Роль книги и чтения в формировании успешной личности




Цыкало Н.А.,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 2 с.Акъяр

МР Хайбуллинский район РБ

Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко научить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть чтением еще не значит стать читателем. К сожалению, если до 12 лет чтение не вошло в привычку, то после 12 лет это вряд ли случится. Следовательно, особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Чтение-это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку. Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

Цель уроков литературного чтения по новым стандартам - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя.

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эти вопросы волнуют меня; заставляют искать, пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем опыте.

Для достижения цели, которые ставит перед нами ФГОС НОО, я работаю над решением следующих задач:

-развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

-развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

-стимулирование творчества детей.

В своей работе применяю следующие методы:

С первого класса формирую традицию читать детям вслух 3-5 минут перед уроками. Дети очень любят слушать рассказы В. А. Осеевой, В. П. Катаева, В.Ю. Драгунского, М. Карима, Г. Остера, Антуан де Сент-Экзюпери и д.р. При слушании дети ярко представляют себе то, о чем повествуются. В эти моменты, слушая образец чтения, дети развиваются эмоционально. Для того, чтобы приучить читать самостоятельно, использую следующий прием. Начинаю читать детям книгу вслух, но на самом интересном месте прекращаю чтение. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжит читать самостоятельно.

Для внеклассного чтения предлагаю всем детям на определенный срок, одну книгу для чтения. В 1 классе: Л Н. Толстого «Рассказы для детей», сказки К. И. Чуковского, В. В Бианки «Лесные домишки», сказки А. С. Пушкина и др.

Во 2 классе: А. М. Волкова «Волшебник изумрудного города», Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», сказки Х.К. Андерсена, «Лесные тайнички» Н. И. Сладкова, сказки Братьев Гримм и др.

В 3 классе: басни И. А. Крылова, русские народные былины, сказки С. Аксакова, произведения Н. Некрасова, «Три толстяка» Ю. Олеша и др.

В 4 классе: А. Гайдара «Тимур и его команда», М. Твен. «Приключения Тома Сойера" Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави», Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан», З. Биишевой «Будем друзьями», стихи Р. Гарипова и др.

После прочтения книги, провожу литературные гостиные. Дети рассказывают понравившиеся моменты прочитанной книги, тем самым развивают свою речь, появляется умение выделять главное в произведении. Также составляют викторины, ребусы, кроссворды, пишут отзывы, играют театрализованные постановки. Коллективное чтение книг стимулирует интерес, вырабатывается ответственность, уверенность, успешность, закладывается привычка читать. Приучаю детей, чтобы они начинали читать книгу с титульного листа, запоминали фамилию автора и её название.

Своевременный и тесный контакт с родителями обучающихся позволяет мне обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

Безусловно, успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителями. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.

Пример родителей - это чудодейственный способ приобщения ребенка к чтению. Можно сколько угодно говорить о важности чтения для ребенка, но если он будет видеть, что родители не читают, а большую часть времени проводят у телевизора или компьютера, то это не даст никакого эффекта. Для родителей рекомендую практиковать совместное семейное чтение, так как такое чтение имеет огромное воспитательное значение. Книга объединяет семью. Книга становится одним из лучших пережитых моментов жизни. Также родителям важно, познакомить детей со своим любимыми книгами детства.

Часто от родителей можно услышать вопрос.

- Что делать, если ребенок не любит читать русские народные сказки?

Родителям даю совет:

-В самом начале важно потворствовать вкусам детей. Сначала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала «первая» прочитанная книга. Любят книжки про пиратов, значит, пусть читают про них. Увлекаются динозаврами, нравятся детективы, комиксы пусть читают их. Главное, превратить чтение в интересное для них занятие. Очень важно детям просто читать.

Не надо экзаменовать детей «Что ты понял?», «Расскажи, о чем книга?». Чтение должно приносить удовольствие. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг.

Рекомендую родителям собирать домашнюю детскую библиотеку, в которую должны войти книги художественной и научно-популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, энциклопедии, поэзия и проза. Дети просят в подарок на день рождения… книгу.

Это счастье-любовь к книге.

Стараюсь задавать такое домашнее задание, чтобы детям для его выполнения необходимо было обратиться к книге. Обращение ребенка к книжным примерам, стимулирует процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы на страницах книг.

Стараемся посещать встречи с писателями. Ребятам понравилась и вызвала эмоциональный отклик встреча с писателем, лауреатом Государственной молодежной премии им. Ш.Бабича Айгизом Баймухаметовым (автор книг “Ҡалдырма, әсәй!” «Не оставляй мама», “Әкиәтһеҙ бала саҡ” «Сказки на ночь» "Урам балалары"). Дети с удовольствие общались с писателем, задавали вопросы по прочитанной книге. Такие встречи имеют большое воспитательное значение и остаются в памяти детей на долгие годы.

От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет.

Делая вывод, хочется сказать, что проводимая работа способствует развитию и социализации успешной личности в обществе.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: