Пояснительная записка. 1.2. Цель и задачи




Пояснительная записка

Введение


Предлагаемая программа ориентирована на изучение, практическое освоение и собирание песенно-музыкального, танцевального и обрядового фольклора России.

Программа является частью комплекса предметов общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор» и находится в непосредственной связи с таким как: «Народное музыкальное творчество», «Элементы народного танца», «Вокал».

Программа может послужить задачам возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Отдавая должное академическому способу обучения на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, профессиональных произведений искусства, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, на формирование бережного отношения и любви к русскому традиционному искусству.

В процессе обучения-личность ребенка, перспективы его развития.

Фольклор является универсальным средством этого развития. Образы добра, счастья, любви, воспетые в произведениях фольклора-вечны. Фольклор способствует максимальному самовыражению ребенка.

Многогранность народной песни позволяет комплексно развивать музыкальные данные детей, способствует воспитанию художественного вкуса.

1.2. Цель и задачи:

 

Цель программы:

Создание особой среды для развития творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства; расширение картины мира ребёнка и осознание своей роли в нём; ориентация детей на национальные ценности и формирование этнического самосознания; развитие музыкального вкуса в познании народной и фольклорной песни

Задачи программы:

Обучающие:

· развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

· развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

· формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

· развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

· воспитывать творчески-активную личность.

 

Развивающие:

· развитие голоса и его регистров, диапазон, тембра;

· развитие слуха, музыкальной памяти и мышления;

· формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;

· развитие самостоятельности, инициативы;

· развитие импровизационных способностей у детей;

 

Воспитательные:

· формирование умения организовывать свой труд;

· формирование умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;

· воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;

· формирование гуманистических нравственных норм жизни и поведения;

· воспитание творчески-активной личности.

 

 

Отличительные особенности программы.

· формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

· воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

· ребенок научитсяосновам вокального искусства в традиционной манере пения, народно-бытовому танцу, игре на музыкальных инструментах, познакомится и приобщится к декоративно-прикладному творчеству, освоит сценическое мастерство.

Возраст и условия набора обучающихся.

Программа рассчитана на 2 возрастные группы: 5-6 лет и 7-8 лет. Воспитанники, поступающие в студию, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальных способностей и умений. Условия набора воспитанников: принимаются все желающие.

 

Режим занятий.

Занятия проводятся 3 раза в неделю, по одному часу, для каждой группы. Оптимальная наполняемость группы 12-15 человек.

Занятия проходят по следующим дисциплинам:

· ансамблевое пение;

· постановка голоса;

· народные инструменты;

· народное творчество;

· бытовой танец;

· актёрское мастерство;

· фольклорный театр.

 

 

Ожидаемые результаты.

Характеристика ожидаемых результатов 1 группы (5-6 лет)

Должны знать:

· знать 15-20 потешных прибауток;

· интонировать 1-2 колыбельные, 5-6 хороводных песни, 7-10 календарных;

· знать основное содержание главных календарных праздников: зимние Святки, Масленица;

· знать основные виды хороводов: круговой, «змейка», «капустка», «стенка-на-стенку».

Должны уметь:

· уметь прохлопать и протопать несложный ритмический рисунок;

· знать 5-10 фольклорных игр, уметь объяснить правила,

· чётко, в среднем темпе, проговаривать 8-10 скороговорок;

· уметь петь простейшие попевки в различном диапазоне;

· уметь играть на простейших шумовых музыкальных инструментах;ложки, колокольчики, бубенцы:

· уметь двигаться под пение;

· слушать при пении другого поющего;

· ритмично и активно декламировать песенные ритм тексты.

 

Характеристика ожидаемых результатов 2 группы (7-8лет)

 

Должны знать:

· знать 15-20 потешных прибауток;

· знать основное содержание главных календарных праздников: зимние Святки, Масленица

· знать 5-10 фольклорных игр, уметь объяснить правила, пересказать содержание;

· знать календарные праздники: зимние святки (Рождество, Крещение), Масленица, Зелёные Святки (Троица), Покрова Пресвятой Богородицы;

· знать основные виды хороводов: круговой, орнаментальный, «змейка», «капустка», «стенка-на-стенку»;

· знать простейшие движения цыганского танца, танцев белгородской и курской области,

· знать костюмы белгородской, курской, московской областей.


Должны уметь:

· уметь свободно, звонко, в речевой манере пропевать звуки различной звуковысотности (в примарной зоне);

· передавать интонацией голоса различные чувства: восторг, изумление, радость, гнев и т. д.;

· чётко, в среднем темпе, проговаривать 8-10 скороговорок;

· интонировать 1-2 колыбельные, 20 плясовых песен, 7-10 календарных;

· уметь прохлопать и протопать несложный ритмический рисунок;

· петь в унисон,с элементами двухголосья;

· исполнять песни с элементами движения или театрализацией;

· уметь аккомпанировать на шумовых и струнных народных инструментах (ложках, трещотках, рубели, гуслях и т.д.);

· уметь чётко и быстро проговорить 10-15 скороговорок;

· организовать игру, применить считалку, запеть в игре;

· выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу притопывать, идти дробью);

  • уметь правильно дышать при пении.

1.9. Формы и методы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Формы и методы выявления результатов:

· Педагогическое наблюдение.

· Текущий и итоговый контроль (определение изменения уровня развитиядетей, степени усвоения учебного материала, степени активности детей).

· Тестовые упражнения и диагностические задания (выявление детей,отстающих и опережающих обучение).

· Анализ результатов участия детей в мероприятиях базового учреждениякультуры.

· Анкетирования, опросы, мониторинги.

· Формы и методы фиксации результатов:

· Грамоты, дипломы.

· Фото, видеозапись.

· Отзывы детей, родителей, специалистов базового учреждения, курирующих деятельность клубного формирования.

· Информация в СМИ.

· Обобщающие аналитические материалы о деятельности клубного формирования.

· Методические разработки.

Формы и методы предъявления результатов:

· Показательные (открытые), итоговые занятия (2 раза в год), творческие отчеты;

· Защита творческих проектов;

· Участие в мероприятиях базового учреждения культуры;

· Участие в конкурсах и фестивалях по профилю творческой деятельности;

2. Учебно-тематический план

(для каждой возрастной группы прописывается отдельно, если групп несколько)

 

Первая группа (5-6 лет)

(темы в таблице как пример, свои данные вписать в эту таблицу)

 

№ п/п Темы Часы
  Вводное занятие  
  Игры, сказки, загадки, поговорки.  
  Песни дразнилки.  
  Песни - игры  
  Небылицы и скоморошины  
  Рождественские колядки  
  Дыхание  
  Дикция и артикуляция  
  Масленичные песни  
  Потешки  
  Музыкально-исполнительская работа  
  Ритм  
  Сценодвижение  
  Работа над репертуаром  
  Пение под фонограмму  
  Концертная деятельность  
  Итоговые занятия, творческие отчеты  

 

Вторая группа (7-8 лет)

 

№ п/п Темы Часы
  Вводное занятие  
  Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения  
  Рождественские колядки  
  Охрана голоса  
  Певческая установка  
  Веснянки, заклички  
  Плясовые песни  
  Масленичные песни  
  Игры на ударных инструментах: ложки, трещотки, бубен и т.д.  
  Дыхание  
  Дикция и артикуляция  
  Ансамбль Унисон  
  Ансамбль Элементы двухголосья  
  Музыкально-исполнительская работа  
  Ритм  
  Сценодвижение  
  Работа над репертуаром  
  Пение под фонограмму  
  Концертная деятельность  
  Итоговые занятия, творческие отчеты  

 

Методическое обеспечение программы

3.1. Основные методы обучения:

· наглядно-практический (показ);

· словесный (объяснение);

· практические;

· метод эстетического воспитания.

  • объяснительно – иллюстративные.

 

 

3.2. Основные формы обучения:

  • учебные занятия, беседы, игры, концерты;
  • индивидуальные и групповые;
  • теоретические и практические.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: