О программе музыкального воспитания «Каждый ребенок – музыкант» и обучении воспитателей работе по этой программе




 

В основание программы «Каждый ребенок – музыкант» (КРМ) положена аксиома: музыка, способность жить с музыкой нужна всем. Она нужна музыкально одаренным – чтобы реализовать свой талант. Но она нужна и тем, кто не особо одарен или не воспринимается таковым – и ему можно помочь впустить в свою жизнь музыку. Она нужна здоровым, делает их жизнь богаче и помогает во всем – музыкально воспитанный человек все будет делать лучше: и управлять, и асфальт класть. И она нужна больным: целебные свойства музыки безграничны (философ О.И.Генисаретский утверждает, что основное назначение искусства в наше время – терапевтическое).

Из того я и исходила, разрабатывая свою программу. Она – результат более чем сорокалетней работы, вехами которой были зарождение идеи в моей практике работы преподавателем музыки в общеобразовательной школе, потом многолетняя практическая отработка программы параллельно в двух школах и в детских садах, написание серии пособий по разным аспектам программы (их издано уже 12, некоторые повторно), переход от работы с одними детьми к обучению коллег и формирование команды единомышленников. В настоящее время работает онлайн-школа по обучению работе по программе КРМ с детьми дошкольного возраста и в начальной школе (от 3-х до 9-ти) – подробнее об этом предприятии см. ниже.

В чем уникальность и незаменимость этой программы? Во-первых, она предназначена для музыкального воспитания именно всех детей, без исключений, и потому применима и в детском саду, и в общеобразовательной школе, и в условиях домашнего воспитания (родителями). Этим она отличается от музыкальных школ, которые из особо одаренных и упорных детей делают профессиональных музыкантов (нередко поселяя нелюбовь к музыке у остальных). Во-вторых, она основана на приобщении к активному музицированию (пение, танцы, игра на разных инструментах), что отличает ее от принятой сейчас в большинстве общеобразовательных школ системы Д.Б.Кабалевского, нацеленной на формирование культурного потребителя музыки.

Достигаются эти цели за счет максимального использования донотного периода музыкального образования, широкого применения игровых методов, сочетания коллективности (групповые занятия) с индивидуальным подходом к каждому ребенку, учетом его возможностей и склонностей, и выстраивания для него индивидуальной траектории музыкального развития. Как выше уже было упомянуто, дети поют, танцуют, овладевают навыками игры на инструментах (блокфлейта, гусли, скрипка), учатся музицировать в ансамбле и оркестре. Регулярно ставятся музыкальные спектакли. В программе КРМ учтен и синтезирован опыт многих систем музыкального воспитания – системы Карла Орфа, Судзуки, вальдорфской педагогики, конечно же, опыт отечественных педагогов. Наконец, мы много работаем с фольклором, используя тем самым традиционно-народные пути приобщения к музыке.

Одна из сторон воспитания по программе КРМ, которую хочется подчеркнуть, это то, что детям такое воспитание доставляет радость, усилия, которые им приходится прилагать (без этого нельзя), многократно вознаграждаются переживаниями телесного и душевного счастья.

Теперь более конкретно о последнем проекте, осуществление которого уже началось, но нуждается в поддержке.

Обучение работе по программе КРМ я начала около двадцати лет тому назад в виде выездных семинаров по приглашению заинтересованных музыкально-образовательных организаций разных России и ближнего зарубежья. В 2020 году мы начали использовать возможности интернета (ковид дополнительно подтолкнул): я провела несколько серий веб-семинаров, которые пользовались неизменным успехом. И вот, наконец, в этом году мы запустили годовой курс онлайн-школы «Воспитание звуком с 3-х до 9-ти лет». Занятия пока что проходят бесплатно для слушателей – мы руководствовались тем, чтобы ни для кого не стало препятствием отсутствие денег (а такая возможность реальна, особенно для провинциальных учителей и воспитателей). Записалось две с половиной тысячи человек со всей России и даже из-за рубежа, и более сотни участвуют в занятиях активно, задают вопросы, выполняют домашние задания. Во многих регионах уже складываются сообщества тех, кто обучается или намерен обучиться работе по программе КРМ. Курс начался в конце августа этого года и закончится в декабре 2022 г. В дальнейшем мы намерены провести аналогичные онлайн-занятия для учителей, работающих с детьми среднего и старшего возраста.

Меня заботит вопрос о преемстве. С его решением связаны поставленные в рамках проекта задачи. Их пять:

  1. Сформировать контингент педагогов, способных воспитывать детей по программе КРМ. Ожидаемую численность обучившихся, тех кого мы сможем сертифицировать, я примерно оцениваю в 100 человек.
  2. Создать ядро педагогов, способных транслировать программу, т.е. учить других работе по ней. Это 20-25 человек, для которых в проекте предусмотрен летний лагерь для очного обучения, мастер-классов, супервизии и личного творческого общения.
  3. Ознакомить возможно большее число педагогов с возможностями программы – в расчете на то, что они будут применять в своей работе отдельные элементы программы и с какой-то вероятностью захотят позднее освоить ее более основательно.
  4. Создать сеть сообществ в разных регионах России из обученных, обучающихся и желающих обучиться работе по программе. Зачатки такой сети уже, как было выше сказано, начали складываться. Кроме того, желание быть партнерами нашего проекта заявили образовательные организации, с которыми мы уже имели опыт сотрудничества: Центр образования №109 в Москве (Е.А.Ямбурга), Дальневосточный институт искусств (Владивосток), Сахалинский колледж искусств (Южно-Сахалинск) и Комитет по образованию Новониколаевского района Волгоградской области.
  5. Сформировать благоприятное отношение к нашему делу родительской общественности, администрации образовательных учреждений, всех, от кого зависит ее распространение.

Заслуженный учитель России

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: