III. Развитие речи и мышления у ребенка до пяти лет




В вашей семье живет или только собирается появиться на свет самый прелестный ребенок, лучший на всем земном шаре. О каком великом будущем ребенка мечтают его мать, отец, ба­бушка и дедушка?

И оно в самом деле велико и прекрасно, это великое буду­щее: вашему ребенку предстоит овладеть речью и изумитель­ным конкретно-образным мышлением уже к пяти годам.

Как же это произойдет? Сошлюсь на два авторитета. На А. С. Макаренко, который на вопрос молодой мамы: с какого возраста надо ей начинать воспитание ребенка, которому пока только три недели, — ответил, что она уже опаздывает с воспи­танием на три недели, так как начинать следует с самого дня рождения.

А также сошлюсь на великого английского педагога и пси­холога XVII века — Джона Локка, который в своей моногра­фии о воспитании детей1 очень точно отметил, что сознание ребенка, его характер, культура, воспитанность и мышление за­висят от того, что родители заложили в него до пятилетнего воз­раста. Душу ребенка он сравнивал с чистой классной доской: что на ней будет написано до исполнения ребенку пяти лет, то проявится в юноше или девушке в зрелом возрасте.


1 Джон Локк воспитывал детей английских королей, принцев, считая, что их надо воспитывать так же, как детей крестьян: не хочет есть, оставьте ему на столе кусок черного хлеба и т. п.

 

Итак, воспитание надо начинать с первого дня жизни ре­бенка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а уж там... что посеешь, то и пожнешь.

Да какое же это воспитание с первого дня жизни? Он же еще ничего не видит и ничего не слышит! —- скажете вы. Заглянем в то, что есть мозг новорожденного и мозг пятилетнего ребенка.

Действительно, это два очень отличных мозга, но у них есть и много общего: оба полушария головного мозга состоят из четырех долей, имеющих непосредственное отношение к по­знанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные (слуховые) доли, со­ответственно две затылочные (зрительные) доли, две теменные доли, ответственные за тактильные и пространственные коор­динаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других на­выков ног и рук, а также пространственно организованные дви­жения артикуляционного аппарата, то есть различные «позы» губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани и даже мышцы, регу­лирующие речевое дыхание.

И наконец, две — правая и левая — лобные доли. У лоб­ных долей организационные функции. У малыша они выпол­няют роль закрепления всех элементарных тактильных, слухо­вых и зрительных сигналов, стимулируют общую активность ребенка для решения его ежечасных потребностей: быть сытым и чистым, то есть для преодоления дискомфорта, в процессе которого устанавливается «речевой» контакт с мамой, папой, бабушкой.

К концу первого года жизни ребенка заканчивается пери­од дословесной коммуникации. Ребенок проходит стадии слу­чайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врожденный характер и свойственна для детей всех на­циональностей. Гуление наблюдается и у глухих детей, у кото­рых не было звукового контакта с матерью, но картина значи­тельно меняется, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев1. В 8-9 месяцев слышащий ребенок начинает на слух глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указа­тельным жестом «отвечать» на вопрос «где папа?», «где птич­ка?» и т. д., причем малыш радуется, что его понимают, подражает


1 Ребенок в 8-9 месяцев перестает гулить и не начинает лепетать. Поэтому признаку — прекращению гуления и отсутствию лепета — в большинстве случаев и определяется то, что ребенок не слышит.

взрослым в играх с игрушками, куклами, ложкой, чашеч­кой и т. п. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варь­ируются: вокализируются чувства радости и недовольства в со­провождении уже характерных звуков: а-а-а; у-у-у и т. д. На смену гулению пришел лепет. Ребенок уже пытается ходить, иг­рает в «ладушки», машет рукой на слово «до свидания», качает головой на слово «не», но все эти движения ребенка результат того, что им его научили родители.

К 12 месяцам у малышки уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребенком, тем быст­рее налаживается их контакт с ним, тем богаче звукосочетания, наблюдаемые в этом важнейшем периоде лепета, из которого в ближайшие месяцы будут рождаться первые слова ребенка.

Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи, оно закладывает пассивный словарь ребенка. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и тем моментом, когда он произнесет слово, обозначающее предмет, насчиты­вает 5-8 месяцев.

А пока что малыш еще лопочет «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. д., с трудом повторяя эти слоги. И если взрослый может нау­чить ребенка в 9-10 месяцев по заданию делать те или иные дви­жения, то артикулировать по заданию он еще не может.

Примерно к началу второго года жизни у ребенка в про­цессе общения со взрослым появляется понимание того, что предметы имеют названия, и в год и два месяца у малыша по­является целенаправленный указательный жест, сопровождае­мый интонацией требования: «назови». Указательный жест ма­лыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой, иногда возвращается к уже «пройденным» предметам, а он все переводит свой указательный пальчик и переводит его, пока не «насытится» познанием того, что разные предметы имеют раз­ное название. Этот момент активного указательного жеста яв­ляется большим скачком в становлении первого этапа детско­го конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова.

Итак, ваш малыш подвижен, бегает по квартире, за ним нужен глаз да глаз, он может залезть на стол, буфет, пианино, схватить нож, перевернуть стоящие на столе предметы. Он все­ми силами старается быть «полезным»: диванные подушки могут

 

плавать в ванной, книги могут быть сброшены с полок, а нечаянно возникшая на полу ЕГО лужица может быть растерта ручками, затем вытертыми о рубашку, штанишки или платьице.

Все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горя­чий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился; он (она) начинает фантазировать, например, не просто берет пустышку-соску в рот, а кладет ее на ложку и с ложки пытается ее отправить по назначению, и т. д. и т. п. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал «мамино пение» колы­бельных или русских народных песен. Современная тенденция заменять «мамино пение» магнитофонными записями не толь­ко классической, а нередко и популярной музыки, не стимули­рует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка, оглушает его. Пение должно быть тихим, но разборчивым. И тогда ваш младенец именно в самом начале второго года жизни начнет, слушая пластинку, петь мелодии «Полюшко-поле» или «Во поле береза» или «Вечерний звон» и т. д. Это, возможно, предупредит у ребенка-левши появление заикания как следст­вия задержки речевого развития. Он (она) приобретает жиз­ненный опыт, слышит и понимает уже речь родителей, у не­го (у нее) накапливается пассивный словарь в понимании многих сложных глаголов, наречий (тут, там, сюда, потом и др.), бурно накапливается понимание многих сложных гла­голов с приставками (на, в, к). В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи 6-8 звуков с разными слого­выми вариациями, которые понимает только мама, но это уже общение с помощью речи.

Развитие, речи у детей может протекать различно. У од­них — довольно медленно формируется «высказывание» из 2-3-х слов, но эти малыши быстро, к году и восьми месяцам, а то и раньше, овладевают произношением почти всех зву­ков родного языка, и лишь затем их «фраза» возрастает до 2-3-х слов и больше. У другой группы ребятишек бурно раз­вивается мелодика речи, они произносят длинные «фразы», но понимает их только мать, так как у них еще нет большинст­ва звуков, и они «оперируют» появившимися у них нескольки­ми слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что обусловлено, вероятно, более пластичной нерв­ной системой девочек.

 

К двум годам здоровый, нормально развивающийся ребе­нок, живущий не в «Доме ребенка» и не в яслях, а дома, с кото­рым много говорили не только отец и мать, но и все члены се­мьи, который уже «танцует» (очень важна ритмичная под музыку двигательная активность ребенка), с которым много пе­ли песен для детей и взрослых композиторов В. Я. Шаинского и А. И. Пахмутовой1, и обязательно протяжные, умные русские народные песни; который слышал много сказок, потешек, до­брых стишков для детей, который, подражая взрослым, начи­нает рано тянуться к карандашу и который любит рассматри­вать картинки в книгах, соответствующих его возрасту, — начинает свободно говорить, не освоив, допустим, к двум го­дам лишь самый сложный звук «р».

Ребенок уже самостоятельно играет с любимыми игруш­ками, не переставая разговаривать с ними. Девочки поют сво­им куклам колыбельные песни, а мальчуганы какие-то «воен­ные». Но все уже знают «В лесу родилась елочка...».

Если от 1 года до 1 года 10 месяцев у ребенка наблюдают­ся только односложные, редко двусложные предложения, за­тем происходит «скачок»: появляется предложение из несколь­ких слов со множеством существительных с уменьшительными суффиксами, появляются наречия с глаголами, после 2-х лет (до 2 лет и 6 месяцев) наблюдается бурное нарастание употребле­ния предлогов, местоимений, прилагательных, наречий, слож­ных предложений с союзами, вопросительными словами. По­сле 2 лет 6 месяцев у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «для» и др.

К трем годам грамматический строй родного языка в ос­новном оказывается усвоенным. Вопросительными словами яв­ляются: «как», «почему», «какой», фразы со множеством одно­родных членов предложения («щенок нашел себе ямку и залег в нее»). Так, уже к двум с половиной годам у ребенка бурно раз­вивается конкретно-образное мышление с элементами фанта­зии, которое надо поощрять в процессе игр: «угадай загадку», «чьи это ноги», «давай вместе сочинять сказку», ребенок занят творчеством: то он в карман вашего фартука опустит какую-то бумажку. — «Что ты туда положила?» — «Это я опустила пись-мо к бабушке», то она подбегает к вам с вопросом: «Отгадай,

1 Желательно, чтобы ребенок любил «танцевать» под чудные пьесы для детей П. И: Чайковского и М. П. Мусоргского.

что это?» и показывает соединенные в ряд две ладошки с рас­топыренными пальчиками. — «Не знаешь? Да это же солныш­ко!». И так без конца.

С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. У ребенка появляется представление о числе (один, два, много), он может не только знать наизусть множество сти­хотворений, но и сам сочинять «стихи», работать с конструкто­ром, «исследовать», что у мишки в животе, разломать машин­ку, нянчить куклу, ходить с коляской, подражая маме.

Итак, вашему малышу три года. Это уже самостоятельный человек, который во всем подражает папе и маме, вертится пе­ред зеркалом, прихорашивается или не хочет сменить старую курточку или рубашку на новые вещи. Он к старым привык. И на все у него есть ответ. Он превращается в «почемучку»: «По­чему у меня пять пальцев?», «Пожалуйста, приспособь свою книжку к моим мозгам, а то мне скучно». А через некоторое время, лет в пять, он потребует от вас утвердительного ответа: «Ты уверен, что на других звездах тоже живут люди?».

Конкретно-образное мышление — великолепное средст­во для познания окружающего мира, и ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить интересы, любопытство ребенка. Это тот возраст, в котором ребенок осознает смену поколений и то, что что-то было давно-давно, вчера, и даже не вчера, а еще рань­ше, и очень многое еще должно случиться в будущем.

Ребенка в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Ивануш­ке-дурачке («По щучьему велению...» и т. п.), так как они воспе­вают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с деть­ми фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непо­нятные речевые обороты, например, «и лес и дол видений пол­ны»... Настольными книгами малыша должны стать стихи и сказки Чуковского, Маршака, Барто, Михалкова, современных сказочников. Ваш ребенок уже может запомнить множество сти­хов, и хорошо, если он будет знать стихи Тютчева, Никитина и других поэтов. А затем, еще до школы ему станут интересны рас­сказы о богатырях — былины об Илье-Муромце, расскажите ему о героях Великой Отечественной войны и войны 1812 года, мож­но выучить «Бородино» М. Ю. Лермонтова, читайте ему (ей) мифы

 

Древней Греции, ведь героями были не только три мушкете­ра. В ребенке надо утверждать любовь к дедушкам и прадедуш­кам, к бабушкам и прабабушкам, подчеркивая их лучшие каче­ства. С этого начинается любовь к Родине.

Около пяти лет ребенку уже можно рассказывать об осо­бенностях жизни и обычаях народов разных стран, обитателях моря, рек и лесов. Но очень внимательно отбирайте для него передачи телевидения. Ни в коем случае не нужны ребенку мультфильмы ужасов. Они нарушат его сон, могут вызвать заи­кание, которое преодолевается затем с большим трудом.

В вашем доме может появиться глобус или географическая карта, и в «путешествиях» с родителями вокруг дачи ребенок постепенно получит знания о реках, горах, полях, озерах и т. п. В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и су­ток, о наличии звезд, и малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнавая, что словами клетка, звезда, ручка, ключ обозначаются не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье и т. п.

Так закладываются в сознание ребенка элементы абстракт­ного мышления.

Если к пяти годам ребенок не освоил произнесение зву­ков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие зву­ки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно надо об­ратиться к логопеду, так как в школе он может путать эти звуко-буквы, что, естественно, скажется на успеваемости. За­нятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, по­этому данную «проблему» желательно разрешить в том же пя­тилетнем возрасте, за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи сами «дирижируйте» при чтении стихо­творений, при пении (или танце под пение), отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, подводите его к умению слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесенными зву­ками, например: Звонок-3ано3а~ко3а-3уб, напишите эти слова и попытайтесь вместе с ребенком определить в них порядок отдель­ных звуков, но делайте все в виде игры. Когда ребенок ошибается, «не замечайте» этого, похваливайте за находчивость и т. д.

Деликатно помогите своему ребенку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки

 

 

Воспитывайте в ребенке самоуважение и никогда не ру­гайте его за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку: вспоминайте, сколько всего вы сами разбили, сломали. И он будет вашим другом, будет радовать вас своей учебой, любо­знательностью, наблюдательностью. И никаких проблем с вто­рогодничеством, а помощниками вашими будут логопед, вос­питатель детского сада, учитель первого класса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: