авторов, изданных до 1917 года




Приведем небольшой список пьес, написанных крымскотатарскими авторами. Все эти пьесы были изданы отдельными книгами в начале ХХ века. Приобретенные нами фотокопии, позволяют сделать небольшие комментарии к ним.

Озенбашлы С.А. «Оладжагъа, чаре олмаз» /«Чему быть, того не миновать»/. Драма в трех действиях. Издание дозволено цензурой: Санкт-Петербург. – 1902. – 1 апреля. Издано: Бахчисарай: Типография газеты «Терджиман».– 1902.– 23 с. Несколько лет назад текст этой пьесы транслитерирован с арабской графики на кириллицу и издан в книге И.А. Керима «Къырымтатар эдебияты» /Крымскотатарская литература/ (Симферополь: Крымучпедгиз.– 1995.– 352 с. С. 97 – 110). В этом издании помимо текста пьесы даны достаточно подробные сведения об авторе, библиографический список работ автора и материалов о нем, а также глоссарии трудных слов, встречающихся в произведениях С.А.Озенбашлы.

Айвазов А.С. «Неден бу хала къалдыкъ» /«Как мы дошли до жизни такой»/. Пьеса в трех действиях. Издано: Баку: Каспий ве фюйузат.– 1325 г. /по летоисчислению хиджры/. – 1907.– 78 с. На последней странице текста А.С.Айвазов указывает дату и место окончания работы над пьесой:

11 января 1907 года, Алупка. По данным русского тюрколога П.Фалева, эта пьеса впервые увидела свет в 1907 году, в азербайджанском журнале «Фюйузат» /Прогресс»/. Она публиковалась по частям, начиная с 12-го номера [211, 281-287].

В последнее время пьеса транслитерирована с арабской графики к.ф.н., доцентом Ш.Э. Юнусовым и издана отдельной книгой [2]. Необходимо добавить и то, что проф. И.А.Керим, находясь в июле и августе 1977, и в ноябре 1999 года в Баку, специально посещал Академию Наук Азербайджана и Тюркологическое отделение Азербайджанского университет. Где он работал с библиотечными каталогами и обнаружил целый ряд сведений о публикациях А.С. Айвазова в журнале «Фюйузат» («Прогресс») за 1906 – 1907 годы. По свидетельству И.А. Керима, специальные работы и отдельные высказывания А.С. Айвазова о крымскотатарском театре еще далеко не изучены. С его точки зрения, небезынтересен и тот факт, что в Азербайджанской Советской Энциклопедии, изданной в 1930 году, имеются статьи об А.С. Айвазове и О.А. Акчокраклы, где освещаются малоизвестные стороны их творческой деятельности.

Тохтаргазы У.Ш. «Моллалар проекти» /«Проект мулл»/. Пьеса написана в 1909 году, но долгое время не публиковалась. Автор пьесы в 1913 году, в возрасте 32 лет, был убит реакционными фанатиками. В 1930-е годы рукопись пьесы, наряду с другими многочисленными произведениями автора, была обнаружена сотрудниками Научно-исследовательского института крымскотатарского языка и литературы. В 1937 году по предложению второго секретаря Крымского обкома Сервера Трупчу принято постановление: О литературном наследии писателя Усеина Шамиля Тохтаргазы, в котором ставится задача: «собрать все произведения, изданные и рукописные, биографические данные» с целью подготовить собрание трудов поэта [199, 44].

В 1940 году по творчеству У.Ш.Тохтаргазы была защищена кандидатская диссертация.

Молодой ученый К. Джаманаклы в своей кандидатской работе детально проанализировал не только поэтическое мастерство и прозу писателя, но и провел весьма интересные изыскания в области его драматургического наследия. В послевоенный период вышеуказанная пьеса У.Ш.Тохтаргазы дважды издавалась кириллической графикой [20, 49-69].

Болатуков У. «Айше ханым». Комедия из жизни крымских мурз, в трех действиях. Акъмесджит: «Къырым оджагъы».– 1917.– 68 с. На последней странице указана точная дата написания пьесы: 24 января – 5 июня 1916 года. Вместо предисловия автор использует такие поэтические строки (подстрочный перевод):

Не нужны мне ваши небеса,

Не нужна и сырая земля.

Лучше, мурза, возьми мое «зеркало»

И смотрись в него чаще.

Пусть в это «зеркало» смотрятся и те мурзы,

Которые родятся после.

Может быть, оно поможет им обойти стороной

Все плохое, что мы сейчас несем с собой…

 

В издании пьесы вызывает интерес еще и такая деталь. Местом издания пьесы указана симферопольская типография «Къырым оджагъы» /«Крымский очаг»/. Возглавлял же эту типографию известный крымскотатарский писатель Абляким Ильмий, который с 20-го июня 1917 года печатал в ней одноименную газету. А.Ильмию помогли открыть эту типографию Джафер Сейдамет и Амет Озенбашлы – виднейшие политические деятели того времени. Это говорит и о серьезности издательского предприятия «Къырым оджагъы». Сегодня не известно как долго она просуществовала в те сложные времена.

Но достоверно известно, что книги в этой типографии печатались крайне редко. И в этом, на наш взгляд, особая ценность данного литературного источника.

Озенбашлы А. «Йыкъынтылар астында» /«Под развалинами»/. Драма в трех действиях. Бахчисарай: типография газеты «Терджиман».– 1917.– 63 с. Информация об этой пьесе обнаружена И.А.Керимом в каталогах Российской государственной библиотеки еще в начале 1980-х годов. Несмотря на то, что был известен и шифр книги: Крым-тат. БГ – 42/41, она до сих пор не найдена. Мы также неоднократно обращались в центральные библиотеки Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточена практически вся сохранившаяся крымскотатарская литература довоенного периода, но безуспешно. Таким образом, самого текста произведения у нас нет в наличии, но есть некоторые сведения о нем, напечатанные в прессе того времени: 1. «На днях будет издано произведение Амета эфенди Озенбашлы «Йыкъынтылар астында» /«Под развалинами»/, довольно доступным языком, повествующая о крымскотатарском быте. Цена книги 150, с почтовыми расходами 165 копеек. Адрес: Бахчисарай, книжная лавка г-на А.Тарпи» [96]. Еще одно сообщение, буквально на днях любезно предоставленное нам редактором газеты «Голос Крыма» Эльдаром Сеитбекировым, обнаружено в русскоязычной газете. В ней говорится следующее: «Издана книга Амета эфенди Озенбашлы под названием «Йыкъынтылар астында» /«Под развалинами»/. Это первая книга автора. В ней богатыми красками написана картина жизни и быта крымских татар. Показана драматическая судьба женщины в обществе, похожая на состояние маленьких домиков, оказавшихся пленниками гор. Приветствуя литературный труд молодого автора, желаем ему дальнейших творческих успехов.

 

Литература:

 

1. Керим И.А. Теренлик. Монография. Ташкент: Гъафур Гъулам адына эдебият ве санат нешрияты.– 1988.– 144 с.

2. Керим И.А. Медений эснас: 1920 – 1938. Симферополь: Таврия.– 1997.– 496 с.

3. Керим И. Амет Озенбашлынынъ эдебий фаалиети. В кн.: Годы. Люди. Судьбы. Материалы международной научной конференции, посвященной 105-летию со дня рождения А.Озенбашлы. Симферополь: Крымучпедгиз.– 1999.– 136 с.

4. Керим И.А. Библиографик сечмелер. Акъмесджит: Къырым девлет окъув педагогика нешрияты.– 1994.– 56 с.

5. Керим И.А. Х1Х асырнынъ сонъу ве ХХ асырнынъ башында къырымтатар бедий сёзюнинъ эврими. Монография. Симферополь: Къырымдевокъувпеднешир.– 1998.– 184 с.

6. Керим И.А. Къырымтатар эдебияты. Къулланма дерслик. Акъмесджит: Къырымдевокъувпеднешир.– 1995.– 352 с.

7. Керим И.А. Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи: 1883 – 1914. Акъмесджит: Тарпан.– 1999.– 408 с.

8. Керим И.А. Эски эдебиятымызда къулланылгъан базы сёзлернинъ изаатлары. Тахаллюслер лугъаты. Акъмесджит: Къырымдевокъувпеднешир.– 1997.– 56 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: