Выполнила Антонова Оксана, 19ИПД2
"Школа" А. Гайдара
Год создания
А.П. Гайдар свою новую повесть читал под названием «Маузер», уже тогда предполагая, что изменит заглавие. Так, в 1930 году произведение вышло под привычным читателю названием «Школа» отдельным изданием. Впервые же повесть была выпущена журналом «Октябрь» в 1929 году. Рубрика «Пережитое», под которой печаталось произведение, и название «Обыкновенная биография» подчеркивали автобиографический характер повести.
Художественное время и пространство
События в повести происходят в хронологическом порядке. Действие всей повести приходится на годы первой мировой войны, революции и гражданской войны. Хотя в начале повести не конкретизируется год, в котором происходят события, но это можно понять, например, по рассказу про отца: «Отец мой был солдатом 12-го Сибирского стрелкового полка. Стоял тотполк на рижском участке германского фронта». Далее прямо говорится о 1905 годе, о революции, о партиях и фронте, при этом упоминаются белые и красные. Из этих описаний мы понимаем, какое время изображено в повести.
Автор употребляет и названия природных объектов, т.е. собственные имена любой природно-ландшафтной области: Крым и Кавказ («Были унас и такие, которые на лето ездили в Крым и на Кавказ»). Среди топонимов выделяются урбанонимы - имена любого внутригородского топографического объекта. Именно к этой группе относятся названия улиц, переулков, проспектов и площадей, ноупотребление названий улиц и переулков не так частотно, как наименования городов и стран. Например, улицыНовоплатиннаяАрбат, Вариха(«…Митька валяется на Новоплатинной улице». Небольшим количеством примеров представлены дромонимы – имена собственные, называющие любые пути сообщения, т.е. к дромонимам не следует относить названия населенных пунктов и улиц, а только лишь улицы-дороги. Например, Козий остров, Хамурская дорога, Кустаревская усадьба, Забелин луг («…чтобы последовал он вправо, на Хамурскую дорогу»). К потамонимам относим также названия ручьев, упоминаемых Гайдаром в произведении. Река Дон - реальный географический объект, на котором стоит город Ростов («на Ростов, на Дон»).
|
Герой в системе образов
Главный герой – Борис Гориков, имеющий связь с самим автором. Некоторые черты характера А.П. Гайдара отразились в центральном персонаже. В то же время Борис – образ не индивидуализированный, а собирательный. Писатель всячески подчеркивал обобщенность, даже ранее название «Обыкновенная биография» говорит об этом. Борис Гориков – тип революционной личности, вбирающей в себя самые лучшие качества.
В центре произведения стоят простые дети, однако образы взрослых нельзя назвать второстепенными. Именно они решают ход события и помогают младшему поколению пройти «школу жизни». Образы взрослых, как и образы детей, описаны с психологической точностью.
Настоящая школа Бориса Горикова — фронт. Как почти всегда у Гайдара, характер героя определяется в переломные моменты, в связи с его поступками, накладывающими отпечаток на всю жизнь. Но не самый поступок меняет человека, формирует его, а переживания и события, обусловленные поступком.
Но воспитывали Бориса и обстоятельства жизни: расстрел отца, побег из дома, участие в гражданской войне. Недаром Гайдар назвал написанную позже статью о своей жизни «Обыкновенная биография в необыкновенное время». Гайдару самому пришлось пережить многое из того, что определило жизнь Бориса, он сам в четырнадцать ушел на фронт. Борису в повести 15 лет.
|
Три события во фронтовой жизни Бориса играют решающую роль: еще только направляясь к отряду, он убивает человека; на фронте по вине Бориса гибнет его наставник и друг Чубук, боец, которым Борис восхищался, которому стремился подражать, оказывается негодяем, человеком ничтожным и вредным для революции.
Первое событие — вынужденное убийство юноши, притворившегося красным, а на самом деле кадета-белогвардейца Юрии Ваальда— заставляет Бориса впервые почувствовать себя взрослым. «Ведь это уже всерьез! Все, что происходило моей жизни раньше, было, в сущности, похоже на игру, даже побег из дома, даже учеба в боевой дружине со славными сормовцами, даже вчерашнее шатанье по лесу, а это было всерьез. И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в черном лесу рядом с по-настоящему убитым человеком...»
Ваальд убил бы Бориса фанатично и хладнокровно. Борис это знает. Убивая врага, он испытывает сильнейшее нервное потрясение. И первое чувство, которое он испытывает — страх. Ему страшно (то слово дважды повторяется в упомянутой сцене). Он вызван, пожалуй, не самым фактом убийства, даже не соседством с мертвым и темном лесу, а подсознательным ощущением того, что теперь он, Борис, отвечает за каждый свой шаг, теперь он взрослый, хоть по возрасту еще почти мальчик. Страх рожден не спасением за свою жизнь, а ответственностью за жизнь чужую. Впоследствии Борис научится в бою этот страх преодолевать. Но он никогда не сможет убивать хладнокровно и с удовольствием. (Ср. статьи об убийстве Гайдаром людей. На войну идут воевать не в белых перчатках).
|
Именно здесь—в отношении к убийству врага, человечности и совестливости—принципиальное различие между такими, как Ваальд и Гориков.
Этим, собственно, и ограничивается психологическое значение первого события во фронтовой жизни Бориса, оно играет дальше важную сюжетную роль.
В сущности, вся та часть пребывания Бориса на фронте, которая изображена в «Школе», — это история ошибок Бориса, рожденных жизненной и военной неопытностью, и только в конце повести ее герой подходит к взрослому их осознанию.
Начинается с ошибок чисто военных. В первом бою пятнадцатилетний мальчуган, вместо того чтобы ударить врага прикладом, выронил винтовку и «по-мальчишески нелепо укусил солдата за палец», а потом, бросая бомбу, снял только кольцо, забыв о предохранителе.
Ошибки чисто военные, вызванные неопытностью, и влекут за собой серьезных последствий для Бориса. За каждую ошибку моральную ему приходится трудно дорого расплачиваться.
Школа, которую Борис проходит на фронте, — это школа благородства, внутренней дисциплины, верного товарищества и точного, самоотверженного выполнения долга.
Чубук взял Бориса в разведку. Задание выполнив, нужно дождаться своих в условленном месте. Устали Чубук засыпает. Борис услышал топот и голоса. «Вставай, Чубук, наши идут!» Но это были белые. С трудом спасаются от них Чубук и Борис. «Ну и врезались же мы с тобой, Бориска! А все я... Заснул. Ты заорал: «Наши, наши!», я не разобрал спросонья…».
Ночью Чубук сторожил сон Бориса. Разбудил его рассвете. «Я уже давно возле тебя сижу. Теперь приляг маленько, а ты посторожи. Неравно, как пойдет кто. Да смотри не засни тоже!»
Борис не заснул, но поддался соблазну — побежал выкупаться. И на речке попадает в плен к белым. Они взяли и Чубука, спокойно спавшего, поверившего слову Бориса.
Горикова выручают позабытые в кармане документы кадета-белогвардейца Ваальда, которого он убил, когда шел на фронт. А Чубука расстреливают. Борис пытается его спасти, но неудачно. И вдобавок, видя Бориса на свободе, Чубук думает, что юноша изменил, перешел к белым.
Перед смертью Чубук «выпрямился и, презрительно покачав головой, плюнул». «Его плевок, брошенный в последнюю минуту, жег меня, как серная кислота. И еще горше становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем и что Чубука уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда...»
Борису удалось бежать, разыскать свой отряд. Он ничего не скрыл, рассказал все, как было. Кроме плевка.
И тогда начинается мучительная расплата — раскачивание последствий поступка, в котором куется характер.
Казалось бы, пройдена драматическая кульминация повести. Впереди медленный и трудный путь искупления вины, завоевания вновь доверия товарищей. Но оказалось, что и этого урока мало! Снова Борис совершает тяжелые ошибки, подходит к краю моральной гибели. Опасность таится в естественном как будто бы способе, которым Борис старается вернуть доверие отряда, — в попытках проявить безудержную отвагу, совершить на глазах у всех геройский поступок. Это не удается, и читатель видит, как важен выбор средств для достижения хорошей, благородной цели. Средства, выбранные неверно, могут все погубить.
Был в отряде отчаянный храбрец, красавец, балагур, баянист, что называется, «первый парень на деревне», — Федя Сырцов, командир разведки. К нему, в конную разведку, и попросился Борис.
Два как будто бы несовместимых стремления предопределили дружбу Бориса с Федей: он хотел сражаться рядом с бойцом, прославившимся своей отвагой, чтобы были сну чаи проявить собственную храбрость и тем заслужит прощение отряда; и в то же время он искал легкой жизни, легкой дружбы, хотел избавиться как раз от того, что помогало ему стать человеком, — от требовательного, сурового воспитания.
Все еще легкомысленный, Борис не обращает внимания на недоверчивое отношение командира отряда Шебалова к самовольничающему, не признающему дисциплины Федора. И неподчинение приказам, и Федины набеги на крестьянскую сметану казались Борису неважными по сравнению с воинской доблестью разведчика.
Но вот разоблачается и эта доблесть, ее анархическая природа. Приказал Шебалов Феде выяснить, есть ли на Выселках белые. Отправились в разведку. Дождь, плохая дорога. Заходят на хутор. Гостеприимный хозяин угощает бойцов самогоном. Говорит, что зять его утром пришел с Выселок и белых там нет. Федя решает: «Раз с утра не было, значит, и сейчас нету. Весь день такой дождина, кого туда понесет?» И продолжает пьянствовать. Все принципы Феди в этой пьянке напоказ: «Выпьем за все мирный пролетариат, за итальянскую революцию! Пошли, господи, чтобы на наш век революций хватило и белые не переводились! Дай им доброго здоровья, хоть по рубать есть кого, а то скучно было бы без них жить на свете».
И даже этого оказывается мало, чтобы раскусил Борис своего друга. Федя соврал, вернувшись в отряд, будто побывал на Выселках. Шебалов не очень поверил ему. Спрашивает Бориса. И подтвердил Гориков Федину ложь, чтобы не выдать друга. Тогда Шебалов поверил.
А потом оказалось, что белые там, на Выселках. Федя, чтобы загладить вину, совершает молодецкий налет на Выселки. Но это сделано без приказа, вопреки приказу. Федя должен был отправиться в другое место. «Дорого обошелся отряду смелый, но самовольный набег разведки на Выселки. Не говоря уже и трех кавалеристах, попавших по ошибке под огонь своего пулемета, была разбита в Новоселове не нашедшая Феди вторая рота Галды, а сам Галда был убит. Обозлишись тогда красноармейцы нашего отряда и сурового суда требовали над арестованным Федей».
Как Борис погубил Чубука, так Федя подвел под пулю другого замечательного бойца — Галду. А потом Федя бежал из-под ареста, и тогда окончательно выясняется, что этого за человек: он ушел к махновцам.
Снова повторяется ситуация (Борис — Чубук, Федя — Галда). И это, конечно, неспроста. Гайдар показывает читателю два варианта судьбы, показывает, на какой опасный путь вступил Борис, кем мог бы он стать, слепо пойдя за Федей.
Еще не искупил Борис первую вину, а за ним уже новая — ложь командиру и участие в самовольном набеге.
Достаточно, чтобы одуматься? Нет, Борис все еще хочет сбросить с себя груз вины сразу, рывком.
Во фронтовой части повести писатель создает образы бойцов и командиров отряда, которые дают читателю очень отчетливое представление о том, как училась Красная Армия воевать, в каком крепком товариществе жили и сражались бойцы, кого выбрасывали из своей среды.
Особенно интересен Шебалов. На глазах читателя складывается облик командира Красной Армии. Если свести все сказанное о нем в повести, все его реплики, едва ли наберется четыре-пять страниц. А образ многогранен, отчетлив и очень привлекателен.
Пожилой сапожник, он, когда юнкера начали громить Кремль, «надел праздничный костюм, достал винтовку и ударился навек в революцию».
Вот первая встреча с ним читателя, когда появляется в отряде Гориков. Шебалов не хотел было принять Борис в отряд — неизвестно, что за человек. Но Чубук уговаривает:
«— Ты, Шебалов, не морочь человеку голову, а разберись... Слазь с жеребца-то, успеешь.
Чубук! — сурово проговорил командир. — Ты как разговариваешь? Кто этак с начальником разговаривает! Я командир или нет? Командир я, спрашиваю?
— Факт! — спокойно согласился Чубук.
—Ну, так тогда я и без твоих замечаний слезу»
В этом диалоге экономно выражено очень многое —стремление Шебалова утвердить свой командирский авторитет, и его готовность выслушать хороший совет, и внимательность к людям. У него есть детские черты — любовь к внешним эффектам.
Его легко можно было отыскать даже в толпе по ярко-красной макушке на черной папахе. К его блистательному палашу был привязан красный темляк. На деревянной покрышке его маузера краснела медная пластинка с вытравленным девизом: «Я умру, но и ты, гад, погибнешь». Даже конь Шебалова был убран красными лентами.
Трогательно это несоответствие роскошного убранства облику пожилого сапожника, скромного до застенчивости, вдумчивого и самоотверженного.
Мы видим, как он все увереннее принимает решении, ни на миг не теряя глубокой душевной связи с членами своего отряда, как хорошо разбирается в людях (он быстро раскусил Федю, единственный в отряде понял, что стремление Бориса к подвигу — это не «Федькины замашки»: «просто парень хочет оправдаться, а как — не знает»). Мы видим, с какой светлой радостью дает он Борису рекомендацию в партию. То, что этот богато разработанный образ зарисован всего в нескольких скупых диалогах и коротких эпизодах, — еще одно свидетельство высокого мастерства Гайдара.
Участие детей в войне было частым явлением, и, естественно, оно стало предметом изображения в детских книгах. Но герой-ребенок в большинстве книг для детей тех лет, следовавших старым литературным традициям, изображался исключительным героем, от поступков которого зависела нередко судьба целого сражения. Такие книги были оторваны от жизни, искажали действительную историю, отступали от законов правдивого искусства. «Школа» А. Гайдара была одним из первых произведений, где роль и участие детей в войне не были преувеличены и где дети показаны глубоко правдиво. Дети стоят в центре повествования, но не они решают исход событий, а сами под руководством отцов и старших братьев — коммунистов проходят школу жизни. Исторические события здесь не фон для необычайных подвигов героя, а содержание повести. Писатель хорошо знал подростка своего времени и создавал его характер правдиво, жизненно. Это было отмечено и критикой.
Сюжет
Повесть «Школа», созданная советским писателем Аркадием Гайдаром, рассказывает о событиях, происходивших в России с 1916 до конца 1918 года.
Главный герой произведения Борис Гориков живет в провинциальном городке Арзамасе, похожем на монастырь. Борис любил в праздничные дни взбираться на колокольни, которых было много в городке, и смотреть на свою прекрасную малую родину. Отец главного героя был солдатом, воевал на фронтах 1 мировой войны. Мать работала в больнице. Борис, который учился в училище, был предоставлен сам себе. Мать уже давно не ругала его за плохие отметки. Подросток ненавидел уроки чистописания и французского.
Однажды отец появляется дома, затем уходит. Борис понимает, что он дезертировал с фронта. Эта догадка подтверждается официально. Сразу в училище просят заплатить за обучение мальчика. (До этого он был освобожден от оплаты, как сын солдата). Бориса начинают дразнить «сын дезертира». Затем отца арестовывают и расстреливают.
В училище работает преподавателем мужчина по фамилии Галка. Он — революционер, член партии большевиков. Мужчина рассказывает Борису всю правду о происходящих событиях в России и на фронтах. В стране начинаются революционные события, власть в руки берёт Временное правительство. Борис начинает ходить на митинги и слушать выступления представителей разных партий. Борис решает сбежать из дома. Вначале он едет к дяде, но понимает, что мужчина не поддерживает бедняков. Здесь он встречается с учителем Галкой и уезжает на фронт сражаться в рядах Красной Армии.
Борису пришлось много пережить. Он попадает к партизанам, сближается с мужчиной по фамилии Чубуком, который намного старше подростка. Затем они попадают к плен к белым. Чубуку расстреливают, а Борису удается сбежать и вернуться в Красную Армию. После страшных событий подростка постоянно мучит совесть. Он считает себя виновным в смерти Чубука. Борис принимает решение, вступить в ряды партии большевиков.
Эпическое и лирическое в повести
Сам жанр произведения – повесть – позволяет отнести его к эпосу. Эпическое в произведения проявляется в описании быта, жизни мальчика, в описании других героев. Повесть начинается с описания города, где жил Борис: «через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. Под горою текла речонка Теша.» Повествование сопровождается также описанием школы, рассказом про товарищей Бориса и про жизнь в целом. Впоследствии, в других частях, описывается жизнь на фронте: «Только-только успели мы притаиться за кустами, как внизу показалось сразу пятеро всадников. Очевидно, это и было ядро флангового разъезда. Всадники остановились, оглядываясь; очевидно, они искали своего товарища», «перед ночным походом ребята варили в котелках кашу с салом, пекли в углях картошку, валялись на траве, чистили винтовки и отдыхали».
На протяжении всего произведения повествование сопровождается чувствами и мыслями главного героя. Борис нередко вспоминает свой дом и прежнюю жизнь и рассказывает о своих переживаниях: «Ведь это уже всерьез! Все, что происходило моей жизни раньше, было, в сущности, похоже на игру, даже побег из дома, даже учеба в боевой дружине со славными сормовцами, даже вчерашнее шатанье по лесу, а это было всерьез. И страшно стало мне, пятнадцатилетнему мальчугану, в черном лесу рядом с по-настоящему убитым человеком...», помимо этого, в произведения показаны эмоции мальчика, например, его переживания после смерти Чубука: «Его плевок, брошенный в последнюю минуту, жег меня, как серная кислота. И еще горше становилось от сознания, что поправить дело нельзя, объяснить и оправдаться не перед кем и что Чубука уже больше нет и не будет ни сегодня, ни завтра, никогда...».
Иначе говоря, эпическое и лирическое в произведении зримо сосуществуют, взаимопроникают друг в друга, «идут рука об руку».
Композиция
Несмотря на внешнюю раздробленность повести, «Школа» - это целостное произведение с объединенными в общую цепочку сюжетами и элементами.
Первая и вторая части повести представляет читателю героев произведения, которые запоминаются и узнаются в реальном времени. Здесь автор показывает мелкобуржуазную среду, рисует портреты большевиков. В первых двух частях книги, до того как Борис попал на фронт, кажется особенно интересной, значительной широта и рельефность изображения эпохи.
Накопление небольших эпизодов, в которых проявляются важные черты времени, в конечном счете дает многостороннее и ясное представление об условиях, в которых складывался характер героя повести. Рассказ ведет Борис Гориков, иначе говоря, события даны так, как мог их воспринять и понять подросток того времени.
Первые две части повести — это, в сущности, «дошкольные» годы героя. Образ Бориса только намечается. В центре повествования не столько сам Борис, сколько обстоятельства, определившие его судьбу и условия развития характера.
В так называемой фронтовой части А.П. Гайдар показывает образы бойцов, что позволяло читателю увидеть жизнь Красной Армии.Настоящая школа Бориса Горикова — фронт. Как почти всегда у Гайдара, характер героя определяется в переломные моменты, в связи с его поступками, накладывающими отпечаток на всю жизнь. Но не самый поступок меняет человека, формирует его, а переживания и события, обусловленные поступком.
Повесть «Школа» обладает законченностью и завершенностью. Когда писатель хотел продолжить свое произведение, взяв за основу сюжета то, что Борис Гориков в результате ранения приезжает на малую родину, а потом возвращается на фронт, А.П. Гайдар понял, что повесть не имеет продолжения, композиционно и сюжетно она уже завершена.