III. Изучение новой темы.




ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

– Ребята! В человеческой жизни бывают такие моменты, когда случаются несчастные случаи, связанные с остановкой сердца и дыхания на улице, на работе, с близкими вам людьми. Вы можете оказаться рядом и ничего не сможете предпринять при этом. Почему? Да просто потому, что вы не знаете что делать, как поступить в той или иной ситуации. А время, отведенное для сохранения жизни пострадавшего, неумолимо уменьшается. Чтобы он не потерял этот последний шанс в таких экстренных ситуациях, мы должны изучить тему оказания первой помощи при остановке сердца.

 

II. Повторение пройденного материала.

1. Беседа.

Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система» (слайды 2,3,4).

Вопросы к беседе:

- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергию движения крови)(слайды2и 3).

- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами).(слайд 4).

- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).

- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – патологическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет).

2. Практикум «Как проверить пульс».

Учитель. Вспомните, что такое пульс (слайд 5) (Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий).

В каких местах лучше всего прощупывать пульс? (Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка)

Под моим руководством выполните практический тренинг в парах по заданиям:

· Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями. Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.

· Не прижимайте пульс большим пальцем, так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца, и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.

· Пульс на шее (горле) находится в ложбине пониже челюстной кости, сбоку от кадыка. Проверьте его также тремя пальцами.

 

III. Изучение новой темы.

Учитель. Что такое первая помощь? (слайд 6).

Учитель. По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности? (Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорке дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке).

При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от трех до пяти минут.

Признаки клинической смерти (слайд 7)

Отсутствуют:

- сознание;

- самостоятельное дыхание;

- реакция на боль;

- пульс на сонной артерии

Зрачок широкий, не реагирует на свет.

Проверка реакции зрачка на свет (слайд 8):

· Прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать.

· При наличии фонарика, осветить зрачок.

 

Обеспечение проходимости дыхательных путей (слайд 9):

· Очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс.

· Запрокинуть голову, подложить валик.

· Выдвинуть нижнюю челюсть.

 

Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.

Способы искусственного дыхания:

· Способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания (слайд 10).

· Способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт(слайд 10).

· Способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.

· Способ Каллистова - применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поварачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.

 

При правильном проведении искусственного дыхания у пострадавшего

наблюдается подъем грудной клетки.

 

При терминальном состоянии (это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма) речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае необходима экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Проводится непрямой массаж сердца.

 

Если прекратились дыхание и сердечная деятельность необходимо сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (слайд 11).

· Пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности.

· Встают с левой стороны от него и кладут свои ладони одну на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мечевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего.

· Энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка отпуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке.

· Передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее 3-4 см.

НЕДОПУСТИМО!

· Проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии.

· Накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя.

 

Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием (слайд 12)

Непрямой массаж сердца проводится в сочетании с искусственным дыханием. В этом случае помощь оказывают два или три человека:

· Первый производит непрямой массаж сердца.

· Второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот».

· Третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь.

· Во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя.

· Попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).

 

IV. Закрепление.

1. «Азбука» элементарной реанимации(слайд 13).

2. Ответьте на вопросы (слайд 14).

Что такое первая помощь?

Как определить пульс пострадавшего?

Как выполняется непрямой массаж сердца?

Что происходит с сердцем во время массажа?

Что такое искусственная вентиляция легких?

Расскажите о правилах выполнения искусственного дыхания.

 

V. Итог урока.

По итогам проделанной работы обучающиеся оцениваются учителем.

Домашнее задание: § 23;записать и знать правила определения пульса, искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: