Крымскотатарском языке в конце ХIХ и начале ХХ века




Сведения о театральных постановках на

 

Рассматриваемые вопросы:

1. Информация о драмах крымскотатарских авторов, изданных до 1917 г.

2. Крымскотатарский театр на страницах газеты «Терджиман» в начале ХХ в.

 

 

Ситуация кардинально изменяется в связи с появлением в 1883 году частной газеты И. Гаспринского «Терджиман», периодически печатавшей множество материалов, связанных с крымскотатарским сценическим искусством и драматургией конца Х1Х и начала ХХ века.

Одна из первых театральных статей, напечатанных в «Терджимане» (1886. – февраль 4, 7), информирует о спектакле на крымскотатарском языке, поставленном в Бахчисарае, в доме господина Михайли. Среди зрителей наряду с крымцами присутствовала караимская и греческая молодежь.

3 марта 1897 года в «Терджимане» была помещена статья о представлениях на крымскотатарском языке, организованных И. Лемановым, С.Хаттатовым и Мансурским, известными впоследствии деятелями крымскотатарского народа. Они и сами неоднократно принимали непосредственное участие в сценических постановках.

Следует отметить, что театральное искусство привлекало к себе представителей различных социальных слоев. Так, к примеру, Исмаил Леманов, речь о котором шла выше, был преподавателем арабского языка в «Зынджырлы медресе», а Сеитджелил Хаттатов – (чуть позже) известным политиком.

В «Терджимане» за 6 января 1898 года была опубликована статья о школьном театральном представлении на крымскотатарском языке. В ней рассказывалось об интересе учащихся одной из школ Акмесджита (Симферополя) к сценическому искусству.

И спектакль, и выступление школьного оркестра доставили большое удовольствие гостям. Интересно заметить, что подобные постановки и концерты были традицией этой школы.

Несколько месяцев спустя, учащиеся той же школы прибыли поездом в Бахчисарай и в сопровождении местной молодежи прошествовали по центральной улице города, а вечером во дворе Хансарая дали концерт. Веселое представление с иллюминацией и танцами подарило настоящий праздник жителям города. Молодые люди, увлеченные музыкальным и сценическим искусством, вызвали такой интерес, и уважение к себе, что мурза Сеитбек Булгаков из села Коккозь пригласил их на культурный отдых в свое село и на Яйлу, предоставив им необходимое количество фаэтонов для путешествия («Терджиман». – 1898.– 10 мая).

Еще об одном школьном театральном представлении повествует «Терджиман» за 21 февраля 1899 года. Речь идет о мероприятии, организованном 18-го февраля в Акмесджитской (Симферопольской) татарской школе самим И.Гаспринским, завершившемся инсценировкой пьесы «Татар хорантасында мусафир къабул этме мерасими» («Прием гостей в татарской семье»). Самым примечательным в этом спектакле было участие мусульманской девушки. (В статье Джеляла Меинова, к которой мы еще будем не раз обращаться, временем первого выхода на сцену мусульманской девушки в Крыму значится 1906 год). В газетной заметке выражена особенная благодарность мурзе Исмаилу Муфтизаде, который постоянно оказывал школе материальную помощь.

«Терджиман» за 6-е апреля того же года сообщает об успешной постановке спектакля в Бахчисарае, который принес 228 рублей дохода. Эти деньги были высланы в качестве материальной помощи населению города Гродно, пострадавшего от пожара.

Особенно значима для исследователей театральной культуры статья Джеляла Меинова «Къырымда татар театросы» /«Татарский театр Крыма»/ опубликованная в газете «Енъи дюнья» за 17 ноября 1925 года продолжение статьи в журнале «Илери».– 1926.– № 1.– С. 40 – 45. Выходя за рамки сухих сводок новостей, статья показала состояние и прошлого, и современного сценического искусства как бы «изнутри». Ведь в молодости Джелял Меинов был особенно увлечен театром и входил в состав театральной труппы, организованной молодежью в конце Х1Х века в Бахчисарае. Он совершенствовал свой сценический талант, сыграл практически во всех пьесах, поставленных в те годы бахчисарайской труппой. Поэтому упомянутая выше статья в большей части основана на воспоминаниях автора.

Джелял Меинов в молодости, готовясь для поступления в Новороссийский университет, стал серьезно изучать русский и овладел им настолько, что стал переводить русскую классику на крымскотатарский язык. Переведя произведение Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая шейка» /«Кок боюн»/ и Перелыгина «Заяц» /«Тавшан»/, он издал их отдельными небольшими книгами в Санкт-Петербурге, в издательстве своего земляка Ильяса Мурзы Бораганского и Бахчисарае, в издательстве газеты «Терджиман». Как известно, впоследствии (в 1920-е годы) Джелял Меинов стал знаменитым актером и режиссером Крымскотатарского государственного драматического театра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: