текущий | Выполнять общеразвивающие упражнения (ОРУ) | |||
Общеразвивающие упражнения | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Повторение элементов танца по программе 2 класса | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Построение в колонны по три | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; выполнять построение в колонны по три | Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два, три. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Перестроение из колонны тройками в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Шаг на носках, шаг польки | Уметь самостоятельно выполнять шаг на носках, шаг польки | Шаг на носках, шаг польки. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнение для кистей рук с барабанными палочками. Игры под музыку | Уметь выполнять упражнения для кистей рук с барабанными палочками | Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением | Комбинированный | Текущий | Выполнять танцевальные упражнения | |||
Широкий, высокий бег | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег бег | Комбинированный | Текущий | Выполнять танцевальные упражнения | |||
Сильные поскоки, боковой галоп | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Элементы русской пляски | Уметь | Элементы русской | Комбинир | Текущий | ОРУ | |||
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | пляски. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный широкий бег, высокий бег | ованный | ||||||
Движения парами: боковой галоп, поскоки | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Движения парами: боковой галоп, поскоки Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | Выполнять пружинящий шаг | |||
Основные движения народных танцев | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Основные движения народных танцев. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением | Комбинированный | Текущий | Выполнять танцевальные упражнения | |||
Дружные тройки. Полька. | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Дружные тройки Движения парами, тройками: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением | Комбинир ованный | Текущий | ОРУ | |||
Игры под музыку | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Игры под музыку | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Элементы украинской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек) | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Парная пляска. | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения чешских народных танцев | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на координацию движений | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе | Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Притопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот | Комбинированный | Текущий | Упражнения на координацию движений | |||
Исполнение различных ритмов на барабане и бубне | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне, барабане | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Игры под музыку | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на расслабление мышц | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Основные движения пляски мальчиков | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на расслабление мышц | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе | Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону | Комбинированный | Текущий | Выполнять упражнения на расслабление мышц | |||
Танец с хлопками | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Танец с хлопками. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на координацию движений | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе | Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и притопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Притопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на расслабление мышц | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Основные движения карельских народных танцев | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на расслабление мышц | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе | Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Русская народная мелодия | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | Упражнения на координацию движений | |||
Игры под музыку | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе | Основные движения украинских народных танцев | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять танцевальные движения | |||
Игры под музыку | Уметь легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на координацию движений | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на координацию движений в определенном ритме и темпе | Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и притопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Притопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять упражнения на координацию движений | |||
Движения парами | Уметь самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам | Танцевальные движения польки | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять танцевальные упражнения | |||
Движения парами | Уметь выполнять танцевальные упражнения парами | Движения парами: поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед | Комбинированный | Текущий | ОРУ, выполнять поскоки | |||
Игры под музыку | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения; ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями | Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Упражнения на расслабление мышц | Уметь соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять упражнения на расслабление мышц в определенном ритме и темпе | Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону | Комбинированный | Текущий | ОРУ | |||
Резерв |