Внешняя и внутренняя лингвистика




Билет 1.

Языкознание – наука о естественном языке «вообще» и о его индивидуальных представлениях и частностях.

Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков.

Язык вообще – общие закономерности, которые присущи большинству языков мира.

Языкознание изучает общее и существенное во всех языках мира.

Общее в языках:

  1. Одинаковый набор функций
  2. Строение языка (1. Выделение единиц 2. Действие универсальных законов)
  3. Звуковая форма языка (гласные/согласные)
  4. Письменная форма (каждый язык стремиться преобрести письменную форму)
  5. Язык всегда эволюционирует
  6. Наличие собственных имён

Причины разветвлённости науки о языке:

  1. Сложность объекта изучения
  2. Язык – посредник между человеком и обществом, культурой.
  3. 3000 языков в мире

 

       
   
 
 

 

 


Общее языкознание – изучает закономерности всех языков мира

       
   

 

 


Универсалии – обобщённая, абстрактная модель

Абсолютные универсалии – присущие всем языкам мира

Статические универсалии – присущие лишь ряду языков (отсутствие артиклей в русском языке)

Частное языкознание – занимается особенностями каждого языка в отдельности или группой родственных языков

Синхрония(статика) – изучение языка в данный период его развития(точка на оси времени)

Диахрония(динамика) – изменение языка во времени

Сравнительно – историческое – изучение родственных языков с целью установления их генетического родства, с целью восстановления языка предка

Описательное языкознание [или синхронное, синхроническое (от греч. synchronos — 'одновременный')] изучает языки (или отдельные их уровни, определенные языковые факты, явления) по их состоянию на известном этапе развития. Обычно это современное их состояние, реже — состояние предыдущих этапов развития (например: современный русский язык, русский язык второй половины XIX в.). При этом в центре внимания языковедов находятся различные языковые явления, факты, единицы разных уровней языка в их связях и взаимоотношениях, системные взаимоотношения между ними.

 

В рамках описательного языкознания выделяется сопоставительное языкознание, которое изучает два (реже — более двух) родственных либо неродственных языка в методических целях, для облегчения усвоения материала разных языков, прежде всего неродных по отношению к родному. В прошлом в разных союзных и автономных республиках СССР было широко распространено сопоставительное описание русского языка и разных национальных языков (напри­мер, существовали: сопоставительная грамматика русского и украинского языков, сопоставительная грамматика русского и узбекского языков).

 

Историческое языкознание [или диахронное, диахроническое (от греч. dia — 'через' и chronos — 'время')] изучает языки (различные языковые факты и явления) с точки зрения их изменения и развития (на основе результатов описательного языкознания). При этом в центре внимания исследователей находятся изменения, происходящие в изучаемых языках, т. е. различные языковые процессы. В качестве примера можно привести описание языкового материала, языковых фактов в учебных пособиях по истории русского литературного языка, исторической грамматике русского языка.

На безе сравнительно-исторического изучения в языкознании возникает генеалогическая классификация языков (Языковая семья, группы, подгруппы)

Например:

Внешняя и внутренняя лингвистика

 

Одной из знаменитых дихотомий Ф. де Соссюра является противопоставление внешней и внутренней лингвистики. Внешняя лингвистика изучает отношения языка к общественным установлениям и историческим условиям его существования. Но эти аспекты находятся за пределами языка как системы чистых отношений ("нет никакой необходимости знать условия, в которых развивается тот или иной язык", так как "язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку".) И именно в этом последнем понимании язык составляет предмет внутренней лингвистики ("внутренним является все то, что в какой-либо степени видоизменяет систему").

К внешней лингвистике прежде всего относится все то, в чем лингвистика соприкасается с этнологией, все связи, которые могут существовать между историей языка и историей нации и цивилизации. Эти две истории переплетаются и взаимно влияют друг на друга... Обычаи нации отражаются на ее языке, а с другой стороны, в значительной мере именно язык формирует нацию.

К внешней лингвистике относится и вопрос географического распространения языков и их диалектного дробления. Хотя географический фактор тесно связан с существованием всякого языка, в действительности он не затрагивает внутреннего организма самого языка (наречия или говора).

В дососсюровском языкознании утверждалось, что все эти вопросы невозможно отделить от изучения языка в собственном смысле. Соссюр признавал важность и плодотворность изучения внешних лингвистических явлений, однако он выступил против ошибочного утверждения о том, будто, минуя их, нельзя познать внутренний организм языка. Н/р, заимствованные слова обычно рассматривают в связи с их происхождением. Но легко можно установить, что заимствование не является постоянным элементом в жизни языка. В некоторых уединенных долинах есть такие говоры, которые не приняли извне ни одного искусственного термина и тем не менее нормально развиваются. Главное в том, что заимствованное слово уже не рассматривается как таковое, как только становится объектом изучения внутри системы, где оно существует лишь в меру своего соотношения и противопоставления с ассоциируемыми с ним словами, подобно всем другим словам языка. Вообще говоря, «нет никакой необходимости знать условия, в которых развивался тот или иной язык... это нисколько нам не мешает в изучении их изнутри...»

Разделение двух точек зрения – внешней и внутренней лингвистики – неизбежно, «и чем строже оно соблюдается, тем лучше». Наилучшее этому доказательство в том, что каждая из них создает свой особый метод. Внешняя лингвистика может нагромождать одну деталь на другую, не чувствуя себя сжатой тисками системы. Например, каждый автор по-своему будет группировать факты, относящиеся к распространению языка за пределами его территории; здесь... всегда можно применять простое перечисление.

В отношении внутренней лингвистики дело обстоит совершенно иначе; язык есть система, подчиняющаяся своему собственному порядку. Уяснению этого поможет знаменитое сравнение с игрой в шахматы. Тот факт, что эта игра пришла в Европу из Персии, - внешнего порядка; напротив, внутренним является все то, что касается системы и правил игры. Если заменить деревянные фигуры фигурами из слоновой кости, такая замена безразлична для системы, но если уменьшить или увеличить количество фигур, такая перемена глубоко затронет «грамматику» игры. При решении вопроса о природе явления нужно придерживаться следующего правила: «внутренним является все то, что в какой-либо степени видоизменяет систему».

Разделение лингвистики на внутреннюю и внешнюю прочно вошло в языкознание. Отдельные проблемы, указанные Соссюром, составляют предмет разных языковедческих дисциплин: диалектологии, истории языка, истории литературного языка и социолингвистики. Основным же объектом изучения теоретического языкознания в ХХ в. стало исследование внутренней организации языковой системы.

О связи языкознания с другими науками

Языкознание связано с социальными науками:

 

с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п., и этнография - наука о быте и культуре народов.

Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

 

О связи лингвистики с естественными науками.

Из естественных наук языкознание теснее всего соприкасается с физиологией Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов". Языкознание связано также с такой естественной наукой, как антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.

О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз.как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз.как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Билет 2.

Многообразие средств общения.

Язык животных и человека.

Животные: звуки, запахи, позы, световые сигналы, химические сигналы – выражает состояние, переживание. Набор знаков, выражающих аффективное состояние.

Человек: абстрактное мышление (владение словом) – вещь, действие, состояние, свойства

Через слово человек может выразить всё.

Слово – высшая абстракция.

Язык как система кодов

Биологическая концепция.

Язык, как биологическое явление.

  • Центра говорения (Брока) и понимания (Вернике). Центр Брока́ — участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга Поля Брока, открывшего его в 1865 году[1], находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями. Представляет собой кинетико-моторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация. При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока (анартрический синдром), которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. Область Ве́рнике (сенсорная речевая зона, речевая зона Вернике) — часть коры головного мозга, которую, как и область Брока, с конца XIX века связывают с речью. В отличие от области Брока, отвечающей за воспроизведение речи, она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи. Давно установлено, что область Вернике находится в поле 22 по Бродману, то есть в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария мозга (у 95 % правшей и 60 % левшей доминантным полушарием является левое). При поражении области Вернике возникает рецептивная, или беглая, афазия. Больной афазией способен без труда соединять слова друг с другом, однако его фразы будут бессмысленны. Это отличает ее от моторной афазии, или афазии Брока, при которой больной употребляет осмысленные слова, но не способен их соединить, говорит в «телеграфной» манере[1].
  • Наличие ротового аппарата и слуха

Человек рождается с биологической предрасположенностью к пользованию языком. Но этого фактора мало. Биологическое – лишь основа появления языка.

Развитие натуралистического подхода к языку связано с именем выдающегося немецкого исследователя Августа Шлейхера (1821-1868). Наиболее отчетливо натуралистическая философия языка Шлейхера изложена в таких работах как " Теория Дарвина и наука о языке"1863, " Значение языка для естественной истории человека" 1865. Согласно основному положению натуралистического направления языкознание примыкает к натуралистическим наукам. Разница между естественными и историческими науками заключается в том, может или не может воля людей оказывать влияние на объект науки: в естественных науках господствуют законы, не зависящие от воли людей; в исторических науках невозможно избежать субъективизма. В работе "теория Дарвина и наука о языке" Ш. прямо указывал, что "законы, установленные Дарвином для видов растений и животных, применимы, по крайней мере в главных чертах своих и к организмам языков". Наиболее ярко влияние теории Дарвина проявляется в перенесении Шлейхером положения о борьбе за существование в растительном и животном мире на язык. Ш убежден, что в настоящем периоде жизни человечества победителями в борьбе за существование оказываются преимущественно языки индогерманского племени. Ш. переносит на языки установленный Дарвином закон изменчивости видов. По его мнению, те языки, которые, по выражению ботаников и зоологов, являлись бы видами одного рода, в языкознании признаются за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного изменения.

Близость языка к природным организмам Шлейхер видит также в способности языка к эволюции. В этой связи Шлейхер заявляет: "Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов - растений и животных". Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки всё более и более отдаляются от достигнутой наивысшей ступени развития и их формы терпят ущерб.

При всех недостатках натуралистическое направление в языкознании должно рассматриваться как этап поступательного движения науки о языке. Ценным следует считать стремление представителей этого направления, в частности Шлейхера, применять к изучению языка точные методы естественных наук. Ошибочным в концепции Шлейхера. и его последователей явилось слишком прямолинейное перенесение на язык законов, присущих биологическим организмам, которые, действительно растут, развиваются, а затем дряхлеют и умирают. Языки, конечно, тоже возникают, развиваются и иногда умирают. Но смерть эта носит не биологический, а социально-исторический характер. Язык умирает только с исчезновением говорящего на нем общества, коллектива людей.

Однако несмотря на ошибочный характер натуралистической концепции в языкознании, следует всегда учитывать тот факт, что сравнение языка с живым организмом способствовало утверждению системного взгляда на язык как на объект, обладающий собственной структурой.

 

Язык как психический феномен

Психически человек индивидуален. А.А. Потебня: «Всякое понимание есть вместе с тем непонимание»

 
 

 


Автор только заражает слушателей своей мыслью.

Другая известная точка зрения на природу и сущность языка - это то, что язык - явление психическое. Одним из виднейших представителей, который представлял психологическую точку зрения на язык был Гейман Штейнталь (1823-1899). Наиболее четко и последовательно психологическая концепция Штейнталя представлена в его работе "Грамматика, логика и психология, их принципы и взаимоотношения". Штейнталь считал язык явлением психическим, которое развивается на основе законов психологии Он отрицал роль мышления в становлении языка, придавая значение психике. Логику Шлейхера. вовсе исключал, утверждая, что "категории языка и логики не совместимый также мало могут быть соотнесены друг с другом как понятие круга и красного". Таким образом, Штейталь категорически отрицал участие мышления в развитии языка. Всё внимание Штенталь сосредотачивал на индивидуальном акте речи, рассматривая язык как явление психического порядка.

Язык как социальное явление.

           
 
 
   
 
   

 


Социальный = общественный

Общий – общество

Язык как социальное явление – это общий код для совершения коммуникаций.

Язык – знаковый механизм общения.

Знаковый механизм – речевой, коммуникативный акт, процесс кодирования.

Передать информацию можно звуковыми и графическими способами. Декорирование мысли происходит в нашей голове, когда мы получаем звуки и преобразовываем их в мысль.

Для взаимоотношения нуден общий код..

2-сигнальная система – это абстрактное мышление (владение словом)

Самая большая абстракция – слово.

Наконец, существует точка зрения, что язык явление социальное.

Язык отдельного человека зависит от окружающей среды и находится под влиянием речи коллектива. Если маленькие дети попадают в условия жизни зверей, то они приобретают навыки животной жизни и утрачивают безвозвратно все человеческое.

Датчанин Ельмслев в своей книге "Пролегомены к теории языка" дает исчерпывающую характеристику языку как явлению: "Язык человеческой речи - неисчерпаемый запас разнообразных сокровищ. Язык неотделим от человека и следует за ним во всех его действиях. Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувства, настроения, желания, волю и деятельность. Язык инструмент, посредством которого человек влияет на людей, а другие влияют на него. Язык - первичная и самая необходимая основа человеческого общества. Но он также конечная необходимая опора человеческой личности, прибежище человека в часы одиночества, когда разум вступает в борьбу с жизнью и конфликт разрождается монологом поэта или мыслителя. Но язык не внешнее явление, которое лишь сопровождает человека. Он глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем. Язык настолько глубоко пустил корни в личность, семью, нацию, человечество и саму жизнь, что мы иногда не можем удержаться от вопроса, не является ли язык не просто отражением явлений, но их воплощением, тем семенем, из которого они выросли. В силу этих причин язык всегда привлекал внимание человека, ему удивлялись, его описывали в поэзии и науке. Наука стала рассматривать язык как последовательность звуков и выразительных жестов, доступных точному физическому и физиологическому описанию. Язык рассматривается как знаковая система и как устойчивое образование, используемое как ключ к системе человеческой мысли".

Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге" Теория языка" различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:

Функции языка по Бюлеру:

1) функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.

2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.

3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому чем-то говорит или рассказывает,

6. Функции языка по Реформатскому

Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А. А.

1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности.

2) коммуникативная; Этой цели служат предложения.

3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего.

В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.йчивое образование, используемое как ключ к системе человеческой мысли".

Когнитивная (гностическая) – познавательная функция

Кумулятивная (аккумулятивная) – накопительная

Фатическая – контактно-устанавливающая

Метаязыковая – толкование при понимании языка

Эстетическая – поэтическая

Волюнтативная - Выражение волеизъявления говорящего;

Проблема разграничения языка и речи.

Системо-центрический подход: язык имманентное явление (в себе и для себя) человек в этом подходе исключен вообще.

Антропоцентрический подход – человек и его воздействие на язык.

Наше представление о языке: соединенный компонент (система знаков, общий код) и его индивидуальная реализация. Сист.центр. и антропоцентр. Подходы в диалектическом единстве.

Многозначность терминов Соотнесенность понятий
Язык –
  1. Совокупность явлений, необходимость при общении
  2. Система знаков и правила их организации (инвентарь +грамматика)
Речевая деятельность Язык
Речь -
  1. Процесс говорения и понимания протекающий во времени
  2. Предметный результат процесса говорения (материальное)
2.2 Последовательность знаковых единиц, построенных по закону данного языка (линия)
  1. Произведение
РД = Речевой акт  
       
 
   
 

 


Текст = Речь + Смысл

 

Сверхъязыковой остаток – всё, что остаётся в речи,за вычитом языковых особенностей, приписанных языком

СО= Речь – Язык

 

 

Отношение между языком и речью

 

Сознание Я Потенция(модель) идеальное объективное общее постоянное абстрактное            
реальность Р реализация материальное субъективное единичное переменное конкретное            

Язык и речь находятся в диалектическом единстве. Нельзя сказать, что было раньше.

Язык – идеально-материальное образование (Язык должен соприкасаться с идеальными структурами: сознанием и мышлением)

Язык материален т.к. он орудие материализации мысли, чувств и волевых состояний.

Язык – субъективно-объективное явление. Субъективное т.к. связан с идеальными структурами, а они имеют субъективный характер(индивидуальный). Объективное т.к. движение серого вещества – это мышление, материализуясь становится общим для всех.

Способ познания мира – бинарная оппозиция

Бинарная оппозиция – противопоставление двух сущностей(день и ночь, м и ж, правда и лож, эго и вльтрэго)

Оппозиция представляет собой борьбу.

 

Диалектическое единство – наличие двух противоположных начал, которые не могут существовать друг без друга: наличие одного обуславливает существование другого омпонента (единство в борьбе противоположностей).

Мышление и язык противопоставлены друг другу.

  Язык Мышление
  материален идеально
Законы развития Языковые законы Законы логики
Строение Звуки – слова - предложения Понятия – суждения - умозаключения
Цель Обслуживание познавательной деятельности Получение новых знаний, их систематизация

Язык не существует без мышления так же, как и мышление не существует без языка

Понятие о МЛК(ментально-лингвальном комплексе)

3-эпостасная модель. В единстве существуют сознание, язык и мышление.

1) Мышление – это познавательная эпостась

2) Сознание – накопительная эпостась

3) Язык – орудийная эпостась

Единица: информема (-ем- идеальная сущность едениц) – содержательная единица, у неё нет формы выражения.

Информационный поток проходит через МЛК, который разделяет его на информационные сгустки – информемы. Информема пытается выразить себя.

Семиозис – процесс означивания.

Типы мышления: 1) вербальное 2)невербальное

Невербальное – до семиозиса.

Вербальное – после семиозиса

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: