Занятие «Развитие сценического внимания»
Приветствие (1-2 минуты)
Учащиеся встают в творческий полукруг, расправляют плечи, руки спокойно опущены вдоль туловища.
Педагог стоит лицом к учащимся.
Дружные аплодисменты – приветствуем друг друга, затем аплодируем каждый сам себе – подбадриваем себя, аплодируем своему соседу слева, аплодируем соседу справа, и вновь – дружными аплодисментами приветствуем всех присутствующих в классе.
Разогрев – настройка инструмента (2 – 3 минуты).
У каждого человека, работающего в любой сфере деятельности, есть свой инструмент. Так, например, у плотника – молоток, гвозди; у маляра – кисть, валик; у пианиста – пианино, а у актера – единственный инструмент, которым он должен владеть в совершенстве – это его тело!
Для того чтобы начать работать со своим инструментом, его надо разогреть.
Для этого похлопаем себя по рукам, ногам, туловищу, чтобы придать тонус мышцам. Затем хорошенько разотрем те же части тела, затем бережно погладим, чтобы успокоить. А теперь тоже самое проделаем с соседом слева: похлопаем, разотрем, погладим; затем – с соседом справа.
Теперь инструмент актера готов к выполнению тренинга.
Цикл упражнений «Прислушайся»
Учащимся предлагается занять любое место в классе, принять удобное положение тела, но, соблюдая обязательное условие – пространство класса должно быть полностью заполнено (никаких скоплений нескольких человек в одном месте или наоборот чересчур отдаление друг от друга).
Проделаем упражнение «Послушай себя» (2-3 минуты)
Педагог просит ребят закрыть глаза и мысленно сосредоточиться на своем теле, что происходит в нем, дает по хлопку команду. Через минуту упражнение останавливается хлопком. В течение одной минуты воспитанники должны прислушаться к себе.
|
Затем начинается обсуждение, кто и что услышал (или может быть, почувствовал)
Ответы учащихся могут быть следующими: «Хочется кушать», «Гудит голова», «Стучит сердце» и тд.
Далее следует упражнение «Послушай друзей» (2-3 минуты)
Ребятам также предстоит по хлопку закрыть глаза, но задача меняется – теперь им надо постараться услышать обстановку вокруг себя, что происходит в данном помещении, вокруг остальных ребят.
После окончания (по хлопку) упражнения – также проходит обсуждение, только теперь педагог просит ребят не повторяться в своих высказываниях.
Так например, ученики могут сказать, что слышали, как работает лампа дневного освещения, кто-то шелохнулся, скрип двери и тд.
После проведем упражнение «Послушай мир вокруг» (2-3 минуты)
Принцип упражнения тот же – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза, по хлопку открывают. Но объектом подслушивания теперь является то, что происходит за пределами класса (а можно, усложнить – за пределами помещения!). после выполнения упражнения происходит обсуждение без повторения уже сказанного кем-то из учащихся.
Чаще всего можно услышать от ребят: «Шум машины», «Топот ног», «Разговоры за дверью» и тд.
Усложняем задачу, постараемся услышать одновременно и то, что происходит внутри нас, и то, что окружает нас, и то, что за пределами нашего местонахождения. Для этого выполним упражнение «Вездеслух» (2-3 минуты).
Для этого – по хлопку ребята на минуту закрывают глаза и пытаются поймать своим слухом тот момент, когда шумы могут совпасть. Но этого может и не произойти.
|
Цикл упражнений «Присмотрись»
После упражнений на развитие слухового внимания перейдем к упражнениям для развития зрительного внимания.
Для этого – педагог просит воспитанников встать и занять произвольные позы, но с условием, чтобы позы отличались от поз своих товарищей. Также ребята должны располагаться так, чтобы им было видно друг друга.
Упражнение «Точная копия» (4-5 минут) заключается в следующем: ведущий, то есть педагог называет два имени: первое имя того, чью позу надо повторить, второе – имя того, кто повторяет позу. Следом делается хлопок, на который все меняют позы. После этого идет проверка точности повторения позы. Затем называется следующая пара имен, также следует хлопок и проверка. Со временем имена называются быстрее, то есть сокращается время наблюдения за позой, которую требуется повторить.
«Цветная память» (4 – 5 минут)
Для следующего упражнения педагогу понадобится 5 карточек разных цветов. В начале условимся: какой цвет что будет обозначать. Начать можно с простых физических действий. Например:
Красный – прыгать,
Желтый – топать,
Синий – хлопать,
Зеленый – приседать,
Фиолетовый – ползти.
Затем ребятам дается задание непрерывно, хаотично двигаться по классу, не взаимодействуя друг с другом, как только поднимается карточка того или иного цвета – выполнять ранее обговоренное задание, при этом продолжая двигаться.
Сначала педагог поднимает по одной карточке, меняя их, затем можно и усложнить, поднимая одновременно несколько карточек. В итоге можно показать все 5 карточек.
|
«Полоса препятствий» (4-5 минут)
для выполнения следующего упражнения учащимся необходимо встать в змейку, затылок в затылок. Впередистоящий – ведущий. Задача ведущего – вообразить перед собой препятствие и преодолеть его, задача следующих за ведущим – увидеть препятствие и в точности повторить его на том же месте, точно так же, как и ведущий. При правильном выполнении упражнения, при точном воспроизведении движений ведущего, последний в колонне будет действовать так же, как и первый.
За время выполнения упражнения можно сменить несколько ведущих. А также дать задачу ведущему, где он преодолевает препятствия (например, горы, джунгли, подземелье и пр.). От этого изменится характер движений, они будут более конкретными.