Смоленская государственная академия физической культуры,
Спорта и туризма
Лекция №2
Дисциплина: «Безопасный отдых и туризм»
Тема: «Подготовка и проведение выездов на природу и туристических походов»
(кандидат военных наук, доцент В.Н. Соколов)
Смоленск
2013 год
Учебные и воспитательные цели
Обучить студентов принятыми на основе обобщения опыта положениями, постулатами и предварительными описаниями приемов и средств, с помощью которых возможно снижение риска до приемлемого уровня
Время: 2 часа
Место проведения: аудитория
Материальное обеспечение
Литература:
- Методическое пособие «Туризм. Безопасность в программах туров и на туристских маршрутах» М. изд. Центр «МарТ»., 2007
- Конспект лекции. СГИФК, 2005.
3. Брипчук М.М. Экологическое право (Право окружающей среды)
Учебник.- М., 1998.
4. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник — М., 1996.
5. Смирнов Л.Т., Литвинов Е.П., Фролов М.П., Латчук В.П., Петров
Богоявленский И.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб-
для учащихся 8 классов. - М., 1988.
6. Богоявленский И.Ф., Литвинов Е.Н., Негров С.В. Основы безопас-
ности жизнедеятельности: Учебник для 10 классов. - М., 1998.
7. Смирнов А.Т., Фролов М.П., Литвинов Е.П. Основы безопасности
жизнедеятельности: Учебник для 11 классов. - М.,.1.997.
8. Научно-популярный журнал. Основы безопасности жизни. - М.:
№7, с. 4-10, 1998.
9. Научно-популярный журнал. Основы безопасности жизни. - М.: №8, №9 с.3-9, с 4. 1998г.г.
10. Государственный стандарт.
Учебные вопросы и расчёт времени:
I. Введение___________________________________________ 5 мин.
II.Основная часть ____________________________________ 80 мин.
Изучаемые вопросы:
- Происхождение факторов риска …………………………………… 3
- Классификация вредных факторов туристской среды………………17
|
III. Заключение
Введение
Действующими нормативными документами предписано: туристское предприятие должно иметь комплект нормативных документов по обеспечению безопасности туристов и руководствоваться ими в своей деятельности.
К числу внутрифирменных документов относится и «Программа обеспечения безопасности туров», которая разрабатывается туристской организацией на определенный период (сезон, тур) и включает:
■ перечень, общее определение и предварительный анализ потенциальных опасностей и вредностей (начальная часть программы);
• принятые на основе обобщения предыдущего опыта положения, постулаты и предварительное описание приемов и средств, с помощью которых возможно снижение риска до приемлемого уровня (вторая часть программы);
■ разработку контрмер и непрерывное совершенствование методов обследования всех ресурсов, включаемых в турпакет (третья часть программы);
экспедиционное обследование (рекогносцировка, ознакомительная поездка и др.) конкретного тура в целом и мер обеспечения безопасности в особенности
1. Происхождение факторов риска
Каждый фактор риска при стечении определенных обстоятельств может привести к неблагоприятным для туриста послед-
ствиям. Есть, однако, опасности, «предопределенные» пpoгpaммой тура, которые подразумеваются, но обычно никак не учитываются в мероприятиях по безопасности. Назовем их обстоятельствами повышенной опасности.
|
В частности, при убытии из места постоянного проживание месту начала тура или к месту отдыха турист пересекает несколько часовых поясов, попадает в резко отличные от привычных климатические условия. Некоторыми авиапутешественниками перелет воспринимается как определенная опасность. Авиаперелету сопутствуют перепады атмосферного давления при взлете и посадке, а смена часовых поясов чревата сбоем биоритмов организма.
Замечено, что организм туриста за семь-девять часов авиаперелета успевает быстрее подготовиться к предстоящим климатическим переменам, чем за два часа путешествия по воздуху. Растянутая по времени приспосабливаемость организма у туриста вызывает плохое самочувствие из-за несовпадения времени сна и бодрствования, рассеянное внимание в ходе экскурсионного обслуживания и др. Подобное физическое состояние туриста определяют понятием «красный глаз» (red eyes).
Туристу, прибывшему на отдых в другую страну, необходима акклиматизация — адаптация к жаре, к непривычному климатическому и ультрафиолетовому режиму.
Пребывание туриста в незнакомом районе, регионе или в другой стране может быть связано с незнанием типичных бытовых опасностей, с отсутствием иммунитета от распространенных там болезней, с криминогенной обстановкой и т. п. обстоятельствами.
Поэтому, описание и систематизация источников и свойств потенциальных опасностей и зависимость изменения физического состояния туристов от них в туре является необходимым условием разработки мероприятий по обеспечению безопасности.
|
1.1. Опасные изменения воздушной среды
Воздействие окружающей среды на туристов обусловлено повышенными или пониженными температурами воздушной среды и поверхностей, а также интенсивностью теплового облучения, относительной влажностью и подвижностью воздуха в зоне их обслуживания, резкими перепадами барометрического давления и другими факторами внешнего воздействия (табл. 5).
Первое воздействие, с которым сталкивается турист яри убытии из места постоянного проживания к месту начала тура или в место проведения отдыха, связано с неизбежными изменениями атмосферного давления. Давление может быть как повышенным, так и пониженным: оптимальная диффузия кислорода в кровь из газовой смеси в легких происходит при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.
Повышенное давление обуславливает вредные механическое (компрессионное) и физико-химическое действия газовой среды, увеличивая ее проникающий эффект. При этом повышенное содержание в крови кислорода и индифферентных газов может вызвать реакцию наркотического типа, а увеличение парциального давления кислорода в легких выше 0,8-1,0 атм приводит к поражению легочной ткани, возникновению судорог, коллапса;
Более выраженные действия организма можно наблюдать при низком давлении: резкое уменьшение парциального давления кислорода во вдыхаемой воздушной смеси приводит затем к его снижению в альвеолярном (т. е. находящегося в легочных альвеолах; лат. alveolus — лунка, ячейка) воздухе, крови и тканях. Затем через несколько секунд приводит к потере человеком сознания, а еще через 4—5 мин и к гибели.
Массовая доля кислорода в земной коре составляет около 49%, а составные части воздуха характеризуются величинами, приве денными в табл. 6.
Во вдыхаемом человеком воздухе кислорода содержится уже около 16%, а углекислого газа — 3,7-4%. Нарушение оптимального природного баланса между кислородом и углекислым газом оказывается неблагоприятным для здоровья и самочувствия: мозг потребляет около 25% от всего поступающего в организм кислорода, а по кровеносным сосудам попадает из легких во все клетки организма.
Постепенное нарастание дефицита кислорода в крови и тканях вызывает расстройство функций жизненно важных органов, которое при длительном дефиците может закончиться необратимыми структурными изменениями и гибелью.
По классификации Хендерсона при недостатке кислорода кислородное голодание и другие симптомы характеризуются следующими величинами:
■ 18% — граница безопасного уровня;
■ 16—12% — учащение пульса и дыхания, головные боли, рассеянное внимание;
• 14-9% — ухудшение мыслительных способностей, тошнота, повышение температуры тела;
■ 10% и ниже — галлюцинации, потеря сознания.
В современных практически воздухонепроницаемых помещениях концентрация кислорода будет уменьшаться до тех пор, пока оно не будет проветрено. Понижение кислорода в воздушной среде номера в отеле будет наблюдаться, если из-за шума и выхлопных газов окно не открывается или если в номере курят, или если в нем собирается много людей.
При авиаперелетах, подъеме на вершину горы и в других случаях у туриста может проявиться «высотная болезнь», не связанная напрямую с недостатком кислорода.
Она вызывает декомпрессионные расстройства: высотные — ме теоризм (расширение газов в желудочно-кишечном тракте) и декомпрессионную болезнь, — выход растворенных в жидкостях и тканях организма газов и образование пузырьков газа (в частности, азота), а также высотную тканевую эмфизему, т. е. «закипание» тканевой и межклеточной жидкости из-за появления в них пузырьков водяного пара.
При занятиях подводным спортом пузырьки газов могут вызвать закупорку кровеносных сосудов (эмболия).
В воздухе на трассе похода (перемещения) или в зоне обслуживания туристов всегда присутствуют взвешенные частицы естественного и антропогенного происхождения — пыль (dust), туман (mist), дым (smoke).
Туманы и дымы относятся к устойчивым аэрозольным образованиям, — их жидкие частицы или растворимые компоненты твердых частиц по месту осаждения могут абсорбироваться тканями.
Нерастворимые компоненты твердых частиц в воздухе могут по дыхательным путям переноситься в разные части дыхательного тракта, абсорбироваться и вызывать биологический эффект (фиброгенные заболевания органов дыхания и газообмена, заболевания лимфатической системы и желудочно-кишечного тракта).
При планировании туристских походов с подъемом в горы (например, по некогда популярному у турбаз города Сочи маршруту с подъемом к озеру Кардывач через горную гряду Аишхо I и II и далее через Авадхарскую долину на озеро Рица) представляют интерес данные о характере атмосферных осадков в зависимости от высоты (табл. 7).
1.2. Шумы и их негативные воздействия
К шумам относят любые нежелательные для человека акустические колебания инфра- и ультразвуковых частот, вызывающие дискомфорт. Под шумом также понимают любой звук, который может вызвать потерю слуха или быть вредным для здоровья, но на практике под шумом в основном понимают лишь слышимые звуки.
Показателями воздействия шума являются:
• интенсивность характеризует величину давления звуковых волн на барабанную перепонку уха человека. Измеряется как логарифм отношения данной величины звука к порогу слышимости и выражается величиной в децибелах (дБ);
• высота звука характеризует частоту колебаний среды и измеряется она в герцах (N Гц = N/сек), то есть числом колебаний N в секунду; чем больше частота колебаний, тем выше звук;
• продолжительность воздействия шума; длительное воздействие шума влечет рост числа заболеваний, понижение внимания, нарушение координации движений.
Весь диапазон слышимых звуков укладывается в 140 дБ: дыхание человека — 10 дБ; шепот человека — 20 дБ; звон механического будильника на расстоянии 1 м оценивается в 80 дБ; разговор двух человек создает шум 65 дБ. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 дБ днем и 30 дБ ночью. Впрочем... в туристской практике известен случай, когда российская туристка по суду получила от турагента возмещение ущерба, связанного с тем, что в итальянской гостинице, куда ее поселили, в соседнем номере... всю ночь капала вода из крана, что мешало нормальному сну.
Шум свыше 80 дБ вреден для человеческого уха, а болевой порог находится в пределах 120-130 дБ.
Замечено, что шум давлением 100-120 дБ на низких частотах и 80-90 дБ в среднем и высокочастотном диапазонах приводит к временному повышению порога слышимости. В условиях сильных транспортных шумов происходит непрерывное напряжение слухового анализатора, что приводит к увеличению нормального порога слышимости (10 дБ для людей с нормальным слухом) еще на 10-25 дБ, при уровне шума более 70 дБ затруднена разборчивость речи. Спектр звуковых колебаний и характер изменения сильного шума причиняют слуху ущерб, величина которого зависит, однако, от индивидуальных особенностей организма: у некоторых индивидуумов даже короткое воздействие шума средней интенсивности вызывает утрату слуха.
Другие вредные последствия шума характеризуются звоном в ушах, головокружением, головной болью, повышенной утомляемостью и усталостыб.
Более тяжкие последствия для организма несет чрезмерный шум — нервное истощение, психическая угнетенность, вегетативный невроз, язвенная болезнь, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов (табл. 8).
В соответствии с ТОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерения» уровни звукового давления в октавных полосах частот внутри салонов легковых автомобилей и микроавтобусов могут составлять около 60 дБ (по другим данным — 80 дБ), а пассажирских автобусов, — 75-80 дБ.
При наборе скорости автотранспортным средством, открывании и закрывании дверей салона возможно резкое возрастание шума до 100 дБ.
Шум в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта (до 68 дБ) вызывает ряд негативных последствий:
■ нарушение сна (удлинение периода засыпания, пробуждения во время сна, ухудшение качества сна). С увеличением частоты и силы звука более частыми становятся мгновенные прерывания сна;
■ ощущение болезненного состояния, изменение поведения, в т. ч. и возникновение стрессового состояния, — повышение активности центральной и вегетативной нервной систем и др.
При переезде туристов железнодорожным транспортом источниками шума в пассажирских вагонах являются:
■ локомотивы — уровни звукового давления, например, у выпускной трубы двигателя тепловоза достигают 100-110 дБ;
■ вагоны — удары колес на стыках и неровностях рельсов (ударный шум до 10 дБ), трение поверхности катания и гребня колеса о головку рельса. Качение колес по сварному рельсу без
выбоин и волнообразного износа ведет к формированию звуковых колебаний в широком диапазоне частот.
Шумы от вагонов и от электровозов практически одинаковы по спектру и уровню. Источники шума в салонах пассажирских самолетов:
■ работа вентилятора, компрессора, турбины и камеры сгорания (реактивная струя) турбореактивных двигателей и вращающиеся винты турбовентиляторных двигателей. Вращение винта вызывает вибрации, что приводит к большей утомляемости пассажиров в полете;
• вспомогательные силовые установки, в частности, для кондиционирования воздуха, заряда аккумуляторных батарей и для других нужд (интенсивность их шума доходит до 135 дБ). Даже внутри зданий аэровокзалов уровень шума подчас достигает 75 дБ. Звуковые колебания по частоте разделяются на:
■ инфразвуковые (низкочастотные, до 20 Гц); это неслышимые звуки, которые при большой амплитуде колебаний входят в резонанс с колебаниями внутренних органов человека и ощущаются как боль;
■ акустические (слышимые, в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20000 Гц). Это шумы производственного и бытового происхождения. Они носят непрерывный и импульсный характер. Их источниками чаще всего являются транспортные средства с низко- и среднечастотным спектром;
■ ультразвуковые (высокочастотные, с частотами от 20000 Гц до 109 Гц). Они относятся к неслышимым звукам, проявляются редко и их воспринимают и издают по большей части некоторые живые существа (летучие мыши, рыбы, птицы и др.). Источником ультразвука в низком диапазоне могут быть так же некоторые промышленные и медицинские установки. Эти колебания на организм человека оказывают влияние не только в зоне контакта источника, но и на все тело человека, его вестибулярный аппарат. Так, ультразвук может действовать на туриста через воздушную среду и контактно на руки — через твердую и жидкую среду. Влияние ультразвуковых колебаний на слуховую функцию более слабое, но расстройство вестибулярного аппарата более выражено. Ультразвуковые воздействия через воздушную среду вызывают функциональные нарушения нервной, сердечнососудистой и эндокринной систем, изменение свойств и состава крови, артериального давления.
Контактное воздействие с источником ультразвука нарушает капиллярное кровообращение в кистях рук, снижает болевую чувствительность, плотность костной ткани.
При длительно и многократно повторяющихся даже в небольших дозах ультразвукового облучения у человека возникает слабость, сонливость, снижение активности и работоспособности.
Инфразвуковые волны неблагоприятно действуют на психоэмоциональную сферу, влияют на активность туристов, их сердечно-сосудистую, эндокринную и другие системы: при частоте около 7 Гц возможен резонанс грудной клетки и брюшной полости.
Инфразвуковые колебания возникают при землетрясениях, штормах и других природных катаклизмах, а также проявляются при работе ряда машин и механизмов (компрессорные установки, тормозные системы поездов, дизелей и др.).
Порог опасности летального исхода оценивается величиной 180-190 дБ даже от кратковременного действия инфразвука; порог потенциальной опасности для жизни и здоровья лежит в пределах 155-180 дБ; порог переносимости лежит в пределах 140-155 дБ, а порогом безопасности считается инфразвук на уровне 90 дБ.
Функциональные изменения, обусловленные действием инфразвука, возникают в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой и дыхательной системах, в вестибулярном аппарате. Субъективно эти изменения ощущаются как головная боль и звон в ушах и голове, осязаемое движение барабанных перепонок, снижение внимания и работоспособности, возникновение чувства страха, угнетенное состояние, нарушение равновесия, сонливость, затруднения речи. Причем, неуверенность в себе,, эмоциональная неустойчивость и состояние тревоги являются психофизиологической реакцией организма на действие инфразвука.
1.3.Неблагоприятные воздействия вибрации
Малые механические колебания (то есть многократно повторяющиеся одинаковые или почти одинаковые процессы) в упругих телах под действием переменных сил называются вибрацией.
Источники вибрации всегда есть в тех технических средствах перемещения туристов (автотранспорт, самолет, поезд, речные и морские суда и др.). в которых используются силовые установки. Колебания в транспортных средствах передаются от дорожной поверхности через элементы конструкции на их водителей и на перевозимых пассажиров, а через грунт передаются на организмы (биоту) и инженерные сооружения, достигая фундаментов жилых и общественных зданий.
Часто вибрации, распространяемые по грунту, вызывают и звуковые колебания, приводящие в определенных условиях к разрушениям конструкций и сооружений. В грунте вибрации затухают с темпом 1 дБ/м и на расстоянии 50—60 м от транспортной магистрали уже не ощущаются. Этот параметр воздействия важен при выборе мест размещения туристов. В силовых установках транспортных средств вибрация обусловлена работой:
а) кривошипно-шатунных механизмов;
б) неуравновешенных вращающихся масс;
в) ударным взаимодействием сопрягаемых деталей, — зубчатых передач, подшипниковых узлов и т. п.
Вибрация (резонансная) пассажирского вагона возникает при приближении частоты воздействий стыков рельсов к частоте (собственной) колебаний вагона.
По способу передачи колебаний на тело туриста вибрация может быть общей или локальной, а по направлению действия — вертикальной или горизонтальной.
Действие вибрации на организм человека может привести к возникновению резонансных явлений, зависящих, в частности, от позы: в положении «сидя» резонанс наступает при частоте 4-6 Гц, для головы 20-30 Гц, для глазных яблок 60-90 Гц. Резонансные частоты могут вызвать расстройство зрения и в целом нарушение работы вестибулярного аппарата (он отвечает за положение и перемещение головы в пространстве, поддержание равновесия и др.), нанести травму позвоночнику. Широкий спектр действующих на человека вибраций может сопровождаться выдачей организму ложной информации от вестибулярного аппарата.
На тело сидячего или стоящего человека вибрация передается через опорные поверхности (общая вибрация), но может передаваться и через руки (локальная вибрация).
1.4.Свойства статических, электрических и магнитных полей и их негативные воздействия
Поле, сформированное неподвижными электрическими зарядами, возникающими в результате механического взаимодействия диэлектриков между собой или диэлектриков с металлами, называют статическцм полем.
Упомянутые выше процессы приводят к образованию и разделению положительных неотрицательных зарядов электричества, т. е. происходит образование и разделение двойных слоев зарядов противоположного знака. Так, на сухих руках накапливаются электрические заряды, создающие потенциал до 500 В.
Присутствующие между верхними слоями атмосферы и поверхностью Земли электрические заряды создают разность потенциалов в 400 тысяч В. Это электростатическое поле Земли между верхней частью тела человека и его нижней частью создает разность потенциалов около 200 В. Однако вследствие хорошей проводимости (стекания тока) человек этой разности потенциалов не ощущает, так как все части тела находятся под потенциалом одной величины.
Наведенные проходящим над Землей грозовым облаком заряды огромной величины приводят к образованию электрического поля, являющегося при определенных условиях причиной пробоя промежутка «облако-поверхность». Это и есть молния.
Так как заряды имеют свойство накапливаться на остриях или близким к ним по форме телах, то человеку во время грозы опасно находиться на открытом пространстве, вблизи отдельных деревьев или металлических предметов.
Искусственные статические поля в быту создаются синтетическими полимерными материалами, — хорошими диэлектриками, используемыми при изготовлении обуви и одежды, при отделке интерьеров, изготовлении строительных конструкций и т. д. Избыточные заряды на предметах, одежде и на теле человека воздействуют на нервную и сердечно-сосудистую систему.
Благотворно действуют такие меры защиты от статического электричества, как заземление, хождение босиком.
Электромагнитные поля (ЭМП) промышленной частоты формируются генерирующими, передающими и потребляющими техническими системами, а для оценки биологического воздействия на организм выделяют зону индукции (ближнюю зону) и зону излучения (дальнюю зону) электромагнитного поля.
Спектр электромагнитных полей характеризуется следующими частотами:
· низкие частоты (до 3 Гц); основной их источник — воздушные линии электропередач, системы транспортных средств (электрооборудования, зажигания, управления, навигации), системы охранной сигнализации, а также электротранспорт;
· промышленные частоты — от 3 до 300 Гц;
· радиодиапазона — от 30 Гц до 300 МГц и относящиеся к нему ультравысокйе (УВЧ) — от 30 МГц до 300 МГц и сверхвысокие — от 300 МГц до 300 ГГц.
Интенсивность ЭМП в диапазоне частот от 30 кГц до 300 МГц определяется напряженностью электрической составляющей, а для ее оценки в диапазоне от 300 МГц до 300 ГГц определяют плотность потока энергии (Вт/м2).
Электромагнитные поля оказывают тепловое и биологическое воздействие на организм человека:
■ нагрев хрящей, сухожилий и др.;
■ перегрев хрусталика глаза, желчного и мочевого пузыря;
• возникновение головной боли (в височной и затылочной области) приводят к быстрой утомляемости, изменению кровяного давления и пульса, к нервно-психическим расстройствам при длительном воздействии радиоволн невысокрй интенсивности и др.
Электромагнитные волны оптического диапазона (400-760 нм) воздействуют на глаз человека, вызывая специфическое раздражение сетчатой оболочки, вследствие чего возникает световое восприятие.
Человеческий глаз рефлекторно защищается при превышении интенсивности Излучения допустимого уровня: сужение зрачка, перестройка восприятия для уменьшения чувствительности.
Источником электромагнитной энергии является Солнце и его энергия поступает в виде инфракрасного, видимого и ультрафиолетового излучения. И хотя земной кислород и озон выполняют роль природного фильтра, все же ультрафиолетовое излучение оказывает заметное влияние на живые организмы. Его влияние
зависит от времени года, погоды, географической широты и высоты над уровнем моря, толщины озонового слоя в атмосфере.
В полдень интенсивность излучения на длине волны-300 нм в 10 раз выше, чем за три часа до этого или три часа спустя. Об этом необходимо помнить любителям загорать в походах и на отдыхе.
Ультрафиолетовые лучи хорошо отражаются от песка (до 25%) и снега (до 80%), хуже от воды (менее 7%).
При подъеме в гору поток ультрафиолетовых лучей возрастает с высотой, приблизительно на 6% с каждым километром. В расположенных ниже уровня моря местах (например, у берегов Мертвого моря) интенсивность излучения меньше.
Ультрафиолетовое излучение не воспринимается глазом, но поглощается кожным покровом тела, вызывая покраснение (эритему), активизацию обменных процессов и тканевого дыхания.
Ультрафиолетовые лучи относят к одному из следующих двух типов:
■ UVB-излучение (ультрафиолетовое) воздействует на поверхностные слои кожи, вызывая ожоги и ускоряя старение;
■ UVA- излучение (инфракрасное) проникает непосредственно в клетки, изменяя их структуру, провоцирует кожные заболевания вплоть до онкологических.
Загар — это образовавшийся под действием ультрафиолетового излучения в кожном покрове меланин, который к тому же хорошо защищает организм от избыточного проникновения ультрафиолетовых лучей. Бактерицидное действие этих лучей основано на свертывании (коагуляции) белков и это их свойство используют в профилактических целях, например, при дозированном облучении помещений («кварцевание»).
По восприимчивости кожных покровов к ультрафиолетовому излучению выделяют следующие ее шесть типов:
■ кожа светлая, легко обгорает и совсем не покрывается загаром (тип I);
■ кожа легко обгорает и покрывается слабым загаром (тип II);
■ кожа быстро покрывается загаром и обгорает в меньшей степени (тип III);
■ кожа более устойчива к солнечным лучам, чем соответствующая типу III (тип IV);
■ темная от природы кожа — негроидная — и почти не подвержена повреждающему действию излучения (коренные жители Австралии и Африки) — типа V и VI.
■ Воспалительная реакция кожи при избыточном ультрафиолетовом облучении сопровождается зудом, отечностью, образованием на коже пузырей и другими изменениями, в т. ч. ускоренным старением кожи.
■ Пребывание в солнечный день на склонах снежных гор без солнцезащитных очков из-за высокого содержания ультрафиолета в лучах вызывает слезотечение, спазмы век, резь и боль в глазах и др.
■ Инфракрасное излучение, проникая глубоко (до 4 см) под кожные покровы тела, повышает температуру и облучаемого участка, и общую температуру тела, вызывает покраснение участков кожи.
1.5. Воздействие электрического тока на организм
Электрический ток не имеет запаха, цвета и не создает шума, так что у туриста нет специальных органов чувств на расстоянии ощутить его наличие. Неспособность организма до начала воздействия на него электрического тока обнаружить его приводит к тому, что турист не осознает реально существующие опасности и не принимает ни мер предосторожности, ни защитных средств.
Опасность поражения электрическим током усугубляется еще и тем, что пострадавший не может сам себе оказать помощь, а неумелые действия других туристов по оказанию помощи пострадавшему чаще всего ведут и к их поражению.
При прикосновении к токоведущим частям, находящимся под напряжением, или при приближении к высоковольтным электроустановкам на недопустимо близкое расстояние происходит поражение человека электрическим током промышленной частоты.
Поражения электрическим током подразделяются на электрические травмы (тепловые (ожоги), -механические (разрыв тканей и повреждение костей), световые) и электрические удары. Наиболее опасными являются электрические удары, при которых в результате прохождения через тело электрического тока происходит нарушение физиологических процессов в организме: разложение крови и паралич нервной системы, судорожное сокращение мышц, осуществляющих дыхательное движение грудной клетки и работу сердца. Исход этого воздействия, — от легкого до смертельного поражения, — зависит от ряда факторов, а именно, от:
• величины и продолжительности действия тока (приложенного напряжения);
• рода и частоты тока;
• пути протекания тока в организме (электрическая цепв);
• величины электрического сопротивления тела (верхнего слоя кожи, достигающего в нормальных условиях величины в пределах 400G0-400000 ом; при нарушении кожного покрова сопротивление уменьшается до 800-1000 ом);
• индивидуальных особенностей и физического состояния организма туриста.
На теле человека есть особенно уязвимые к электротоку участки — так называемые акупунктурные точки площадью 2-3 мм2, в которых электрическое сопротивление кожного покрова всегда меньше электрического сопротивления окружающих зон.
Такими точками являются тыльная сторона кисти, участок руки от кисти до локтя, шея, висок, плечо, спина, передняя часть ноги. Электрическая цепь, проходящая через названные точки, при протекании по ней даже небольших токов может привести к смертельному исходу поражения. Так, при токе 0,5-1,5 мА ощущается его Действие в виде покалывания, а при токе 2-5 мА появляются боли в руке, дрожание кисти и пальцев, некоторая скованность мышц. При токе 15 мА наступают сильные боли, мышцы сковывает судорога и они частично парализуются, но находящийся под действием электрического тока турист в состоянии еще самостоятельно (хотя и с большим трудом) разжать пальцы и отделиться от токоведущей части.
При токе от 15 до 25 мА наступает очень сильная боль, мышцы рук полностью парализуются, а пострадавший без посторонней помощи не в состоянии разжать пальцы и отделить их от токоведущей части. По этой причине он остается включенным в цепь тока: под действием тока проводимость тела увеличивается и протекающий ток достигает опасных величин. Токи этих величин называют «удерживающими в контакте».
При токе 25-30 мА мышцы грудной клетки начинают подвергаться судорожному сокращению, движение последней может быть затруднено или остановлено. Дыхание у пострадавшего затрудняется или совсем прекращается. При этих значениях тока происходит сужение кровеносных сосудов и повышение артериального давления и создаются более тяжелые условия для работы сердца. При затрудненном дыхании и ослабленной сердечной деятельности человек, как правило, теряет сознание.
Если в течение 1-2 сек через тело будет протекать ток промышленной частоты величиной от 100 мА до 5-7 а, то начнется хаотическое, беспорядочное сокращение волокон сердечной мышцы: сердце перестает выполнять функции насоса и кровообращение прекращается.
При протекании тока величиной более 5-7 а нарушаются функции нервной системы, прекращается дыхание. При очень больших величинах протекающего тока смертельная опасность определяется уже не прекращением дыхания и остановкой сердца, а разрушением внутренней структуры тканей организма и глубокими ожогами тела (III—IV степень). Токи, вызывающие паралич дыхания, называют «производящими блокаду нервной системы.
Две жизненные основные функции организма связаны между собой, и нарушение одной из них ведет к нарушению другой:
■ при остановке дыхания очень быстро останавливается сердце;
■ прекращение работы сердца и кровообращения быстро приводит к остановке дыхания;
■ прекращение обеих функций приводит к клинической смерти, которая длится 7-8 мин; клиническая смерть обратима, если в первой ее фазе (4-5 мин) будут выполнены все меры по восстановлению дыхания (искусственное дыхание) и работы сердца (закрытый, непрямой массаж).
Другие характеристики электрического тока, протекающего через тело туриста — род тона (постоянный, переменный), путь тока и его частота — также влияют на степень поражения.
Заметим также, что электрический ток оказывает более опасное действие на туриста, находящегося в болезненном состоянии, состоянии душевной подавленности, утомления, опьянения и т. п.
Факторы окружающей среды, определяющие величину приложенного к телу безопасного напряжения, включают;
■ температуру и влажность. Так, в помещениях:
а) влажных и сырых — увлажняется кожа человека, вследствие чего резко снижается ее сопротивление электроудару;
б) о высокой температурой воздуха — опасность поражения электротоком возрастает за счет усиленного потоотделения;
■ наличие токопроводящей пыли, химически активных веществ — загрязнение кожи хорошо проводящими ток веществами снижает ее сопротивление электротоку.
Сочетание этих и других факторов определяет степень опасности поражения туриста электрическим током.
1.5.Влияние электромагнитных и ионизирующих излучений
В авиации широко используется радиолокационная и радионавигационная техника как в аэропортах, так и на самолетах.
Она излучает в окружающую среду потоки электромагнитной энергии (ЭМИ) высокой (ВЧ), сверхвысокой (СВЧ) и ультравысокой (УВЧ) частоты (излучения радиочастотного диапазона).
Воздействие ЭМИ на организм туриста определяется плотностью потока его энергии, частотой излучения, продолжительностью воздействия, режимом облучения и размером облучаемой поверхности тела, а также индивидуальными особенностями организма каждого туриста. Волновые и квантовые свойства излучаемой энергии оказывают биологическое воздействие на организм человека:
■ термический эффект — значительный нагрев тканей при облучении;
• расстройства нервной и сердечно-сосудистой систем, эндокринных органов при постоянном воздействии.
Проявляется это в виде раздражения человека, возникновении головных болей, ослаблением памяти и др. Если ЭМИ оказало воздействие на глаза, то это может проявиться как ожог роговицы, а воздействие ЭМИ СВЧ-диапазона — к помутнению хрусталика, то есть к катаракте.
К ионизирующим относятся не воспринимаемые органами чувств излучения, при прохождении которых через среду происходит ионизация или возбуждение молекул. Их еще называют радиацией.