Расточительный джентльмен из Миссури
Приобрел восемь бочек микстуры.
Сев на берег речной,
Он одну за одной
Все скатил он в пучины Миссури.
Эдвард Лир (1812-1888)
Аксиома выпуклости гласит, что взаимозаменяемость любой пары благ ограничена. Кривые безразличия, изображенные на рис. 4.9, иллюстрируют крайние случаи. На рис. 4.9, а линейные кривые безразличия изображают случай абсолютного замещения. Два товара являются абсолютными субститутами, если MRS — величина постоянная.
MRS =2 |
MRS = 0 MUx=0 |
б)
О X 0 х
Рис. 4.9. Абсолютная: а)замещаемость, б) комплементарность
Другой крайний случай изображен на рис. 4.9, б. Он иллюстрирует абсолютную комплементарность. В данном случае потребителя интересует жесткая пропорция между двумя потребляемыми товарами. К примеру, автомобилисту на 8 ед. потребляемого бензина необходима 1 ед. масла. Порядок предпочтений для товаров, являющихся совершенными комплементами, не отвечает допущению «чем больше, тем лучше». Как только требуемое соотношение (8:1) достигнуто, добавление какого-либо одного товара не улучшает благосостояние потребителя. Для таких товаров несвойственно допущение об уменьшении MRS при движении по кривой безразличия. Напротив, MRS > °° на вертикальной кривой безразличия, MRS = 0 на горизонтальной оси и не определена в угловой точке.
Два исключения из аксиомы предпочтения изображены на рис. 4.10 и 4.11. Замкнутые кривые безразличия на рис. 4.10 представляют собой исключение из аксиомы ненасыщения.
Так, в точке А увеличение потребления товара У(при неизменном X) ухудшает положение потребителя, так как перемещает его на низшую кривую безразличия. Предельная полезность товара Y в данной точке равна нулю и становится величиной отрицательной для большей величины товара Y. Точно так же в точке А' предельная полезность товара X равна нулю и становится отрицательной для большего количества товара X
Часть I. Основы рыночного анализа
![]() |
О X
Рис. 4.10. Насыщение и точка блаженства (исключение из аксиомы ненасыщения)
На одной и той же кривой безразличия существуют четыре области:
1) между точками А и Л'как X, так и У желательны (квадрант I). Здесь увеличение потребления как товара X, так и товара У увеличивает благосостояние потребителя и приближает его к точке В;
2) между точками А'шА" У желателен, но X нежелателен (квадрант II). Здесь увеличение потребления товара У приближает потребителя к точке В, а увеличение потребления товара X удаляет;
3) между точками Л и А * X желателен, но У нежелателен (квадрант III). Увеличение X приближает потребителя к оптимуму В, а увеличение У удаляет;
4) между точками Л* иЛ"и1, и У нежелательны (квадрант IV). Увеличение потребления и X, и У ухудшает благосостояние потребителя, так как удаляет его от точки оптимума В.
В данном примере максимум полезности может быть достигнут лишь в точке В, которая называется «точкой блаженства» или точкой насыщения. Такая ситуация на практике возможна при потреблении экономическим агентом строго определенного товарного набора: например лекарств.'
у!
D |
Y3[
Y2
В
О Хг
Рис. 4.11. Лексикографическое предпочтение (нарушение аксиомы непрерывности).
Благо /безразлично
1 В курсе Макроэкономики также рассматривается подобная ситуация. См.: СелищевА. С. Макроэкономика. 2-е изд. СПб., 2001. Параграф 2.6.2. «Неокейнсианская функция потреб-
Глава 4, Теория индивидуального потребления
На рис. 4.11 изображен случай, который нарушает аксиому непрерывности.
В данном случае и X, и У являются желательными для экономического субъекта, но увеличение X не может компенсироваться уменьшением У. При потреблении данной величины У (к примеру, для У() большая величина X предпочитается меньшей, что проиллюстрировано соответствующими стрелками (С предпочтительней В, В предпочтительней Лит. д.).
Тем не менее любая точка, лежащая на более высокой горизонтальной линии (например D), предпочтительней каждой из точек на более низкой линии (А, В, С и т. д.). Таким образом, в данном случае кривых безразличия попросту не существует, ибо не существует ни одной пары благ с одинаковой полезностью. Желание индивида сменять одно благо на эквивалентное ему другое неосуществимо. Эта ситуация называется лексикографическим порядком. Хотя данный случай возможен в реальной действительности, он носит временный характер (к примеру, в случаях чрезвычайного голода лексикографическое предпочтение применимо к еде) и относится к исключительным ситуациям («Полцарства за коня!»). Странник в пустыне не станет менять воду ни на какое иное благо, ибо от воды зависит его жизнь. В данном исключительном случае благо Удля потребителя не имеет существенной важности, а может быть, и попросту безразлично.
На рис. 4.12 изображены кривые безразличия антиблага, т. е. блага, которое абсолютно не нравится потребителю. В данном случае антиблагом является товар X. Это может быть любой продукт, который покупатель не хочет приобретать. В курсе макроэкономики в неоклассической модели потребления роль антиблага играет труд: рабочий стремится к большему доходу (в данном случае У) при минимизации отработанного времени (в данном случае X).'
Рис. 4.12. Антиблаго
Наконец, на рис. 4.13 изображен случай, когда чем меньше блага (У) имеет потребитель, тем меньше (а не больше!) блага (X) он требует взамен при уменьшении запасов (У), т. е. чем меньше блага у потребителя, тем охотнее он обменяет его на другие блага. Этот случай практически возможен, когда у экономического субъекта осталось так мало какого-либо блага, что его остатки он согласен обменять «по дешевке» на другое благо. Так, продавцы на городском рынке вечером готовы уступить остатки своих товаров по бросовым ценам.
1 См.: СелищевЛ. С. Макроэкономика. 2-е изд. СПб., 2001. Параграф 2.5. «Потребление и ставка процента (неоклассическая функция)».
Часть I. Основы рыночного анализа
Напротив, может случиться, что чем больше блага у потребителя, тем больше он желал бы данное благо иметь. Допустим, у коллекционера марок до полного комплекта не хватает нескольких экземпляров. Он начинает «охотиться» за ними с утроенной энергией и порой согласен пожертвовать многим.
К*
О X'
Рис. 4.13. Благо «больше - лучше»