Тема: Музыкальные инструменты: струнные смычковые




 

Сначала я расскажу вам одну легенду. Однажды по улице итальянского города Кремона шел волшебник. Из окна одного дома он услышал прекрасные звуки. Войдя в дом, волшебник увидел юношу, который играл на только что изготовленной им скрипке.

- Подари мне эту скрипку, и я исполню любое твое желание.

Юноша был молод, и ему хотелось жить вечно. Но волшебник поставил одно условие:

- Ты должен сделать еще девятьсот девяносто девять таких же прекрасных инструментов, но на тысячном ты умрешь.

Шли годы. Мастер работал, делал скрипки, альты, виолончели, гитары. Когда их количество стало подходить к тысяче, он заболел. Тогда мастер собрал своих сыновей и учеников, рассказал им о пророчестве и добавил:

- Я считаю, что волшебник выполнил свое слово. Я сделал тысячу музыкальных инструментов, я отдал им свою душу, всю свою жизнь. Мои инструменты будут жить, а вместе с ними буду жить и я.

Вы, конечно, догадались, что эта легенда о замечательном итальянском скрипичном мастере Антонио Страдивари. Он действительно изготовил около тысячи музыкальных инструментов, многие из которых живы и сейчас. В них поет душа мастера.

Предшественницей скрипки – была виола - итальянцы называли виолой фиалку и анютины глазки (по внешнему виду и некоторым приемам игры ее можно считать предшественницей струнных; количество струн доходило до семи; расположены они были близко друг к другу). Разновидность виолы – виола да гамба; по технике игры была похоже на виолончель, ее также держали при игре; гамба в переводе с итальянского означает «нога». А также – виола д, амур – виола любви. Она обладала мягким, нежным тембром и напоминала звучание скрипки.

 

Итак, скрипка постепенно вытеснила семейство виол и утвердилась в музыкальной практике с середины XVI века. Давайте внимательно посмотрим на этот инструмент – она похоже на человечка: головка, шейка, корпус. Стенки скрипки называют деки, отверстия в форме буквы «Ф» - эфы. Скрипка поет трепетным человеческим голосом. Ее называют королевой инструментов. Но она умеет не только петь. Есть много способов игры на скрипке (смычком, арпеджиато, пиццикато и др.) На этом инструменте нет ладов и поэтому научиться играть на ней очень сложно. Диапазон скрипки от «соль» малой октавы до «соль» четвертой. Высоту звука можно изменять, прижимая струну к грифу.

 

«Звуки пели, дрожали так звонко,

Замирали и пели сначала…

Звуки скрипки так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи…»

А.К.Толстой

 

«Не соловей – то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина…»

А.Блок

 

…Немало легенд сложено о гениальном Николо Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена не могли поверить, что обыкновенный человек без помощи волшебства может так великолепно играть на скрипке.

Рассказывают, что…

Однажды на концерт Н.Паганини в Париже пришел один старый слепой учитель музыки. Внимательно слушая игру скрипача, он вдруг спросил своего друга:

- Сколько человек играет на эстраде?

- Только один, - последовал ответ.

Тогда слепой музыкант встал, схватил своего друга за руку и дрожащим голосом сказал:

- Пойдем отсюда, это сверхъестественно.

……..До наших дней дошла еще одна история о Паганини. Однажды во время его гастролей в Париже скрипка Гварнери, на которой он играл, потеряла голос. В отчаянии скрипач побежал к мастеру Вильому, который славился искусством починки старых инструментов.

Когда скрипка была отремонтирована, растроганный Паганини протянул мастеру драгоценную шкатулку со словами:

- Примите ее от меня. У меня было две одинаковые шкатулки. Одну я подарил врачу, исцелившему мое тело, другую дарю вам, исцелившему мою скрипку. Паганини не расставался со скрипкой до конца жизни и, умирая, завещал ее музею родного города Генуи. До сих пор она хранится там под стеклянным колпаком, и зовут ее «Вдова Паганини». Лишь не многие прославленные музыканты удостаиваются чести играть на ней.

Следующий инструмент струнной группы – альт. Его часто называют скрипкой. Если судить по внешнему виду, то это так. Но он имеет свой характерный тембр. Словом «альт» называют низкий детский голос. Самый низкий женский голос, контральто, раньше тоже называли альтом. Тембр его – мягкий, грудной, выразительный. Юрий Башмет – знаменитый исполнитель на альте. Как образно, как о живом существе, говорит он о родном инструменте: «Альт больше скрипки по размерам. Он крупнее, массивнее, но… Он ведь и старше скрипки, древнее. По-итальянски альт называется «виолой», а скрипка – «виолино», то есть «маленькая виола». Диапазон альта от «до» малой октавы до «ре» второй октавы.

 

Виолончель уже никто не назовет большой скрипкой, хотя они достаточно похожи. У нее совершенно другой тембр звучания и совсем другой характер. Когда нужно выразить в музыке скорбь, отчаяние, печаль, виолончели нет равных, настолько глубоко она передает эти чувства.

Эти инструменты уже строили первые скрипичные мастера – Бертолотти, Джованни Маджини, Андреа и Никколо Амати. Но довел виолончель до совершенства Антонио Страдивари.

Диапазон виолончели от «до» большой октавы до «ми» третьей октавы. Если скрипку и альт музыкант держит горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Ее ставят вертикально. В давние времена на ней играли стоя, поместив ее на специальный стул. Потом приспособили металлический шпиль, который упирают в пол, и исполнитель играет на ней сидя.

Виолончель тоже не срезу заняла достойное место в музыке. Сначала ей поручали только сопровождение. Но со временем необыкновенные качества этого инструмента были по достоинству оценены. Для нее написаны много замечательных произведений, в симфонических произведениях ей поручают выразительные соло. Нужно знать фамилию великого исполнителя на этом музыкальном инструменте, живший в наше время – Мстислав Ростропович.

И, наконец, последний представитель струнной смычковой группы – контрабас – самый низкий из них по звучанию. Его роль в музыке очень велика. Он является своеобразным фундаментом, на который опирается звучание всех остальных инструментов.

Это самый громоздкий и большой по размерам инструмент. Играют на нем стоя или сидя на специальном высоком стульчике. Диапазон контрабаса – от «ми» контроктавы до «соль» первой октавы. Представьте, сколько добавочных линий понадобится, чтобы записать его партию. Поэтому принято записывать ее на октаву выше. Играть на контрабасе достаточно сложно. Причем это касается не только чистоты интонации. Сколько силы надо приложить, чтобы заставить вибрировать его струны. Поэтому как солирующий инструмент он применяется нечасто. Хотя многие музыканты контрабасисты достигли такой виртуозности, что на своем огромном контрабасе играют сложнейшие произведения. Контрабасы популярны в эстрадных и джазовых оркестрах. Там на них, как правило, играют щипком – пиццикато.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: