Используются традиционные образовательные технологии (лекции и практические занятия), а также активные и интерактивные формы проведения занятий (ролевые игры и тренинги).
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью образовательной программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий (определяется по каждому направлению/специальности федеральным государственным образовательным стандартом).
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивной формах по дисциплине «Русский язык и культура речи» составляет около 20 %.
Учебно-методические материалы
Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий
ЗАДАНИЕ№1
Подготовьте устное выступление по одной из предложенных тем:
1. Клонирование человека должно быть запрещено.
2. Отмена контрактного обучения в государственных ВУЗах.
3. Заочное высшее образование нецелесообразно.
4. Школьные и студенческие каникулы слишком коротки.
5. Телесное наказание в школах является оправданным.
6. Социальная ответственность – самое важное, чему должны учить в наших школах.
7. Иммигранты не должны ограничиваться в правах по сравнению с гражданами государства
ЗАДАНИЕ№2
Выберите правильный вариант ответа
ТЕСТ 1
Вариант 1 Вариант 2
А. Укажите предложения с речевыми ошибками.
За столом сидели китайки. Благодаря ей мы выиграли. Мой друг – истинный омец. Забота об ихних детях. Ольга пришла без серёг. Он потерпел фиаско. Гулям по каменной тропе. Товар уже отгруживают. У нас новая адвокатка. | Оплата за проезд. Ускоренно форсировать Мне вовсе не завидно. Мы обратились к прохожим. Посмотрите взад. Тренерша у нас строгая. У бочек нет днов. Я люблю обоих сыновей. Я уже умылася. |
Б. Укажите номера слов, которые пишутся через дефис
|
трудо(день) (авиа)почта (двадцати)метровый бок(о)бок юго(восток) ввод(вывод) двадцати(четырех) русско(английский) (вице)президент | (перекати)поле (сорока)градусный (северо)запад серо(синий) (пол)Москвы (пол)батона (полу)автомат (норд)ост (штаб)капитан |
В. Укажите номера фразеологизмов, которые содержат искажения.
забрать звериную часть доходов не стоило копья ломать она мужа поедом ест знаю с малых лет имеет важную роль кинуть камешек в нашу сторону не за горой день расплаты пел мне дифирамбы попасть пальцем в небо | выучить с грехом напополам ждали битый час игра не стоит ваших свеч играет большое значение исчез словно в Лету канул мы с ним пуд соли съели оказать внимание ребенку пришли минута в минуту работает спустив рукава |
ЗАДАНИЕ №3
А) Расставьте ударения в словах.
Алкоголь, атлас, аристократия, балованный, баржа, втридорога, высоко, включить, добыча, досуг, жалюзи, заржаветь, звонит, заклеить, индустрия, квартал, красивее, кулинария, мышление, намерение, некролог, нефтепровод;
Б) Установите особенности произношения данных слов и запишите их транскрипцию.
Образец: музей – [муз’éj].
Одновременный, одноименный, поблекший, предрекший, преемник, молочный, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, бактерия, кодекс, крейсер, синтез, модель, ноктюрн, поэт, вето, болеро, диспансер, термин, депо, ректор, турне, собираться, верится, учатся, держится, домарксистский, социализм, патриотизм;
|
В) Образуйте краткие формы и простые формы степеней сравнения (если они образуются) прилагательных, расставьте ударения.
Образец: краси́вый – краси́в, краси́ва, краси́во, краси́вы; краси́вее, красии́вейший.
Смелый, грязный, черный, зеленый, мягкий, длинный, редкий, глубокий, высокий, вредный, теплый, горячий, легкий, ровный, равный, старый, спелый.
Г). Образуйте формы прошедшего времени глаголов, расставьте ударения.
Образец: звать – зва́л, звала́, зва́ло, зва́ли.
Взять, взяться, ждать, полить, занять, послать, назвать, назваться, класть, подать, нарвать, позвать, начать, начаться, подобрать, подобраться, отнять.
Д). От географических названий образуйте названия жителей.
Образец: Екатеринбург – екатеринбуржец, екатеринбурженка, екатеринбуржцы.
Абакан, Алтай, Анапа, Арзамас, Артемовский, Арти, Барнаул, Белгород, Белоярский, Благовещенск, Борисоглебск, Братск, Брянск, Великий Новгород.
Задания и методические указания по выполнению письменных работ
ЗАДАНИЕ №1