Чистая (совершенная) конкуренция





Я думал: в мире люди

Как ангелы живут,

Я думал, в тайных мыслях

Один у них закон:

К тебе, царю небесный,

Любовью пламенеть,

И ближним неимущим

Без ропота души


Последнюю копейку, Как братьям уделять. А люди — те же звери: И холодны и злы; Мишурное величье — Молебный их кумир, А золото и низость — Защитник их и бог.


(1829)


А. В. Кольцов (1808-1842)


Ключевые понятия

Краткосрочное равновесие Долгосрочное равновесие Репрезентативная фирма Эффективная фирма Предельная фирма Долгосрочная кривая предложения

Конкуренция

Чистая (совершенная) конкуренция

Условия максимизации прибыли:

—необходимое

—достаточное Кривая предложения фирмы Точка закрытия фирмы

Конкуренция является микроэкономическим термином,1 который вызывает неоднозначные толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных оте­чественных ученых, покойный профессор В.М. Гальперин, противопоставлял понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплано­вые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурса­ми.2 Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том, что в повсе­дневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «со­перничество» как совершенные синонимы.

Попробуем разобраться в этой путанице. Как мы выяснили в главе 1, люди живут в мире ограниченных ресурсов. Именно поэтому, что греха таить, люди не ангелы (по поводу чего и сокрушался молодой А. В. Кольцов, столкнувший­ся с реалиями жизни, стихотворение которого приведено в эпиграфе). В стрем­лении выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами

1 В курсе макроэкономики явление конкуренции не рассматривается. Макроэкономика
изучает экономических агентов агрегированно, т. е. совокупно и обезличенно, вне связей друг
с другом. Конкуренция же подразумевает соперничество между экономическими агентами.

2 См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.,
1999. С. 18-19.



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


природы и общества, соперничестве друг с другом, конкуренции. В этом широ­ком смысле можно смело ставить знак равенства между конкуренцией, соперни­чеством и борьбой.

Конкуренция (позднелатинское concurrentia от латинского сопсигго — сбегаюсь, сталкиваюсь) — процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей).

Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Пор­тер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появ­ления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-замените­лей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой» (рис. 8.1).1

Угроза появления новых конкурентов


Способность поставщиков торговаться


Соперничество

между имеющимися

конкурентами


Способность покупателей торговаться


Угроза появления субститутов

Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)

Другой исследователь, профессор Миллер, определяет соперничество следую­щим образом: «Поведение соперничества среди продавцов принимает множество форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модифи­кация старых продуктов и т. д. Соперничество среди покупателей также принимает множество форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в объеме

' См.: Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 52-53. Кстати, как следует из этой фразы и рисунка, Портер также не делает различий между конкуренцией и сопер­ничеством. В данном случае приводится модель механизма отраслевой конкуренции, что представляет собой лишь один из аспектов этого многомерного явления.


Глава 8, Чистая (совершенная) конкуренция



ценовых скидок, предложение более высокой цены с целью приобретения ограни­ченного продукта и т. п.».1 В нашей повседневной речи мы не делаем никакой раз­ницы между терминами «соперничество», «борьба» или «конкуренция».

Путаница начинается с того момента, когда мы классифицируем абстракт­ные типы микроэкономических рынков на основании рассмотренных в прошлой главе структурных переменных. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается, что совершенная (или чистая) конкуренция как определенная структура рынка «начисто» лишена свойств соперничества (как процесса)! И это так. Приведем определение чистой конкуренции.

Чистая конкуренция (англ. риге competition)рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт.

Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается преж­де всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью про­дукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.

Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих ха­рактеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал вышеупомянутый профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке от­сутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследовани­ях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде та­кое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.

Однако не следует забывать, что в данной главе мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкурен­цию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание дру­гой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п.

Вывод: между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой разницы; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от реального процесса соперничества (соперничества как особой структуры рынка не существует!)

А теперь обратим внимание еще на одну словесную путаницу. Внимательный читатель заметит, что в учебниках используются разные термины: «совершенная

1 См.: Miller R. Intermediate microeconomics. N.Y., 1978. P. 236-237. Конкуренция, как и соперничество, является излюбленным предметом исследования экономистов-маркси­стов. Так, В. И. Ленин любил повторять, что в конкурентной борьбе соперники не оста­навливаются ни перед какими средствами, «вплоть до применения динамита». Увы, по­добные картинки вовсе не редкость в наше смутное время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: