Я думал: в мире люди
Как ангелы живут,
Я думал, в тайных мыслях
Один у них закон:
К тебе, царю небесный,
Любовью пламенеть,
И ближним неимущим
Без ропота души
Последнюю копейку, Как братьям уделять. А люди — те же звери: И холодны и злы; Мишурное величье — Молебный их кумир, А золото и низость — Защитник их и бог.
(1829)
А. В. Кольцов (1808-1842)
Ключевые понятия
Краткосрочное равновесие Долгосрочное равновесие Репрезентативная фирма Эффективная фирма Предельная фирма Долгосрочная кривая предложения |
Конкуренция
Чистая (совершенная) конкуренция
Условия максимизации прибыли:
—необходимое
—достаточное Кривая предложения фирмы Точка закрытия фирмы
Конкуренция является микроэкономическим термином,1 который вызывает неоднозначные толкования в научном мире. К примеру, один из авторитетных отечественных ученых, покойный профессор В.М. Гальперин, противопоставлял понятия «конкуренция» и «соперничество», утверждая, что это разноплановые категории, подкрепляя это определенными лингвистическими экскурсами.2 Безусловно, подобные заявления вызывают чувство уважения к пытливому исследовательскому уму, но вместе с тем сбивают с толку. Дело в том, что в повседневной жизни мы на каждом шагу употребляем термины «конкуренция» и «соперничество» как совершенные синонимы.
Попробуем разобраться в этой путанице. Как мы выяснили в главе 1, люди живут в мире ограниченных ресурсов. Именно поэтому, что греха таить, люди не ангелы (по поводу чего и сокрушался молодой А. В. Кольцов, столкнувшийся с реалиями жизни, стихотворение которого приведено в эпиграфе). В стремлении выжить экономические агенты находятся в постоянной борьбе с силами
|
1 В курсе макроэкономики явление конкуренции не рассматривается. Макроэкономика
изучает экономических агентов агрегированно, т. е. совокупно и обезличенно, вне связей друг
с другом. Конкуренция же подразумевает соперничество между экономическими агентами.
2 См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб.,
1999. С. 18-19.
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
природы и общества, соперничестве друг с другом, конкуренции. В этом широком смысле можно смело ставить знак равенства между конкуренцией, соперничеством и борьбой.
Конкуренция (позднелатинское concurrentia от латинского сопсигго — сбегаюсь, сталкиваюсь) — процесс борьбы (соперничества) между участниками рыночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителей) или прибыли (для производителей).
Известный специалист в области исследования конкуренции профессор М. Портер (кстати, нигде не давая самого определения этой категории) пишет: «В любой отрасли экономики — не важно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами: 1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой» (рис. 8.1).1
Угроза появления новых конкурентов
Способность поставщиков торговаться
|
Соперничество
между имеющимися
конкурентами
Способность покупателей торговаться
Угроза появления субститутов
Рис. 8.1. Пять сил, определяющих отраслевую конкуренцию (по М. Портеру)
Другой исследователь, профессор Миллер, определяет соперничество следующим образом: «Поведение соперничества среди продавцов принимает множество форм: реклама, улучшение качества продукта, создание новых продуктов, модификация старых продуктов и т. д. Соперничество среди покупателей также принимает множество форм: поиски лучших сделок, попытки добиться преимуществ в объеме
' См.: Портер М. Международная конкуренция. М., 1993. С. 52-53. Кстати, как следует из этой фразы и рисунка, Портер также не делает различий между конкуренцией и соперничеством. В данном случае приводится модель механизма отраслевой конкуренции, что представляет собой лишь один из аспектов этого многомерного явления.
Глава 8, Чистая (совершенная) конкуренция
ценовых скидок, предложение более высокой цены с целью приобретения ограниченного продукта и т. п.».1 В нашей повседневной речи мы не делаем никакой разницы между терминами «соперничество», «борьба» или «конкуренция».
Путаница начинается с того момента, когда мы классифицируем абстрактные типы микроэкономических рынков на основании рассмотренных в прошлой главе структурных переменных. Именно на этой стадии вдруг обнаруживается, что совершенная (или чистая) конкуренция как определенная структура рынка «начисто» лишена свойств соперничества (как процесса)! И это так. Приведем определение чистой конкуренции.
|
Чистая конкуренция (англ. риге competition) — рыночная структура, при которой множество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт.
Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура отличается прежде всего большим количеством продавцов (и покупателей); однородностью продукции; отсутствием барьеров для отраслевого входа и выхода фирмы.
Прочие рыночные структуры также могут обладать некоторыми из этих характеристик, но не всеми одновременно. Именно по этим причинам в условиях чистой конкуренции не может быть тех проявлений соперничества, о которых писал вышеупомянутый профессор Р. Миллер: на чисто конкурентном рынке отсутствуют мотивы создания рекламы; нет нужды в маркетинговых исследованиях (продукт абсолютно однороден!); покупателям также бессмысленно пытаться искать лучших сделок и всевозможных скидок: их просто не существует, так как все условия равны и все однообразно. Стоит ли упоминать, что в чистом виде такое состояние вряд ли может существовать в реальной жизни.
Однако не следует забывать, что в данной главе мы рассматриваем не просто конкуренцию (процесс борьбы между участниками рынка), а чистую конкуренцию (модельную структуру рыночной организации как крайнее отрицание другой рыночной структуры — монополии). Мы изучаем понятие чистой конкуренции с целью разобраться как в особенностях структуры данной рыночной организации, так и для того, чтобы лучше понять все прочие рыночные структуры: монополию, олигополию, монополистическую конкуренцию и т. п.
Вывод: между процессом конкуренции и процессом соперничества нет никакой разницы; но как абстрактная структура рынка чистая конкуренция отличается от реального процесса соперничества (соперничества как особой структуры рынка не существует!)
А теперь обратим внимание еще на одну словесную путаницу. Внимательный читатель заметит, что в учебниках используются разные термины: «совершенная
1 См.: Miller R. Intermediate microeconomics. N.Y., 1978. P. 236-237. Конкуренция, как и соперничество, является излюбленным предметом исследования экономистов-марксистов. Так, В. И. Ленин любил повторять, что в конкурентной борьбе соперники не останавливаются ни перед какими средствами, «вплоть до применения динамита». Увы, подобные картинки вовсе не редкость в наше смутное время.